Отбор претендентов для выездной налоговой проверки: критерии и особенности

Медведева О.А.
ТГУ им. Г.Р. Державина
Институт экономики, управления и сервиса
г. Тамбов
Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ
№7 2017

Аннотация: Любая налоговая проверка усложняет работу бухгалтера, особенно выездная. В данной статье рассматриваются основные особенности выездных проверок, критерии отбора фирм-претендентов на проведение выездной налоговой проверки. В большинстве случаев выездная проверка заканчивается доначислениями, поэтому стоит серьезно отнестись к данному перечню критериев.

Контроль за выполнением предприятиями законодательства о налогах и сборах возложен на работников налоговых органов. Для выявления нарушений законодательства налоговые инспекции периодически проводят налоговые проверки (камеральные и выездные).

Выездную проверку проводят, как правило, по месту нахождения налогоплательщика. Они могут быть комплексные и выборочные. В первом случае проверяется исчисление и уплата всех налогов организации, а во втором - рассматриваются определенные налоги.

В статье 89 НК РФ указано, что выездная проверка может проводиться как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении налоговых агентов (например, проверка по НДФЛ). Она может привести к серьезным налоговым рискам для налогоплательщиков [1].

Основания для проведения выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора фирм, куда отправятся налоговые инспекторы для осуществления контроля, разработан ряд критериев. Рассмотрим подробнее самые распространенные и весомые из них.

Итак, первый критерий: налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности). Эта информация может означать, что предприятие по каким-то причинам уплачивает меньшие суммы налогов, чем принятые в среднем в ее отрасли. И, так как данные причины могут оказаться не совсем законными, то ИФНС вынуждена назначить выездную налоговую проверку.

Второй критерий: отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более налоговых периодов. По словам представителей налоговой службы, отражение убытка в течение нескольких лет без явных причин к его погашению — признак искажения показателей хозяйственной деятельности. Но уточним: наличие убытка не всегда признак нарушений со стороны фирмы-налогоплательщика. Предприятие может работать с таким финансовым результатом несколько отчетных периодов подряд, если у нее существуют объективные причины (развитие производства или открытие бизнеса). При этом в отчетности должны быть признаки, указывающие на эти причины - наличие убытка при одновременном росте капитальных вложений или расходов будущих периодов.

Третий критерий: доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев. По этому критерию оцениваются только плательщики НДС. Завышенные вычеты означают, что компания уклоняется от уплаты этого налога. На практике доля вычетов по НДС в сумме начисленного налога различается по видам деятельности. Например, вычеты в торговле отличаются от вычетов в строительстве или производстве. В связи с этим планируется пересмотреть данный критерий и установить предельные значения вычетов по НДС по каждой отрасли.

Четвертый критерий: опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Для налоговых работников эта информация покажет, что налогоплательщик завышает расходы и, соответственно, уклоняется от уплаты налогов.

Пятый критерий: среднемесячная зарплата на одного работника в компании ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Это значит, что фирма скрывает настоящие заработки и, как следствие, не полностью уплачивает НДФЛ. С 2012 года в «зоне риска» могут оказаться не только предприятия с низкой оплатой труда, но и фирмы, о которых стало известно то, что они выплачивают зарплату «в конвертах» или не заключают трудовые договоры. Источником информации могут быть жалобы граждан, организаций, предпринимателей, полиции и прочих субъектов.

Это самые распространенные критерии. Если предприятие им соответствует, то вероятность проведения выездной проверки очень велика.

По данным ежегодного сводного плана проведения проверок субъектов предпринимательства на 2016 год в России количество выездных налоговых проверок в 2015 году составило 31 тыс. ед., что на 24,4% меньше, чем в 2013 году (таблица 1).

Таблица 1. Количество выездных налоговых проверок и размер доначислений в России в 2013-2015 гг.

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. в % к 2013 г. 2015 г. в % к 2014 г.
Количество выездных налоговых проверок, тыс. ед. 41 36 31 87,8 86,1
Размер доначислений на одну выездную проверку, млн. руб. 6,9 8,2 8,9 118,8 108,5

Обратим внимание на то, что существует тенденция к снижению количества проверок, что подтверждается в докладе «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» (2016 г.) [5].

При этом увеличивается средний размер доначислений. В 2015 году он составил 8,9 млн. руб., что на 29% выше, чем в 2013 году. Отсюда можно сделать вывод, что политика России в области контроля за деятельностью предпринимателей направлена не на количественное их увеличение, а на качественный результат [6].

В заключение стоит сказать, что предприятию пережить выездную проверку без потерь практически невозможно. По данным ФНС, более 97% выездных проверок заканчиваются доначислениями. Это значит, что, если выездная проверка началась, то ее результатом станет решение о привлечении к ответственности. Причем средняя сумма доначислений по одной результативной выездной проверке составляет более 6 млн руб.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ / КонсультантПлюс. Правовая система.

2. Беспалов, М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 23. С. 26 -32

3. Беспалов, М.В. Информационное взаимодействие в системе налоговых органов: основные задачи, проблемные точки и перспективы развития /М.В. Беспалов // Бухгалтер и закон. - 2013. - № 5.

4. Смородина, А.Е. Тайны отбора претендентов для выездной проверки [Текст] / А.Е. Смородина // Журнал «Главная книга» (Электронный научный журнал). 04.06.2012 (дата обращения: 30.11.2016).

5. Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора): доклад Министерства финансов (2016 г).

6. Турбина, Н.М., Черемисина, Н.В., Черемисина, Т.Н. Анализ эффективности проведения выездных и камеральных проверок. [Текст] / Н.М. Турбина, Н.В. Черемисина, Т.Н. Черемисина // «Социально - экономические явления и процессы». 2016г. - т.11. - № 6.- Тамбов: Изд – во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2016. - с. 76 - 82.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ