Конкурентные преимущества фирм: слагаемые, факторы, методы оценки

Храмцова Анастасия Станиславовна,
студентка факультета экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Жиляева Алена Михайловна,
студентка факультета экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Кешишян Лиана Акоповна,
студентка факультета экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Политика, экономика и инновации
№3 (20), 2018

Аннотация: работа посвящена проблемам конкурентоспособности, в ней описана динамика показателей, влияющих на конкурентные преимущества организации.

Изучение проблем конкурентоспособности обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов стратегического управления на предприятии [1]. Существует необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции.

Целью написания работы является выявление конкурентных преимуществ ПАО «ВЕРОФАРМ».

В данной статье использованы такие методы исследования, как системный подход, статистические методы, комплексный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, организации.

Публичное акционерное общество «ВЕРОФАРМ» - один из ведущих российских производителей лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Компания специализируется на производстве доступных высококачественных препаратов в таких направлениях медицины, как онкология, женское здоровье, гастроэнтерология, инфекционные заболевания, дерматология и неврология (ЦНС), а также изделий медицинского назначения. Продуктовый портфель компании насчитывает более 300 наименований продукции по различным терапевтическим группам, в основном дженериков. В 2014 году компания «ВЕРОФАРМ» вошла в состав компании «Abbott», одного из лидеров мировой отрасли здравоохранения.

Главным компонентом оценки внутренней среды организации является анализ финансовой отчетности [2]. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (см. таб. 1).

Таблица 1 - Активы «ВЕРОФАРМ»

А1 Наиболее ликвидные активы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
590 317 78 951 150 712 466 330 341 193 2 645 167
А2 Быстро реализуемые активы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
3 146 604 2 887 659 3 181 042 1 558 342 1 749 940 3 380 731
А3 Медленно реализуемые активы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
3 877 093 3 462 645 3 701 223 2 340 785 2 567 202 4 596 400
А4 Трудно реализуемые активы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
596 228 948 742 901 542 876 146 1 111010 12 296 721
П1 Наиболее срочные обязательства
2011 2012 2013 2014 2015 2016
3 419 388 1 819 582 1 737 039 359 132 266 625 728 711
П2 Краткосрочные пассивы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
3 516 917 1 893 667 2 748 362 369 081 269 686 730 079
П3 Долгосрочные пассивы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
252 513 979 521 267 448 121 081 538 945 1 095 058
П4 Постоянныеили устойчивые пассивы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 294 208 1 617 150 1 737 667 3 193 099 3 210 774 17 713 151

А1 - наиболее ликвидные активы. К ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Показатели активов, которые могут быть быстро и с минимальными затратами обращены в денежные средства, в 2016 году стали резко увеличиваться, это может быть связано с тем, что правильно и эффективно используются денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

Следующая группа А2 - быстро реализуемые активы. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. С 2013 года по 2014 стоимость быстро реализуемых активов стремительно упала. К 2015 году начала появилась тенденция увеличения объема дебиторской задолженности.

A3 - медленно реализуемые активы. Статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы. С 2013 по 2014 объем медленно реализуемых активов значительно снизился.

А4 - трудно реализуемые активы, которые представляют собой статьи раздела I актива баланса внеоборотные активы. В 2016 произошел резкий скачок активов, их объем резко вырос.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1 - наиболее срочные обязательства. К ним относится кредиторская задолженность. С 2011 по 2015 год кредиторская задолженность уверенно снижалась, но к 2016 году начала расти.

П2 - это краткосрочные заемные средства. Объем краткосрочных обязательств кардинально менялся каждый год до 2014 года, в 2015 начал снижался, но в 2016 наметилась тенденция увеличения объема заемных средств и задолженностей.

П3 - долгосрочные пассивы. Статьи баланса, относящиеся к разделам IV и V, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей. В 2012 года наблюдалось резкое возрастание объема долгосрочных кредитов и займов затем резкое снижение в 2013 и 2014 году. С 2015 по 2016 объем увеличился практически в 7 раз.

П4 - постоянные пассивы или устойчивые — это статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» или собственный капитал организации. Собственный капитал и резервы с 2011 года по 2015 практически не менялись.

Но в 2016 увеличился в 3 раза. Учитывая, что капитал напрямую зависит от выручки, то можно сделать вывод о том, что объем продаж в этот период стремительно рос.

Для определения ликвидности баланса мы сопоставили итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Бухгалтерский баланс является ликвидным, если соблюдаются следующие неравенства: А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4 (таблица 2).

Таблица 2 - Сопоставление неравенств ликвидности баланса

2011 2012 2013 2014 2015 2016
А1 > П1 -2829071 -1740631 -1586327 107198 74568 1916456
А2 > П2 -370313 993992 432680 1189261 1480254 2650652
А3 > П3 3624580 2483124 3433775 2219704 2028257 3501342
П4 > А4 697980 668408 836125 2316953 2099 764 5416430

Из результатов расчетов видно, что баланс был более ликвидным с 2014по 2016 г, причем в 2016 году показатели были более высокими.

Исходя из выше перечисленных расчетов, можно сделать вывод, что сильной стороной и главным конкурентным преимуществом ПАО «ВЕРОФАРМ» является устойчивая тенденция постоянного увеличения объема продаж и увеличение объема собственного капитала и резервов.

Список источников:

1. Бушина, Н.С. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аптечной организации на региональном фармацевтическом рынке / Бушина, Н.С., Власова О.В. // Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Юго-западный государственный университет. - 2016.- С. 26-30.

2. Власова, О.В. Оптимизация использования ресурсного потенциала медицинской организации / Власова О.В. // Политика, экономика и инновации. -2017. -№ 5 (15).- С. 13.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ