Дефицит бюджета муниципального образования: инструменты снижения

Астахова Екатерина Викторовна,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономики»
Корень Андрей Владимирович,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономики»
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя,
Алексеева Наталья Владимировна,
практикант ООО «Априори-консалтинг»
690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41,
Азимут научных исследований: экономика и управление
№2 (23) 2018

Аннотация. Сбалансированность местных бюджетов обеспечивают органы местного самоуправления, они исполняют бюджетные и долговые обязательства муниципальных образований. Расходование бюджетных средств направлено на решение назревших вопросов, стоящих перед органами исполнительной власти муниципального образования, а именно решение социально-экономических задач, обеспечения достаточного уровня жизни населения и повышение социально-экономического развития. В большинстве случаев муниципальные образования Российской Федерации имеют дефицит бюджета.
Предметом исследования является бюджет муниципального образования Владивостокского городского округа за период 2014-2016 года. Целью написания статьи является выявление результатов исполнения бюджета города Владивостока, изучение источников покрытия дефицита и разработка дополнительных мер по сокращению дефицита местного бюджета. Оценка эффективности управления муниципальными финансами помогает определить результат исполнения бюджета, полученный муниципальным образованием в отчетном году вследствие исполнения своих обязательств органами власти. В статье ведется анализ динамики результатов исполнения бюджета Владивостокского городского округа за период 2014-2016 года. Во время проведения анализа бюджета Владивостокского городского округа раскрывается присутствие дефицита бюджета.
Также устанавливается использование, каких источников покрытия дефицита бюджета применяется администрацией города Владивостока в установленные периоды. Проводится исследование методов снижения бюджетного дефицита, которые чаще всего используются для покрытия дефицита муниципальными образованиями, и именно приоритетных методов снижения бюджетного дефицита, применяемых во Владивостокском городском округе. Вследствие изучения дефицита бюджета и источников покрытия бюджетного дефицита города Владивостока предложены дополнительные меры по урегулированию проблемы снижения дефицита.

На сегодняшний день нет единого мнения по поводу исполнения бюджета. По мнению многих экономистов, эффективность использования бюджетных средств, представляет собой наилучшие результаты, достигающиеся при использовании объёма средств в наименьшем виде [1; 2].

На данный период времени принцип эффективности использования бюджетных средств приобретает особую актуальность, вследствие повышения роли бюджетов муниципальных образований в решении социально- экономических задач и обеспечения достаточного уровня жизни населения.

Жесткие требования предъявляются к получателям бюджетных средств, они подразумевают экономическую обоснованность использования бюджета. В связи с этим при оценке соблюдения данного принципа, нужно учитывать, что участники бюджетного процесса самостоятельно определяют целесообразность и обоснованность совершения расходов на реализацию задач в виде выделенных бюджетных средств, поставленных перед ними [3; 4].

При проведении оценки эффективности управления муниципальными финансами исходят из целей и задач, стоящих перед органами самоуправления. Основой оценки эффективности социально-экономического развития муниципального образования является методика матричного подхода, рассматривающая интегральные показатели качества жизни населения в виде индикаторов показателей бюджетных расходов и целей развития.

Длительный период сохраняет свою актуальность проблема дефицита местных бюджетов Российской Федерации [5; 6]. Присуща ли Владивостокскому городскому округу данная проблема было установлено.

Динамика результатов исполнения бюджета Владивостокского городского округа представлена на рисунке 1.

Сведения о результатах исполнения бюджета за 2014-2016 год

Рисунок 1 - Сведения о результатах исполнения бюджета за 2014-2016 год

Как видно из рисунка 1, проблема дефицита бюджета Владивостокского городского округа была острой в период 2014 и 2015 года [7; 8].

Однако в 2016 году Владивостокскому бюджету удалось достигнуть профицита. В результате исполнения бюджета Владивостокскому городскому округу удалось вырваться из дефицита бюджета, вследствие превышения доходов бюджета, увеличившихся в объеме, над расходами, которые наоборот были снижены [9; 10].

Зависимость муниципального бюджета от вышестоящих бюджетов, обеспеченность собственными доходами, структура расходов и степень привлечения средств для их финансирования на возвратной основе относились к основным факторам дефицита бюджета муниципального образования.

Уровень дефицита зависит от различных факторов, которые влияют на экономику, однако размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % утвержденного годового объема доходов без учета поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и безвозмездным поступлениям [11; 12].

В зависимости от уровня дефицита бюджета муниципальные образования используют различные источники финансирования дефицита.

Учитывая то, что бюджету Владивостокского городского округа удалось избавиться от дефицита бюджета в 2016 году, бюджетная политика города оказалась достаточно эффективной. Какие же источники покрытия дефицита бюджета использовал Владивосток представлено на рисунке 2, 3.

Сведения о внутренних источниках финансировнаия дефицита за 2014-2016 год

Рисунок 2 - Сведения о внутренних источниках финансировнаия дефицита за 2014-2016 год

В 2014 году не было израсходовано средств из источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов. В 2015 году из них выделили 200 млн рублей, а в следующем году сумма, направленная на покрытие дефицита, снизилась до 2,4 млн.

Сведения о внешних источниках финансировнаия дефицита за 2014-2016 год

Рисунок 3 - Сведения о внешних источниках финансирования дефицита за 2014–2016 год

В 2014 году из источников внешнего финансирования дефицита бюджетов направленно на погашение 166, 6 млн. рублей, в 2015 году данная сумма увеличилась в 2,8 раз. В связи с этим больший объем внешних источников был использован в 2015 году.

Таким образом, в 2015 году были использованы большие за три года объемы средств из источников финансирования дефицита бюджета. Это касается как внутренних, так и внешних источников [13; 14]. Во Владивостокском городском округе использовались источники финансирования дефицита бюджета в размере, который на 613,6 млн рублей превысил объемы средств, использованные в 2014 году. Этому послужило увеличение затраченных средств из источников внешнего финансирования на 313,6 млн Задействованные внутренние источники были увеличены на 300 млн рублей.

Для снижения бюджетного дефицита муниципальные образования чаще всего используют государственные заимствования средств [15; 16].

Также одним из основных источников финансирования дефицита муниципальных образований являются бюджетные и банковские кредиты в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, неразвитостью рынка ценных бумаг, а главное с простотой их привлечения.

Также использование муниципальных ценных бумаг имеет ряд преимуществ перед заемными средствами кредитных организаций по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

К источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования относится также регулирование налоговых ставок, которое может привести к серьезному спаду финансовой активности и увеличению дефицита, осуществление государственных внутренних заимствований, в результате может произойти увеличение долговой нагрузки и повышение расходов.

Оптимизация бюджетных расходов может быть наиболее приоритетной, так как она позволяет сокращать нерациональные расходы и повышает эффективность существующих расходов.

В общем, сокращение дефицита местного бюджета можно добиться путем разумного увеличения налогов или с помощью эффективного распределения финансовых средств по основным затратным статьям бюджета.

Муниципальные займы играют особую роль в мобилизации дополнительных финансовых средств на территории муниципального образования.

Рост дефицита требует привлечение дополнительных источников заемных средств на свое погашение. Погашение дефицита муниципального бюджета обеспечивается привлечением бюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков и остатками средств на счетах [17; 18].

Однако кроме установленных способов по сокращению дефицита местного бюджета, необходима разработка дополнительных мер. В качестве таких мер для снижения дефицитов бюджетов муниципальных образований предлагаются меры организационно-управленческого характера, административно-директивного характера и меры контроля.

В качестве мер организационно-управленческого характера по сокращению дефицита, необходимо чтобы органы исполнительной власти и органы местного самоуправления были во взаимодействии по предмету рассмотрения вопросов исполнения бюджетов. В этом случае предлагается провести корректировку планов повышения поступлений налоговых и неналоговых доходов, рассмотреть возможности выявления имеющихся внутренних резервов и дополнительных источников доходов. При этом дополнительные источники должны относиться к инвентаризации земельных участков, муниципального имущества, усилению работы комиссии по налоговой базе и недоимке, погашению задолженности по зачисляемым в местные бюджеты налогам.

В качестве административно-директивных мер предлагается разработка мероприятий, которые помогут сократить кредиторскую задолженность местных бюджетов, и проведение работ по оптимизации расходов и реализации мер, которые направленны на повышение эффективности бюджетных расходов [19].

К мерам контроля относится усиление контроля муниципальных образований по недопущению принятия органами местного самоуправления бюджетных обязательств.

Также имеется необходимость реализации дополнительных мер, которые обеспечат сокращение дефицита в ходе оказания дополнительной финансовой помощи из областного бюджета. Рекомендуется включать пункты по сокращению дефицитов местных бюджетов в соглашения, которые заключаются между ними и областным бюджетом, а также органам местного самоуправления представлять в органы исполнительной власти на согласование решений о внесении изменений бюджетов округов [20].

Предложенные меры по управлению бюджетным дефицитом муниципального образования должны позволить обеспечить умеренную долговой нагрузку для достижения бездефицитных бюджетов и сбалансированности местных бюджетов.

В результате анализа источников покрытия дефицита выявлено, что наиболее применимыми источниками финансирования дефицита бюджетов муниципальных образований являлись кредиты от кредитных организаций и кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы. Результаты же проведенного исследования позволили предложить дополнительные меры по снижению дефицита бюджета муниципального образования.

Список литературы:

1. Солдатов И.Н., Шкрыль К.Ю., Глотова И.И. Проблема дефицита бюджета РФ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2 (2). С. 159-162.

2. Заливалов Н.В., Маркова Н.А. Бюджетный профицит. Дефицит бюджета // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2014. № 40. С. 200-202.

3. Прудников С.П., Прудникова И.Н., Прудникова Е.П. О мерах по сокращению дефицита местных бюджетов в условиях необходимости финансовой стабилизации территорий // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2.С. 370-373.

4. Grishanova O.A., Prokopova G.A. Зависимость финансовой устойчивости муниципального образования от источников финансирования дефицита местного бюджета // Наука и экономика. 2011. № 2.С. 12-19.

5. Остапчук Е.В. Инструменты преодоления дефицита бюджета // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2016. № 1 (3). С. 97-100.

6. О бюджете Владивостокского городского округа на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов // Муниципальный правовой акт.

7. О бюджете Владивостокского городского округа на 2016 год // Информационный портал Приморского края.

8. Андрусевич Д.Е., Иванова А.С. Проблемы правового регулирования бюджетного процесса в городском округе города Воронеж. // Власть. 2016. № 3.С. 49-53.

9. Дюбин В.В. Проблемы формирования доходов бюджетов муниципальных образований Псковской области // Региональная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития экономики и образования региона», посвященная 850-летию со дня первого упоминания в летописи г. Великие Луки Материалы конференции. Филиал ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в г. Великие Луки Псковской области. 2016. С. 25-28.

10. Меняйло Ю.С., Марков С.Н. Дефицит бюджета как проблема современности // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2015. С. 41-45.

11. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Владивостокского городского округа на плановый период 2014 и 2015 годов // Приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока.

12. Муниципальный правовой акт города Владивостока от 11.12.2013 № 76-МПА «О бюджете Владивостокского городского округа на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» // Региональное законодательство.

13. Чуб Н.В., Шумских А.А. О некоторых проблемах формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований России // Эволюция государства и права: история и современность Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета. Ответственный редактор С.Г. Емельянов. 2017. С. 105109.

14. Волков И.А., Шалаева Н.И. Методические аспекты оценки эффективности использования бюджетов муниципальных образований // Инновационное развитие территориальных кластеров и технологических платформ. Международной научно-практической конференции. 2017. С. 21-23.

15. Кузьминых Ю.В. Муниципальные займы как источник финансирования дефицита местных бюджетов // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом Материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета. В 2-х томах. Редакционная коллегия. 2013. С. 29-31.

16. Сергиенко Н.С. «Бюджет для граждан»: Опыт регионов и муниципальных образований // Вестник Тульского филиала университета. 2017. № 1.С. 49-51.

17. Фешина М.Н. Проблема выбора оптимального метода финансирования дефицита бюджета // Новая наука: финансово-экономические основы. 2017. № 3.С. 254-257.

18. Новикова И.В., Пасько Н.А. Анализ исполнения бюджета города Ставрополья // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом Сборник докладов и тезисов IV (IX) международной научно-практической конференции. Под общей ред. Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И., Бобровой Е.Ф. 2015. С. 149-152.

19. Тумасова О.И. Управление финансовыми ресурсами муниципального образования // Наука и Мир. 2016. Т.2. № 10 (38). С. 65-66.

20. Проказин И.Л. Анализ доходов и расходов муниципального образования на примере «город Орел» // Сборник по материалам Гайдаровских чтений. В 2-х томах. Под редакцией С.В. Приходько. 2017. С. 154-157.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ