Интеллектуальный капитал как совокупность нематериальных активов компании

Субботина Галина Валерьевна
аспирант социологического факультета
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки
№4, 2016

Аннотация. В статье отмечается, что одним из признаков компании, эффективно использующей интеллектуальный капитал, является ее рыночная капитализация, превышающая стоимость ее основных фондов, материальных и финансовых средств. Превышение капитализации компании над стоимостью ее реальных активов формируется как раз за счет интеллектуального капитала: новизны и перспективности предлагаемых продуктов или услуг, рыночных ожиданий на новых сегментах рынка, предполагаемой прибыли от патентов, торговой марки, взаимоотношений с потребителями и т.д. Важным признаком компании, наращивающей свой интеллектуальный капитал, является значительный объем инвестиций, направляемых на исследования и разработки.

Интеллектуальный капитал объединяет не только знания людей, но и их моральные ценности, а также имидж организации, ее структуру, информационную систему, банки данных, лояльность клиентов и т.д. Именно разнообразный состав элементов характерен для интеллектуального капитала. Все элементы в процессе формирования и развития интеллектуального капитала взаимодействуют между собой: знания и способности работников воплощаются в организационные процессы и связи с партнерами, которые, в свою очередь, создают базу для устойчивых и продолжительных отношений с клиентами; сотрудничество с клиентами и партнерами помогает накапливать опыт, развивать знания и способности работников, создавать базы данных и т.д.

Интеллектуальный капитал часто называют «невидимым активом» - в этом определении заключена его нематериальная природа. Знания или творческие способности людей, имидж компании, моральные ценности невозможно ощутить. При этом, сложно найти надежные способы измерения коллективных знаний сотрудников компании, их опыта и интуиции, интеллектуальной собственности, усвоенной ими информации. Интеллектуальный капитал нацелен на будущее - в отличие от физического, который являет собой результат определенных действий в прошлом. Даже его стоимость формируется, исходя из ожидания возможностей его использования в будущем. Наиболее успешно интеллектуальный капитал может развиваться в процессе создания новой продукции и осуществления мер по освоению новых ниш на товарных рынках. Развитие зависит от того, насколько успешно компания может для этого организовать исследования и разработки, сконцентрировать необходимые интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.

Одним из признаков компании, эффективно использующей интеллектуальный капитал, является ее рыночная капитализация, превышающая стоимость ее основных фондов, материальных и финансовых средств. Превышение капитализации компании над стоимостью ее реальных активов формируется как раз за счет интеллектуального капитала: новизны и перспективности предлагаемых продуктов или услуг, рыночных ожиданий на новых сегментах рынка, предполагаемой прибыли от патентов, торговой марки, взаимоотношений с потребителями и т.д. Превышение может быть многократным и носить стабильный характер, не подверженный спорадическим рыночным колебаниям. Важным признаком компании, наращивающей свой интеллектуальный капитал, является значительный объем инвестиций, направляемых на исследования и разработки.

Интеллектуальный капитал не аддиктивен, т.е. он формируется не сложением его отдельных частей, а на основе взаимодействия этих частей, за счет синергетического эффекта. В процессе взаимодействия различных составляющих интеллектуального капитала можно получить положительный эффект, который будет не пропорционален приложенным усилиям. Поэтому один из секретов успешного формирования интеллектуального капитала организации кроется в эффективном взаимодействии, взаимопроникновении разных видов интеллектуального капитала (в том числе таком, в рамках которого осуществляется перенос знаний из сферы взаимодействия с внешними контрагентами организации во внутрикорпоративные системы и закрепление их там с целью широкого использования сотрудниками). Носителями интеллектуального капитала являются специально подобранный и подготовленный персонал компании, а также ее структуры и клиенты. Отмечая особенности интеллектуального капитала, Стюарт подчеркивает одно весьма важное обстоятельство: «Компании не имеют прав собственности на человеческий и потребительский капитал, а являются их совладельцами наравне с работниками компаний (в случае с человеческим капиталом) или заказчиками и поставщиками (в случае с потребительским капиталом). Только признав факт равноправного владения, компания может получать выгоду от управления этими нематериальными фондами» [4].

Такие сходные понятия, как «интеллектуальный капитал», «нематериальные активы», «интеллектуальная собственность», взаимосвязаны, но не синонимичны, неравнозначны. Не все элементы интеллектуального капитала являются нематериальными активами. В частности, некодифицированное знание (интеллектуальные и деловые качества работников, их квалификацию и способность к труду) как составляющую интеллектуального капитала нельзя отнести ни к нематериальным активам, ни тем более к интеллектуальной собственности организации.

В свою очередь, не относятся к нематериальным активам НИОКР, результаты которых не внедрены в производство. По российским стандартам к нематериальным активам не относятся списки клиентов, доля рынка, права на сбыт, лояльность клиентов, а ведь это составляющие интеллектуального капитала организации. Расходы на обучение и подготовку персонала также по российским стандартам не относятся к нематериальным активам, «так как отсутствует возможность их идентификации, установления соответствия другому имуществу». (между тем, Международные стандарты финансовой отчетности - МСФО относят эти расходы к нематериальным активам, но только в том случае, если существуют юридические гарантии, закрепляющие работников за организацией.)

Не все нематериальные активы являются объектами интеллектуальной собственности организации. Так, управленческие навыки и лидерские качества менеджеров не могут быть отчуждены от своих носителей - сотрудников организации и стать объектом исключительных прав имущественного характера, а время использования этих не признаваемых в учете нематериальных активов определяется временем работы конкретного сотрудника в организации. Не все технологии и методы работы можно запатентовать и лицензировать, т.е. перевести в объекты интеллектуальной собственности, и наоборот. Например, по стандартам МСФО не относится к нематериальным активам такой объект интеллектуальной собственности, как торговая марка, созданная компанией. Считается, что затраты на создание торговой марки нельзя отделить от затрат на развитие организации в целом. Знания общего характера или философия фирмы, которые, безусловно, относятся к интеллектуальным активам, также не могут быть формально защищены правом собственности.

В определенный момент на предприятии сформируется качественный багаж знаний, и встанет вопрос оценки последнего, то есть возникнет необходимость определить количественную составляющую нематериальных активов предприятия. Для того чтобы инвесторы, учредители, акционеры, аудиторы и иные лица имели возможность рассчитать величину интеллектуального капитала предприятия, необходимо определить его сущность, как с экономической, так и с юридической стороны, в том числе для целей его учета. Здесь однозначного мнения среди ученых не существует. Так, например, А.Н. Козырев и В.Л. Макаров в понятие интеллектуальный капитал включают нематериальные активы и интеллектуальную собственность, причем нематериальные активы рассматриваются в узком (бухгалтерском) смысле, и их содержание жестко регламентируется правовыми документами и бухгалтерскими стандартами, в отличие от самого понятия интеллектуальный капитал, которое нигде в мире не закреплено законодательством. Э. Брукинг, а также Л. Эдвинссон, один из ведущих специалистов в мире по интеллектуальному капиталу, рассматривает неосязаемые активы и интеллектуальный капитал в наиболее широком смысле как совокупность всего нематериального, которым обладает предприятие. Понятие интеллектуальный капитал в данном случае совпадает с понятием нематериальных активов и рассматривается как необходимое условие конкурентоспособности компании.

В связи с тем, что в настоящее время существует множество подходов к определению интеллектуального капитала, для удобства его учета и оценки, а также эффективного развития, целесообразно создать некую структуру, которая включала бы в себя все возможные составляющие интеллектуального капитала. А.Ю. Шатраков, М.Я. Парфенова и И.Н. Воропанова формируют подобную структуру путем выделения в интеллектуальном капитале направленных асимметрических статической и динамической частей. Статическая часть включает в себя рыночные активы (клиентская база, брэнд, репутация фирмы), человеческий ресурс (знания, опыт, квалификация персонала), инфраструктурные активы (методы PR, информационные технологии), организационное знание (технологии и методы ведения бизнеса, способы коммуникации с персоналом и клиентами, корпоративная культура) и интеллектуальную собственность (изобретения, полезные модели, ноу-хау, товарные знаки и знаки обслуживания). Динамическая часть реализуется с использованием когнитивной технологии принятия решений, то есть на базе информационных технологий, специально ориентированных на развитие интеллектуальных способностей человека. Сюда относится качество мышления специалиста, человеческий потенциал, человеческий фактор, вероятность принятия и реализации эффективных решений за допустимое время. Именно в предложенной структуре реализуется основной механизм диссимметрии (многофакторности) интеллектуального капитала.

Оценка уровня интеллектуального капитала компании, в частности, позволяет:

  • учесть все неосязаемые активы и более адекватно отражать стоимость компании;
  • повысить эффективность управления неосязаемыми активами;
  • выявить факторы и резервы развития;
  • повысить инновационную активность;
  • более полно информировать потенциальных инвесторов и повысить привлекательность компании;
  • создать творческую атмосферу;
  • более бережно относится к человеческому капиталу и его развитию.

Итак, можно сформулировать следующие характеристики, описывающие интеллектуальный капитал:

  • интеллектуальный капитал - это капитал, воплощенный в знаниях, умениях, опыте, квалификации людей;
  • стоимость интеллектуального капитала компании - это превышение рыночной стоимости компании над балансовой стоимостью ее активов;
  • интеллектуальный капитал можно представить как совокупность человеческого, структурного и потребительского капитала компании;
  • интеллектуальный капитал представляет собой совокупность нематериальных активов компании: рыночных, интеллектуальных, инфраструктурных и человеческих.

Кроме того из введенного в экономику понятия стоимости интеллектуального капитала компании следует, что имеется возможность разделения интеллектуального капитала компании на составные части, создание каждой из которых связано с формированием основных материальных активов фирмы.

Анализ этой характеристики позволяет выявить следующую особенность в отношении интеллектуального капитала: способность рабочей силы накапливать и применять знания в процессе производства позволяет создавать дополнительную стоимость предмета труда. Такую стоимость Таийчи Сакайя назвал стоимостью, создаваемой знанием [5]. В результате создается «овеществленное» знание, которое некоторые авторы и относят к интеллектуальному капиталу. Эта способность и формирует интеллектуальный капитал компании как разность между ее рыночной и балансовой стоимостью.

При этом перед исследователями встает вопрос, как выявить связь между нематериальными активами и результатами производства. В частности, необходимы новые теории организации, которые могли бы помочь наглядно оценить вклад нематериальных активов в производственный процесс и включить их в стратегическое и оперативное управление предприятием [1].

Литература:

1. Букович У. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с англ. / У. Букович, Р. Уильяме М. : ИНФРА-М, 2002. XVI. С. 324.

2. Гостева О.В. Интеллектуальные ресурсы как основа интеллектуального капитала организации / О.В. Гостева, Е.И. Акентьева // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 63 (37).

3. Каргинова М.А. Что в настоящее время следует относить к интеллектуальным ресурсам? // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 277.

4. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. М. : Поколение, 2007. С. 236.

5.   Таийчи Сакайя. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего // В кн. Новая индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева М. : Academia. 1999. С. 337-371.

6.   Шатраков А.Ю. Диссимметрия интеллектуального капитала предприятия / А.Ю. Шатраков, М.Я. Парфенова, И.Н. Воропанова. М. : Экономика. 2007. 176 с.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ