Показатели эффективности применения нематериальных активов в торговле

Е.А. Майорова
ст. преподаватель, кафедра торговой политики,
ФГБОУВПО «Российский экономический
университет имени Г.В. Плеханова»,
г. Москва
Проблемы экономики и менеджмента
№7 (47) 2015

Аннотация. В статье охарактеризованы основные группы показателей, применяемых при анализе и оценке эффективности использования нематериальных активов организациями торговли. Рассмотрены достоинства и недостатки указанных показателей.

В современных экономических условиях результативность коммерческой деятельности во многом определяется нематериальными активами (НМА). В этой связи возникает потребность в инструментарии анализа и оценки эффективности их применения.

Показатели, характеризующие эффективность использования НМА торговыми организациями, предлагается классифицировать на следующие группы.

Первая группа включает показатели стоимости НМА и владеющей ими торговой организации. В оценочной деятельности выделяют множество видов стоимости (рыночную, балансовую, инвестиционную и др.), которые могут быть использованы в качестве характеристики НМА. Показатели эффективности НМА, рассчитанные на основе рыночной стоимости, соответствуют широко распространенным в настоящее время ценностно-ориентированным концепциям менеджмента и включают в первую очередь стоимость нематериальной составляющей компании, не подлежащей отражению в учете, то есть бренд и неучтенную деловую репутацию, а также формируемую за счет них рыночную стоимость всего бизнеса. С другой стороны, стоимость НМА как критерий эффективности их использования имеет следующие недостатки: сложность достоверной оценки стоимости НМА (в сравнении с материальными активами), обусловленная такими факторами как многообразие методик оценки, уникальность каждого отдельного НМА, отсутствие полноценного рынка НМА, высокие риски, возможность одновременного применения НМА для получения разных доходов и др. [1]; стоимость НМА не характеризует направленные на их развитие вложения, величина которых в сравнении с изменением стоимости НМА может свидетельствовать об их нецелесообразности; повышение стоимости НМА (или превышение их рыночной стоимости над балансовой) может быть вызвано любыми внешними факторами и не зависеть от методики управления и, следовательно, не будет отражать эффективность использования НМА.

Вторая группа содержит традиционные показатели эффективности, представляющие собой соизмерение эффекта (результата) работы организации с затраченными на его достижение ресурсами. К основным показателям, характеризующим экономический эффект финансово-хозяйственной деятельности торговой организации, относят объем и динамику товарооборота, расходов, доходов или прибыли. Поскольку основной целью торговых организаций при вложении средств в НМА является получение дополнительной выручки и, соответственно, прибыли, показателями эффективности НМА будут рентабельность и отдача от НМА. Главным достоинством указанных показателей является то, что они соответствуют классическому определению эффективности как максимизации экономического результата при оптимизации необходимых для достижения этого результата ресурсов. С другой стороны, применение традиционных показателей эффективности в отношении НМА осложнено ввиду следующих причин: трудно определить связь НМА с конкретными финансовыми результатами; в официальных бухгалтерских документах учитываются не все НМА; балансовая стоимость НМА часто сильно занижена, поскольку рассчитывается исходя из затрат на актив (а не его возможности приносить доход); балансовая стоимость НМА может быть искажена в результате переоценки и начисления амортизации.

Третья группа показателей характеризует НМА как часть активов торговых организаций и включает:

  • Объем (и динамику) НМА. Увеличение объема НМА в стоимостном выражении может быть вызвано или введением новых НМА, или повышением балансовой стоимости существующих НМА, что можно рассматривать как положительную тенденцию с точки зрения их эффективности.
  • Долю НМА (и ее изменение) в составе внеоборотных активов и в активе баланса. Увеличение доли НМА может свидетельствовать о повышении активности применения НМА торговой организацией, повышении инновационности компании, о важной позиции НМА в стратегии ее развития.
  • Показатели структуры (состава) НМА. Анализ структуры НМА проводится в соответствии с их классификационными признаками, в том числе по видам НМА, срокам полезного использования, источникам их поступления в организацию, видам правовой охраны (степени защищенности), ликвидности, степени риска вложений в НМА и т. д. Доли тех или иных видов НМА также могут косвенно характеризовать эффективность их применения.
  • Показатели состояния и движения НМА. Показатели состояния и движения НМА рассчитываются по универсальным формулам, которые используются при анализе всего амортизируемого имущества. К таким показателям относят: коэффициент ввода НМА, коэффициент выбытия НМА, коэффициент роста НМА, коэффициент новизны НМА, коэффициент срока полезного использования НМА, коэффициент ликвидации НМА.

В целом анализ НМА как части активов торговых организаций посредством исследования их объема, доли в составе внеоборотных активов и всех активов компании, структуры, различных коэффициентов и их динамики позволяет выявить общие тенденции развития НМА, составить развернутое представление об их функционировании, сделать некоторые выводы об эффективности их использования. В то же время анализ НМА как части активов организации лишь косвенно характеризует эффективность их применения, так как не учитывает влияние НМА на полученные экономические результаты.

Представленные выше показатели, классифицированные на три группы, с некоторыми уточнениями применимы для организаций различных отраслей экономики. Уникальными и наиболее перспективными направлениями использования НМА в торговле, по мнению ряда ученых [2-7], выступают франчайзинг и реализация товаров под собственными торговыми марками (private label). Основными показателями, характеризующими эффективность собственных торговых марок, являются: количество наименований товаров под собственными торговыми марками, доля собственных торговых марок в общем количестве наименований реализуемых товаров, выручка от продажи товаров под собственными торговыми марками, ее доля в общей выручке компании, показатели оборачиваемости товаров под собственными торговыми марками и др. При изучении франчайзинга следует учитывать такие показатели, как выручка от услуг франшизы, доля выручки от услуг франшизы в общей выручке организации, общее количество франшиз и др.

Таким образом, анализ эффективности применения НМА организациями торговли проводится на основе показателей, подразделяемых на следующие группы: показатели рыночной стоимости НМА и бизнеса; традиционные показатели эффективности, рассчитываемые как соотношение результата и необходимых для его достижения затрат (ресурсов); показатели, характеризующие НМА как часть активов организации; показатели эффективности использования собственных торговых марок и франчайзинга. Представляется, что комплексное применение представленных показателей позволит всесторонне и достоверно оценить эффективность использования НМА конкретным хозяйствующим в торговле субъектом, а также выявить резервы повышения его общей результативности на основе эффективного управления НМА.

Список литературы:

1. Майорова А.Н. Особенности оценки нематериальных активов // Научные труды SWorld. 2014. Т. 26, № 3. С. 35-37.

2. Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 281-283.

3. Калашникова И.В., Майорова А.Н. Влияние Private Label на прибыль торговых сетей // Научные труды SWorld. 2014. Т. 25, № 3. С. 14-16.

4. Ivanov G., Mayorova E. Intangible assets and competitive advantage in retail: a case study from Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, № 12. P. 38-45.

5. Каращук О.С. Совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности в торговле с использованием налоговых методов // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С. 1567-1578.

6. Кузнецова А.А., Никишин А.Ф. Объединение торговых организаций как потенциал увеличения продаж // Инновационная наука. 2015. Т. 1, № 5 (5). С. 164-166.

7. Иванов Г.Г. Объединения как фактор развития торговли // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 123-129.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ