Анализ эмиссионной политики российских корпораций при IPO

Кравец Анастасия Петровна
магистрант, кафедра финансового менеджмента, финансовый факультет,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ 2018 №6

Аннотация: в данной статье рассмотрена эмиссионная политика российских корпораций и выход их на IPO, даны определения различных авторов на данную тему и на основе анализа доказано, что чем лучше подготовлена эмиссия, тем на больший успех при проведении IPO может рассчитывать компания.

Сегодня позиции российских компаний-эмитентов на мировых рынках являются неустойчивыми, а результативность их эмиссионной политики - достаточно низкой. Этим определяется необходимость изучения вопроса эмиссионной политики современных российских корпораций. Фрагментарным и ситуативным также является развитие сегмента первичных размещений акций отечественных предприятий (IPO - от англ. «Initial Public Offerings - первичное публичное предложение акций) [5, с.1-3].

В Федеральном законе РФ от 22. 04. 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 6.04.2015) указывается: «Эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, удостоверяющие одинаковые права их владельцев в пределах одного выпуска относительно лица, которое принимает на себя соответствующие обязательства (эмитент)» [1].

В российском издании «Большой экономический словарь» подается следующая характеристика: «эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет определенную совокупность имущественных и неимущественных прав; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки реализации прав внутри одного выпуска вне зависимости от срока приобретения ценной бумаги» [2, с. 844].

Хабибуллина А.Г. отмечает: «эмиссионная политика предприятия - это часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, которая заключается в обеспечении привлечения необходимого объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке акций» [5, с. 1-3].

Из похожих позиций рассматривают сущность эмиссионной политики Моисеенко О.Н. и Раицкая Ю.С., отмечая, что «эмиссионная политика является особым инструментом управления капиталом, которая подчиняется целям и задачам финансового менеджмента, как составляющей корпоративного и стратегического управления» [3, с. 169-171].

Для развития рынка и соответственно качественного улучшения эмиссионной политики отечественных компаний, необходимы совместно принятые усилия всех участников рынка -государства как регулятора в лице отдельных органов, в частности Банка России, бирж, как организаторов торговли, которые совершенствуя инфраструктуру биржи, оказывают благоприятное влияние на развитие финансового рынка, самих участников рынка. В целом, можно сказать, что сегодня ряд шагов, способствующих развитию финансового рынка страны, уже сделан, что позволяет говорить о высоком потенциале рынка.

Так, введена система мегарегулирования рынка, для чего на базе центрального банка страны создан мегарегулятор - Банк России, внедряются международные стандарты отчетности, банки и иные крупные финансовые институты выходят на международный рынок, перенимая опыт.

В подтверждение тезиса о том, что одним из определяющих факторов активизации эмиссионной стратегии отечественных предприятий на внешних рынках, в первую очередь, является качественный уровень развития организованного рынка, а не его большая емкость показателя количества листинговых компаний. Можно отметить, что именно требования к процедуре листинга характеризует отбор ценных бумаг по их инвеестиционным качествам, кроме того, это дает возможность говорить о попытке публичных корпораций максимально использовать свой публичный статус. В то же время, в процессе отбора ценных бумаг важным аспектом является и процедура делистинга, с помощью которой организаторы торговли ограждают себя от резкого изменения инвестиционных качеств ценной бумаги.

Обычно выход предприятия на фондовый рынок начинается с выпуска векселей, затем выпускаются облигации (выход на долговой рынок) и только потом уже выпускаются акции (выход на долевой рынок). Таким образом, от начала разработки стратегии до момента проведения IPO проходит не менее 1-3 лет. И чем лучше подготовлена эмиссия, тем на больший успех при проведении IPO может рассчитывать компания. Далее отмечено, что сложность разработки эмиссионной политики в российских компаниях связана с определенным рядом причин, а именно:

  • на политику формирования капитала предприятия влияет целый ряд внутренних и внешних переменных (например, специфика отрасли, текущее финансовое положение компании, макроэкономическая, политическая ситуация и многие другие факторы);
  • процесс обоснования необходимости эмиссии и подготовки нового выпуска ценных бумаг весьма продолжителен; после принятия решения о проведении эмиссии компании может потребоваться 3-6 месяцев на ее подготовку и проведение, и за это время конъюнктура фондового рынка может кардинально измениться;
  • потребности компании в дополнительном финансировании могут противоречить условиям рынка
  • на российском рынке складываются условия, когда объем заимствования не может быть меньше 300 - 400 млн. рублей, что может превышать инвестиционные потребности среднего бизнеса. Таким образом, компания должна думать, как «переварить заем».
  • цели эмиссионных операций должны способствовать решению задач по формированию капитала предприятия и управлению его структурой. Российские компании не всегда связывают проведение эмиссионной политики с задачами управления финансами;
  • эмиссии ценных бумаг должны быть адресными, т. е. сориентированными на определенного инвестора;
  • необходим тщательный выбор времени появления ценных бумаг на основе оценки и качественного анализа экономической и политической ситуации в стране;
  • эмитент должен полностью использовать весь свой наработанный опыт, продемонстрировать все достоинства своей инвестиционной программы; четко обозначить свою стратегию и производственные цели, и задачи;
  • эмитент должен провести комплексный анализ рисков эмиссионных операций и осуществлять их постоянный мониторинг и контроль;
  • эмитент должен стремиться наделить выпуск своих ценных бумаг тем количеством прав, гарантий и льгот, которые будут восприняты инвестиционным сообществом, как соответствующие компании с данным уровнем кредитного рейтинга.

Таким образом, острый дефицит ресурсов в связи с необходимостью поддержки конкурентного технологического уровня в корпоративном секторе России и невозможность его обеспечения за счет размещения финансовых инструментов на отечественном фондовом рынке обусловливают перенос эмиссионной стратегии отечественных акционерных обществ с внутреннего на международный фондовый рынок. Вместе с тем, доступ к источникам финансирования не является определяющим фактором для выхода отечественных эмитентов. Можно сделать вывод, что более важными аспектами, определяющими эмиссионную стратегию отечественных корпораций на фондовом рынке, и которые требуют анализа, являются:

  1. во-первых, возможности использования современных управленческих технологий, построенных на рыночной оценке корпорации;
  2. во-вторых, ужесточение нормативных требований к деятельности публичных компаний;
  3. в-третьих, способность более развитых рынков обеспечить эффективный рост компаний в случае эффективных действий менеджмента;
  4. в-четвертых, возможность превентивной защиты публичных компаний, ценные бумаги которых, размещены на международных рынках, от рисков, присущих экономике России (вроде рейдерства, коррупции и т.п.).

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 6.04.2015 г.) // СЗ РФ от 22.04.1996 г. № 17. Ст. 1918.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное/ А.Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2005. С. 844.

3. Моисеенко О.Н., Раицкая Ю.С. Проблемы IPO на рынке ценных бумаг в России // Проблемы экономики и менеджмента, 2015. №12 (52). С. 169-172.

4. Тимерьянова Ф.Р. Ключевые проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ // NovaInfo.Ru, 2016. № 44. С. 1-3.

5. Хабибуллина А.Г. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России //NovaInfo.Ru, 2016. № 53. С. 1-3.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ