Пути увеличения выручки от продажи товаров производственных предприятий

Е.А. Чумаченко
к.э.н., доцент кафедры финансовый менеджмент
факультета Менеджмента и предпринимательства
РГЭУ «РИНХ»,
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Символ науки
№10-1 2016

Аннотация. Одно из ведущих мест среди критериев, характеризующих финансовое положение коммерческой организации, занимает показатель выручки от продаж. Изменение величины данного показателя определяет финансовую устойчивость, платежеспособность и деловую активность любого хозяйствующего субъекта. И как следствие, выручка от продажи продукции является ключевым источников формирования собственных ресурсов предприятия, поэтому формирование мероприятий по ее увеличению представляет наиболее значимое направление современного финансового менеджмента.

Основным условием функционирования организации в современной экономике выступает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу состава и структуры выручки от продажи. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Выручка от продажи является основным доходом предприятия, главным источником его денежных поступлений, отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Предложение конкретных мероприятий по повышению выручки от продажи продукции и ее планированию связаны с необходимостью, прежде всего, внедрения процесса планирования и прогнозирования финансово - хозяйственной деятельности организации в условиях рыночной экономики. От того, насколько достоверно спланирована выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками, поставщиками.

При анализе выручки учитываются факторы повышения по всем основным направлениям развития и совершенствования производства. К ним можно отнести

  1. ускорение научно-технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества) - здесь подразумевается улучшение основных производственных фондов;
  2. поиск наиболее экономически эффективно расположенных поставщиков и заключение с ними долгосрочных договоров на поставку продукции, что позволит сэкономить на транспортных расходах и посреднических услугах;
  3. расширение торговой сети посредством заключения договоров с соседними регионами и странами [1, С.234].

В зависимости от места и сферы реализации продукции, пути повышения эффективности выручки от продажи товаров, продукции подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные.

В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение выручки и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым фирма может только подстроиться.

Внутрипроизводственные факторы и факторы, воздействующие на изменение выручки и контролируемые со стороны фирмы - это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и т.д. [2, С.206].

Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий.

Управление выручкой от реализации продукции в условиях рынка предполагает как разработку и реализацию текущих планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации. При этом важно учитывать фактор времени: время, которое необходимо, чтобы новый продукт или услуги вышли на рынок; время, необходимое для освоения и реализации новых идей, изобретений и рационализаторских предложений, освоения производства новой продукции и ее снятие с производства и замены новой или существенно модернизированной продукцией.

В сегодняшних условиях ведения бизнеса существенно повысилась экономическая ответственность за принимаемые производственно-хозяйственные решения, т.е. сейчас собственник средств несет полную материальную ответственность за конечные финансовые результаты производственной деятельности. Усиление ответственности за принимаемые решения тесно связано и с повышением степени риска в инвестиционной деятельности и развитии производства, что влечет за собой грамотное использования инструментария финансового менеджмента.

Для получения максимальной выручки предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции [3, С.546].

Таким образом, в ходе анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий необходимо изыскивать пути увеличение выручки от продаж. Наиболее приемлемыми для современных условий хозяйствования и адаптированных под отечественные производственные предприятия можно предложить следующие:

  • Повышение роста объемов продаж. Предприятиям необходимо знать спрос населения на отдельные группы товаров. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать цену товаров в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кроме того, достичь ускорения оборачиваемости собственного капитала (денежных средств). По второму варианту возможно замораживание собственного капитала на какое-то время, в результате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды.
  • Расширение торговой сети внутри страны. В связи с экономическими санкциями, наложенными на Россию, было принято решение развивать сельское хозяйство в стране. В связи с этим предприятия, особенно сельского хозяйства, имеют все шансы расширить внутригосударственную торговую сеть и завоевать лидирующую позицию на отдельных участках рынка.
  • Участие предприятий в Государственных программах развития бизнеса. Так, например, предприятия сельского хозяйства могут принимать участие в Государственной программе развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы [4]. Ярким примером государственной поддержки является субсидирование процентных ставок по кредитам. Поскольку практически все сельхозпредприятия для усовершенствования и расширения своей деятельности пользуются заемными средствам им необходима государственная поддержка в качестве предоставления бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам.

Таким образом, предприятие, пойдя по одному из вышеперечисленных путей или сразу по нескольким, обеспечит себе прирост выручки. Дальнейшее развитие и функционирование предприятия зависит от разумных действий руководства данной организации и их желания вывести предприятие на должный уровень с хорошими показателями рентабельности и ежегодной выручкой.

Список использованной литературы:

1. Гермалович Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Н.А. Гермалович. - М: Финансы и статистика, 2011. - 346с.

2. Бужинский А.И. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. Ред. А.И. Бужинского, А.Д. Шеремета - М.: Финансы и статистика, 2011. - 357с.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М. - 2011. - 479с.

4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 « Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с изменениями от 19 декабря 2014 года).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ