О некоторых процедурах банкротства

Ю.В. Батищева
Студент
Новосибирский государственный университет экономики и управления
г. Новосибирск, Российская Федерация
Инновационная наука
№12-1 2016

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедуры банкротства - предусмотренные действующим законодательством меры, применяемые арбитражным судом к должнику в целях восстановления его платежеспособности и (или) соразмерного удовлетворения требований кредиторов. К видам процедур банкротства относятся:

  • наблюдение,
  • финансовое оздоровление,
  • внешнее управление, конкурсное производство,
  • мировое соглашение.

Их проведение в РФ регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ от 26 октября 2002 года.

Дела о банкротстве рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом.

Следует указать, что существует банкротство, которое квалифицируется как фиктивное банкротство. В таком случае процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации, что является уголовно наказуемым. В Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена и ответственность за преднамеренное банкротство - действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.

После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления (проверяет наличие признаков банкротства). Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит процедуру наблюдения, которая по общему правилу длится 7 месяцев. Главная задача - принять эффективные меры по сохранению имущества должника [1, с.215]. Сохранность этого имущества ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Осуществляет процедуру временный управляющий.

Другая важная задача - составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд (выясняется общее количество кредиторов должника, их требования).

Финансовое оздоровление имеет две важные особенности:

  1. Организация продолжает свою хозяйственную деятельность и участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией. Органы управления должником обычно остаются прежними с некоторыми ограничениями. Судом назначается административный управляющий. Без его согласия организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
  2. Суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления [2, с. 21]. Данная процедура вводится на срок не более 2 лет, и в случае, если требования так и не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

При процедуре внешнего управления органы управления должником отстраняются, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Также составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

В заключение можно сказать, что законодательством предусмотрены несколько вариантов развития процедуры банкротства должника (от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей). Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника, что выгодно и кредиторам, поскольку увеличивается вероятность того, что должник сможет в полной мере расплатиться по своим обязательствам. Если же восстановить платежеспособность не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Следовательно, закон защищает как интересы должника, так и интересы кредитора.

Список использованной литературы:

1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 432 с.

2. Рубцова Н.В. Процедуры банкротства юридических лиц: автореферат дис. ...канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2003. - 27 с.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ