Деловая репутация организации

Скоморохова И.О.
студент магистратуры,
кафедра экономики и финансов,
Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации,
г. Москва
2018 / Вопросы науки и образования

Аннотация: статья посвящена рассмотрению деловой репутации как наиболее значимого актива организации. В статье приведены различные классификации данного понятия и подходы к ее оценке.

Еще совсем недавно оценку деловой репутации проводили только западные компании. Но в связи с тем, что за последние несколько лет стало необходимым приводить финансовые результаты компании к международным стандартам, у российских компаний возникла необходимость познакомиться и начать учитывать такой актив как деловая репутация. Хотя до сих пор у российского бизнеса понятие «деловая репутации» не имеет четкого очертания, и ее оценка проводится на уровне интуиции финансового отдела, аудитора, эксперта.

Нет единого понятия о процессе оценки деловой репутации, четко выработанного алгоритма ее проведения, что нередко искажает ее значение и существенно занижает реальную рыночную стоимость компании. А на самом деле именно бренд, деловые связи организации, место в отрасли - все эти факторы являются активами, ради которых новые владельцы и готовы вложить деньги в новый для себя бизнес. Даже если иногда бизнес является убыточным, но имеет определенный имидж в глазах покупателей, потребителей можно рассматривать варианты его приобретения.

Например, для многих компаний, работающих в сфере розничной торговли, приходилось открывать убыточные торговые точки. Точки, которые можно было понять, что не принесут прибыли, но будут находиться во флагманском торговом центре, или в районе, где работает прямой конкурент. Самым лучшим вариантом в таком случае является то, что магазин выходит на уровень самоокупаемости. Но если этого не происходит, то магазин содержится и работает за счет других торговых точек, которые приносят прибыль.

В Российских реалиях данное решение является скорее политическим. Таким образом, компания будет повышать свой имидж, следовательно, деловая репутации будет становиться больше и дороже. Это может иметь как положительные результаты, в какой-то момент времени компания может стать лидером рынка, и превзойти всех своих конкурентов. Но также существуют и определенные риски. Данные вложения могут не принести желаемого результата и даже стать причиной банкротства организации.

Гудвилл (goodwill) - понятие, обозначающее деловую репутацию, имидж, бренд, деловые связи компании, имеющие стоимостное выражение.

Для того чтобы провести оценку бизнеса необходимо выполнить ряд определенных мероприятий и определиться со стоимостью активов. Во-первых необходимо оценить стоимость недвижимости, находящейся в собственности организации, оборудования, запасов, которые есть на складе, имеются ли у организации долгосрочные и краткосрочные вложения, а также немаловажный актив - объекты интеллектуальной собственности.

Немало важно провести анализ эффективности работы организации в прошлых периодах, так как это позволит сделать прогноз финансовых результатов будущих периодов. Особое внимание уделить доходам и расходам организации. Использование сравнительного метода позволит сделать прогноз о возможностях развития компании, а также определить какое положение она на данный момент занимает в отрасли. Для проведения данного анализа финансовые показатели исследуемой организации сравниваются с показателями компаний, также работающих в данной отрасли. Обязательно необходимо взять несколько конкурентов для изучения. Также информативным является проведение организационного анализа деятельности предприятия. Он дает возможность подробного изучения бизнес-процессов происходящих в компании, показывает их эффективность и помогает сделать прогноз касаемо перспектив развития и жизнедеятельности бизнеса.

Если обратиться к истории, то понятие «гудвилл» было введено в оборот западными экономистами, под которым понимаются такие факторы как репутация, надежность, статус, влияющие на стоимость любой продукции. Также ими был разработан алгоритм расчета, который позволял бы оценить стоимость такой наценки. Относительно российских реалий, у гудвилла имеется аналог, так называемая «деловая репутация организации», понятие которой прописано в статье 150 Гражданского кодекса РФ и включена в состав нематериальных активов.

Данная категория согласно РСБУ может быть оценена и поставлена на баланс организации. Согласно ПБУ 14/20007 «Учет нематериальных активов» к данной категории относятся не только произведения искусства, изобретения, товарные знаки, но и деловая репутация. Следует отметить, что в ПБУ 14/2007 прописано, что деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной [2].

Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации должна быть определена расчетным способом: разница между ценой, которая была уплачена продавцу за компанию, либо ее часть и суммой активов и обязательств, указанными в бухгалтерском балансе на дату совершения сделки купли-продажи.

Если деловая репутация организации положительная, то она является надбавкой к цене, которую уплачивает покупатель в ожидании будущих экономических выгод. И ставится на учет как отдельный инвентарный объект нематериальных активов (п. 43 ПБУ 14/2007).

Если же деловая репутация отрицательна, то покупатель с полной уверенностью может требовать скидку с цены, которая установлена первоначально продавцом. Причиной для снижения стоимости предприятия могут служить отсутствие постоянных покупателей, низкое качество выпускаемой продукции, отсутствие устойчивых деловых связей и неудачная маркетинговая стратегия, а также низкая квалификация персонала [3].

Очень важным является, что деловая репутация может амортизироваться компанией в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации) линейным способом (п. 44 ПБУ 14/2007). Если же деловая репутация имеет отрицательное значение, то ее в полном объеме относят на финансовые результаты компании в качестве прочих доходов (расходов) в полной сумме, а не равномерно, как этого требовало Положение в прежней редакции. Нормы ПБУ 14/2007 в отношении учета отрицательной деловой репутации приближены к МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности трактуют гудвилл как разницу между стоимостью объединения бизнеса и справедливой стоимостью чистых активов предприятия. Если деловая репутация организации положительна, то она систематически должна подвергаться проверки на обесценивание. При наличии факторов, влияющих на обесценивание компании, все расходы, связанные с переоценкой должны быть отнесены на прочие расходы.

Но если деловая репутация имеет отрицательное значение, т.е. цена по которой приобрели бизнес ниже справедливо оцененной стоимости активов и обязательств на дату приобретения, то гудвилл должен учитываться как прочие доходы.

Подводя итоги можно сделать вывод, что деловая репутация организации не имеет материального воплощения, но очень важна. Руководители фирмы должны четко понимать, что ее защита и поддержание являются их приоритетными задачами. Данный аспект настолько же важен, как и получение максимальной прибыли. А неаккуратное и небрежное отношение к деловой репутации является некомпетентным и недальновидным.

Список литературы

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ от 27.12.2007.

2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. М.: ТК Велби, 2013. 368 с.

3. Микерин Г.И., Недужий М.И. Павлов Н.В., Яшина Н.Н. «Международные стандарты оценки». Кн. 1: Перевод, комментарии, дополнения. М., 2014. 583 с.

4. Николаева С.А., Бакшинскас В.Ю., Скапенкер М.Ю. Нематериальные активы. Правовое регулирование, учет и налогообложения. М.: «Аналитика-Пресс», 2013. 264 с.

5. Грязнова А.Г. Оценка бизнеса / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. М.: Финансы и статистика, 2014. 509 с.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ