всё о финансовом анализе
+7(902) 408-47-00
+7(495) 015-03-24
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности Скачать ФинЭкАнализ

Управление финансовыми отношениями в реальном секторе экономики

Н.С. БЕСКОРОВАЙНАЯ
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение»,
Северо-Кавказский государственный технический университет

Основой финансовой системы региона являются финансы производственного сектора экономики, так как финансовые ресурсы предприятий служат источником формирования денежных фондов в других секторах экономики. Поэтому важной представляется проблема государственного регулирования финансового механизма этих предприятий.

Под финансовым механизмом предприятия понимается совокупность методов и форм управления финансовыми отношениями для достижения поставленной цели. Система управления финансами предприятия включает в себя: принципы их организации, инструменты и методы управления, информационное, нормативное и правовое обеспечение. Финансовый механизм постоянно совершенствуется вслед за изменением целей и задач организации, законодательного и нормативного обеспечения, методов и рычагов управления финансами.

Финансовый механизм предприятия применяется для выполнения следующих задач:

обеспечения финансовой устойчивости предприятия;

долгосрочного роста капитала собственников;

стимулирования эффективной трудовой деятельности работников и их социальной защиты.

Следовательно, оценка эффективности использования финансовых рычагов и методов управления предприятием может проводиться по критериям финансовой устойчивости, результативности, ликвидности и платежеспособности, инвестиционной активности, уровня социальной защиты работников.

Чтобы определить стратегические направления регулирования финансового механизма предприятий региона, следует изучить особенности и проблемы организации финансовых отношений, возникающих между субъектами хозяйствования.

Нами предпринята попытка составить расчет объема финансовых ресурсов предприятий Ставропольского края по основным источникам их формирования. Повышение предпринимательской активности, улучшение финансового состояния предприятий привели к росту объема их финансовых ресурсов за 1998—2004 гг. в 2,9 раза, в том числе собственных финансовых ресурсов

в 2,5 раза, прибыли — в 5,1 раза при росте цен за 1998-2004 гг. в 3,03 раза (табл. 1). При этом в совокупном объеме источников финансовых ресурсов возросла доля прибыли с 29,1 до 51,5%. Ожидание экономического роста выразилось в резком увеличении привлеченных средств в 4,2 раза, а также доли направленных на инвестиции финансовых ресурсов - с 46,7 до 91,1 %. В результате объем инвестиций в основной капитал вырос в 5,7 раза.

Серьезной проблемой в финансовом обеспечении деятельности предприятий является убыточность, и неплатежеспособность значительной их части. Хотя прибыль до налогообложения по сравнению с 1998 г. увеличилась в 5,0 раза, удельный вес убыточных предприятий остается значительным

30,6%, и большая часть убытка приходится на отрасли материального производства сельское хозяйство, пищевуюпромышленность, транспорт и строительство.

В среднем предприятия края являются неплатежеспособными, так как значения коэффициентов

За исследуемый период изменился характер использования оборотных средств: несмотря на сокращение доли дебиторской задолженности в оборотных активах, она остается неоправданно высокой. В сельском хозяйстве она даже возросла; в строительстве изменилась незначительно. Удельный вес просроченной дебиторской задолженности на конец 2004 г. также значителен — 13,3%. Все это свидетельствует об отсутствии взвешенной кредитной политики набольшинстве предприятий. Опережающими темпами росли отвлечения денежных средств в краткосрочные финансовые вложения; подавляющая часть их приходится на предприятия топливной и химической промышленности.

Кроме того, происходит замедление темпов роста инвестиционных вложений в основной капитал, несмотря на улучшение финансового состояния предприятий (табл. 3). Снизились также темпы увеличения ВРП, так как к 2001 г. были исчерпаны резервы экстенсивного экономического роста. Значительная часть инвестиций вкладывается в сырьевые отрасли, которые являются самыми прибыльными. Так, в 2004 г. из общего объема инвестиций в основной капитал в отрасли ТЭК было направлено 9,9%, химическую и нефтехимическую промышленность - 3,0%, в то время как в машиностроение — 2,3%.

Темп роста инвестиций отстает от темпов роста ВРП, как и в целом по РФ. В перспективе сырьевой сектор не может иметь темпы роста, превышающие 3%, что недостаточно для экономики края. Поэтому уже сейчас необходимо стимулировать инвестиции, прежде всего в обрабатывающую промышленность и сферу услуг.

В настоящее время легкая промышленность в крае практически отсутствует; машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая и целлюлозная промышленность развиваются низкими темпами. Финансовые ресурсы сосредоточены в сырьевых отраслях, а действенного механизма

перелива капиталов пока нет. Отсутствие активной структурной политики государства и региона (промышленной, аграрной, инвестиционной) приводит к выводу финансовых потоков за пределы края и РФ.

Кроме инвестиций в нефинансовые активы предприятия и организации осуществляли вложения в финансовые инструменты (паи, акции других организаций, предоставленные займы), которые составили 25,9% от общей суммы инвестиций.

На инвестиционную активность хозяйствующих субъектов влияет ряд факторов: уровень процентной ставки, прибыльность производства и инвестиций, налоговая нагрузка на экономику, технический прогресс, их ожидания. Процентные ставки слишком велики по сравнению с доходностью реального сектора экономики (в промышленности рентабельность активов, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения к сумме активов в 2004 г. составила 6,1 % по сравнению со ставкой рефинансирования Центрального Банка РФ 13%), поэтому они не оказывают никакого влияния на динамику инвестиций. Необходимо не просто снижение ставки рефинансирования, а установление ее на уровне, позволяющем предприятию погашать процентные платежи из прибыли. Кроме того, необходимо увеличивать доходность реального сектора экономики путем стимулирования спроса на его продукцию, так как существует прямая связь между прибыльностью реального сектора экономики и инвестиционными вложениями. Так, отношение инвестиций из прибыли и прибыли прибыльных предприятий относительно стабильно — 26-33%. Уровень этого показателя снижался только в периоды инфляционных всплесков, когда значительная часть прибыли должна была компенсировать рост стоимости оборотных средств.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2017 для расчета рентабельности активов и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

Устойчивой является тенденция снижения государственного участия в инвестиционном процессе. Особенно стремительно сокращаются инвестиции из регионального бюджета. Поддержка

Таблица 1

Показатель 20002001 2002 2003 2004
Темп роста инвестиций1,7180,816 0,917 1,030 0.951
Отношение инвестиций к ВРП, % 27,019,9 20,2 20,8 17,2
Отношение прироста ВРП к инвестициям 0,9671,145 0,540 0,087 1,239

Источник: Рассчитано автором по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по тавропольскому краю частных инвестиций из краевого бюджета осуществляется главным образом посредством субсидирования процентной ставки по банковским кредитам.

Темпы роста затрат на научные исследования и разработки опережают темпы роста инвестиций. В Ставропольскомкрае по сравнению с 1999 г. они выросли в 3,0 раза, но являются недостаточными вследствие не востребованности во многих (особенно депрессивных) отраслях экономики. Возрастают масштабы финансирования научных исследований из федерального бюджета; в 2002 г. на эти цели было выделено 72,3 млн. руб. (27,8% от общего объема затрат на НИОКР). Численность работников, выполнявших исследования и разработки, с 1999 г. по 2004 г. сократилась на 3,3%; среди них численность высококвалифицированных научных кадров, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, за этот период уменьшилась на 6,8%.

Неблагополучие развития социально—трудовой сферы находит концентрированное выражение в показателе безработицы, поскольку снижение занятости влечет за собой ухудшение всех других факторов социально-трудового потенциала общества. В частности, остается на низком уровне реальная заработная плата работников, имеют место задержки выплаты заработной платы. Это объясняется отчасти небольшим штрафом за невыплату заработной платы, взимаемым с руководителя, низким процентом компенсации за каждый день просрочки платежа (в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ). В целом затраты работодателей на рабочую силу значительно снизились по сравнению с периодом конца 1980-х — начала 1990-х гг. В настоящее время в среднем по всем крупным и средним предприятиям доля оплаты труда с социальными расходами составляет всего 19,1 % от общей суммы затрат.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в целом финансовое состояние предприятий края улучшалось, хотя остаются нерешенными проблемы финансовой неустойчивости и неплатежеспособности, убыточности значительной их части. Оживление производства сопровождалось ростом финансовых ресурсов и инвестиций, опережающим уровень инфляции. Дальнейшее развитие экономики сдерживается рядом нерешенных проблем в финансовой сфере, таких, как снижение темпов роста инвестиций, неплатежеспособность значительной части предприятий основных отраслей, конфликт интересов субъектов трудовых отношений на предприятиях. Таким образом, в настоящее время основными взаимосвязанными задачами воздействия региональных органов власти на финансовый механизм предприятий являются:

стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий;

антикризисное управление в целях предотвращения массовых банкротств и банкротств экономически и социально значимых предприятий;

формирование системы распределительных отношений, способствующих укреплению демократических начал в управлении предприятиями, воспроизводству и развитию человеческого потенциала и социальной защиты работников.

Стимулирование инвестиционной активности является ключевой задачей для субъектов Федерации в процессе управления финансовыми потоками. Создать благоприятный предпринимательский климат можно только с участием региональных органов власти, которые лучше знают экономические и социальные проблемы территории, могут оказывать адресную поддержку населению и предприятиям. Роль регионального управления инвестициями возрастает также потому, что в современной российской экономике существенно снижена значимость таких источников финансирования инвестиций, как сбережения населения, долгосрочные кредиты банковского сектора, бюджетные субсидии. Низкий уровень бюджетной обеспеченности большинства регионов, отсутствие соответствующих полномочий не позволяют им должным образом управлять развитием экономики. Наличие достаточного объема генерируемых в регионе финансовых ресурсов может не привести к адекватному экономическому росту.

Основными направлениями государственного регулирования расширенного воспроизводства должны быть: увеличение потребительского спроса путем роста заработной платы и доходов беднейшей части населения; непосредственное участие государства в финансировании и кредитовании инвестиций в экономику; стимулирование притока частных инвестиций. Необходимо определение приоритетных направлений вложений, способствующих преодолению экспортно-сырьевой направленности экономики, расширению производства конкурентоспособной по международным меркам продукции. По нашему мнению, государство должно стимулировать инвестиции, прежде всего в наукоемкие и социально значимые отрасли, а также обеспечивающие экономическую безопасность региона и страны. В число последних входят сельское хозяйство, производственная инфраструктура.

Проблема антикризисного управления стоит в настоящее время особенно остро, так как кризис в стране с начала 1990-х гг. приобрел общесистемный характер, проявившийся в технологической отсталости многих производств, обесценивании основного капитала, спаде производства, кризисе неплатежей, разрастании теневого сектора экономики, отсутствии внимания к инновационному сектору.

Антикризисное управление со стороны региональных органов власти необходимо для создания благоприятного инвестиционного климата, повышения международного рейтинга региона. Следует учитывать также, что массовые банкротства сопровождаются негативными процессами: переделом собственности, коррупцией чиновников, криминалом, ростом безработицы, социальной напряженности в обществе.

Роль региональных органов власти в антикризисном управлении территорией должна заключаться не только в участии в процедурах банкротства, предусмотренном законодательством, но главным образом — в проведении превентивных мер при появлении первых признаков кризиса на предприятиях. Необходима государственная поддержка реструктуризации предприятий в сложных условиях переходной экономики, которая в зависимости от обстоятельств может принимать различные формы вплоть до государственного вмешательства и контроля в тех случаях, когда для проведения реструктуризации используются бюджетные средства.

Для предупреждения случаев преднамеренного банкротства, своевременного проведения мероприятий антикризисного управления на предприятиях территориальные органы власти должны предпринимать следующие действия:

1. Своевременное и аргументированное убеждение лиц, принимающих решения на предприятии, при наличии признаков совершения или потенциальной возможности совершения уклонения от уплаты налогов с помощью реструктуризации имущественного комплекса.

2. Содействие финансовому оздоровлению и реструктуризации социально значимых предприятий, проводимым в процессе превентивного антикризисного управления.

К мероприятиям системного характера, направленным на повышение платежеспособности предприятий, относятся:

взаимозачет долгов, реструктуризация задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами; финансирование, направленное на восстановление платежеспособности, а также мероприятий по реорганизации и ликвидации предприятий;

оптимизация налоговой системы (применение системы налоговых льгот и снижение налоговой нагрузки для предприятий низкоприбыльных отраслей, изменение сроков уплаты налогов и сборов).

Для улучшения финансового состояния предприятий отдельных отраслей эффективны такие меры, как организация государственных закупок, проведение государственных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, бюджетное субсидирование и кредитование инвестиций.

Одной из основных задач региональных органов власти является формирование системы распределительных отношений, способствующих укреплению демократических начал в управлении предприятиями, воспроизводству и развитию человеческого потенциала и социальной защиты работников. Без создания надлежащих условий труда и высокой заработной платы работников дальнейшее повышение эффективности бизнеса, рост производства невозможны. Поэтому часть вновь созданных финансовых ресурсов предприятий должна направляться на развитие человеческого капитала.

В условиях кризисного состояния российской экономики и связанным с этим общим ослаблением регулирующей роли государственного воздействия на деятельность предприятий' значительная часть российских предпринимателей не осознают необходимости эффективного управления полученной стоимостью. Поэтому важным условием, без которого невозможно обеспечить нормальное функционирование экономики, становится вовлечение работников в управление производством. Подобное управление будет действенным в том случае, если будет подкреплено участием работников в результатах деятельности или в капитале предприятия.

Особенности участия в результатах деятельности предприятия заключаются в следующем:

1) такое участие подпадает под действие трудового законодательства, вознаграждения такого рода облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом;

2) доля отдельного сотрудника в вознаграждении за результаты деятельности предприятия не зависит непосредственно от результатов его труда.

На практике наиболее простой и часто применяемой формой участия в результатах деятельности предприятия является участие в прибыли. При этом выплаты за долевое участие в результатах деятельности предприятия признаются производственными расходами и уменьшают облагаемую налогом прибыль предприятия.

Положительный эффект от введения системы участия в управлении производством будет заключаться в повышении эффективности производства. В случае удержания долей работников в виде инвестиций на определенный срок (долгосрочных кредитов, акций, увеличения паев в уставный капитал) предприятие получает больший финансовый эффект по сравнению с банковским кредитом, так как процентная ставка по таким инвестициям дешевле банковской, и не требуется обеспечение кредита. Кроме того, сотрудники будут согласны с инвестированием их долей в случае, если ожидается высокий доход, и коллектив доверяет предприятию.

Для предприятий эффективность применения системы участия в результатах деятельности предприятия является низкой, если она не обещает существенного повышения производительности труда, снижения затрат, повышения рентабельности производства. Таким образом, она может вводиться исключительно предприятиями, имеющими высококвалифицированных менеджеров и специалистов, способных обеспечить достижение поставленной цели. Заинтересованность предприятий в применении систем участия в форме инвестиционного размещения долей в результате была бы большей, если бы они могли воспользоваться отсрочкой налоговых платежей на инвестированные вознаграждения работникам до момента их фактической выплаты.

Государство может стимулировать введение систем участия на предприятиях по следующим направлениям:

разработка рекомендаций по применению систем участия;

проведение целевых семинаров, непосредственное изучение опыта на предприятиях;

применение налоговых отсрочек платежей по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу на суммы инвестиционного размещения долей работников.

Обратная связь
Реклама
Рейтинг@Mail.ru