Денежно-кредитная политика в условиях таргетирования инфляции: понятие и система целей

Казьмин А.Ю.,
аспирант кафедры «Финансы, денежное обращение, кредит и банки».
Приокский государственный университет, г. Орел
Приоритетные научные направления: от теории к практике
№22 2016

В статье представлено авторское видение понятия «денежно-кредитная политика» и проведен частичный обзор имеющихся подходов к объяснению данной категории. Проведена систематизация целей монетарной политики на основе выделения уровней иерархии с учетом перехода Банка России на режим целевой инфляции.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» указываются цели проводимой денежно-кредитной политики. Так, в 2015 году такой целью указана ценовая стабильность, являющаяся важнейшим условием формирования сбалансированного и устойчивого роста. Согласно основным направлениям денежно-кредитной политики 2014 года, цель также заключается в достижении и поддержании устойчивой низкой инфляции.

В современной отечественной и зарубежной экономической литературе, а также банковской практике существуют различные толкования термина «денежно-кредитная политика».

Денежно-кредитная политика - это политика Федеральной резервной системы, которая пытается оказать воздействие на условия, на которых кредит может быть получен на частых рынках [1].

Денежно-кредитная политика - Правительственная политика, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении [2].

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса [3].

Вышеприведенные определения зарубежных авторов, на наш взгляд, достаточно ограниченно раскрывают содержание столь важного понятия. Так, Дж. Розенберг под денежно-кредитной политикой понимает деятельность Федеральной резервной системы, отдавая исключительное право данному органу на проведение монетарной политики. Хотя в США, действительно, ФРС уполномочена на регулирование денежной сферы, все-таки не стоит ограничивать денежно-кредитную политику рамками одного государства, так как в других странах эту роль выполняют другие институты. Кроме этого, автор в своей трактовке сужает сферу действия рассматриваемой политики до рамок частного кредитования, хотя она намного шире и не указывает цель рассматриваемого понятия.

В определении Э. Долана и Р. Кэмпбелла правительство выступает в качестве института, реализующего денежно-кредитную политику. Однако, центральные банки в большинстве государств являются независимыми, хотя и во многих странах предполагается тесное сотрудничество денежного регулятора с правительствами, в плоть до обозначения целей последними для центральных банков. К тому же, объект регулирования ограничен количеством денег находящихся в обращении, а цели проводимой политики отсутствуют вовсе.

Например, в финансово-кредитном словаре указывается, что денежно-кредитная политика направлена на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. По нашему мнению, столь широкий круг целей монетарной политики является неверным. Можно сказать, что перед ней ставятся задачи, характерные для всей государственной экономической политики. При этом одновременное достижение которых и для неё является весьма затруднительным. Необходимо учитывать, что за последнее время произошёл отказ многих центральных банков от преследования каких-либо других целей кроме ценовой стабильности, например, поддержания сбалансированного экономического роста. Это связано с распространением мнения о том, что ценовая стабильность является необходимым условием экономического роста и занятости, в то время как высокая инфляция пагубно влияет на экономику.

Часто в качестве объекта денежно-кредитной политики выступает «количество денег в обращении» или «денежное предложение». Это более узкий подход к области денежно-кредитного регулирования. Центральный Банк наряду с количеством денег в обращении способен также влиять на их цену путем использования краткосрочных процентных ставок.

Для того чтобы точно раскрыть сущность того или иного понятия, определение должно содержать следующее необходимые элементы: субъект -в данном случае орган, реализующий денежно-кредитную политику; объект -отвечает на вопрос, воздействуя на какие показатели проводится указанная политика; цели - выражают роль денежно-кредитной политики в обеспечении общественного благосостояния.

По нашему мнению, денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий государства в лице Центрального Банка, направленных на регулирование области денежного обращения и кредита путём влияния на денежную массу, процентные ставки, курс национальной валюты посредством имеющихся инструментов в целях достижения и поддержания оптимального уровня инфляции, а также создания условий для сбалансированного и устойчивого экономического роста.

Наш выбор в пользу «оптимального» уровня инфляции не случаен. Достижение декларируемой в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики ценовой стабильности подразумевает устойчивую низкую инфляцию. Такой подход, по нашему мнению более приемлем для государств, достигших успехов в данном направлении по стабилизации и контролю над инфляцией. Кроме того, чрезмерно низкий темп прироста потребительских цен в условиях развивающейся экономики может отрицательно сказаться на темпах экономического роста. Это подтверждается более высокими темпами экономического роста некоторых развивающихся стран в условиях уровня инфляции, превышающего этот показатель в развитых странах. Иными словами, ценовая стабильность не должна способствовать росту издержек общества. Именно поэтому необходимо тесное взаимодействие Банка России и Правительства при определении цели по инфляции с учетом всех экономических и политических условий. В этой связи перед денежным регулятором стоит задача по внесению собственного вклада в развитие страны.

Чрезмерное ужесточение целевой инфляции и её не выполнение по результатам года способствует росту инфляционных ожиданий и снижению эффективности проводимой центральным банком политики. Поэтому, необходим системный подход к определению количественного показателя инфляции.

Длительное время среди экономистов велась активная полемика, относительно наиболее приоритетной цели денежно-кредитной политики. В качестве основных претендентов на данную роль в ходе исследований рассматривались, с одной стороны, стабильность цен, а, с другой, максимизация уровня занятости и объёма выпуска [4]. В результате в конце 1990-х годов всё-таки обеспечение устойчивой и низкой инфляции стало выступать в качестве важнейшей цели денежно-кредитной политики [5].

В 2008 году первый заместитель председателя Банка России А.В. Улю-каев констатировал, что «для всех центральных банков мира ценовая стабильность, контроль инфляции - это главное, для чего они существуют» [6].

Денежные власти не могут напрямую оказывать воздействие на важнейшие цели государственной экономической политики. Достижение центральным банком первичных целей происходит при помощи системы промежуточных целей. Поэтому, центральные банки выбирают определенный набор операционных и промежуточных подконтрольных целей для регулирования ключевых индикаторов в денежной сфере. В такой ситуации выбор промежуточной цели или «номинального якоря» будет характеризовать приоритеты органов денежно-кредитного регулирования. Управление промежуточными целями происходит путем регулирования либо количества денег в обращении - с помощью регулирования денежной базы, либо цены денег - посредством краткосрочных процентных ставок. Таким образом, выбор промежуточных целей определяется режимом денежно-кредитной политики.

Операционные цели представляют собой связующее звено между таргетируемыми показателями (инфляция, валютный курс, денежные агрегаты) и инструментами. Они определяют использование тех или иных инструментов, имеющихся в распоряжении регулятора. При этом тактические цели задаются режимом денежно-кредитной политики. Операционные цели характеризуются периодом достижения цели и количественным значением. Соответственно, управление тактическими переменными позволяет оказывать влияние на экономику посредством регулирования цены или количества денег в обращении через трансмиссионный механизм.

Можно сказать, если центральный банк обладает совершенной информацией о трансмиссионном механизме, то для него нет приоритета в операционных целях. Однако, асимметричность информации на денежной рынке вынуждает монетарные власти выбирать наиболее действенные операционные цели. Нестабильность спроса на деньги вынуждает центральные банки к ценовому таргетированию, изменения процентных ставок на денежном рынке - к количественному. Рассмотрим операционные цели денежных властей некоторых крупнейших экономик (табл. 1).

Основываясь на данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что многие центральные банки используют ставку «овернайт» в качестве базовой операционное цели. Различие состоит лишь в ее разновидности. Так, Банк Мексики и Резервный Банк Австралии используют ее в чистом виде, другие - Банк Англии и Банк Ю.Кореи - её отклонение от базовой ставки центрального банка.

Таблица 1. Операционные цели центральных банков по состоянию на 2008 год [7]

Монетарный орган Официальная операционная цель
Резервный банк Австралии Ставка «овернайт» на межбанковском рынке
Банк Мексики Ставка «овернайт» на межбанковском рынке
Банк Англии Отклонение ставки «овернайт» на межбанковском рынке от базовой ставки центрального банка
Банк Кореи Отклонение ставки «овернайт» на межбанковском рынке от базовой ставки центрального банка
Резервный Банк Индии Волатильность процентной ставки «овернайт» на межбанковском рынке
Банк Японии Ставка «овернайт» по необеспеченным заемным операциям
Банк Канады Ставка «овернайт» по обеспеченным заемным операциям
Шведский Риксбанк Ставка «овернайт» по операциям репо
Швейцарский национальный банк Целевой диапазон трехмесячной ставки LIBOR
Центральный банк Бразилии Базовая ставка центрального банка
ФРС США Процентная ставка по федеральным фондам
Валютное управление Сингапура Целевой валютный коридор для сингапурского доллара
Валютное управление Гонконга Валютный курс на спот-рынке

В некоторых странах, например в США и Бразилии ориентируются на процентную ставку по федеральным фондам и базовую ставку центрального Банка. В России до перехода на свободный плавающий валютный курс, как и в некоторых других странах (Сингапур, Гонконг) в качестве операционной цели использовался валютный курс, выраженный в стоимости бива-лютной корзины.

Система целей ЕЦБ в полной мере соотносится с проводимой им монетарной политикой. Данный орган не придерживается ни какого из режимов денежно-кредитной политики в чистом виде, при этом используя элементы таргетирования инфляции и денежный агрегатов. А использование в качестве первичной цели ценовой стабильности соотносится с теоретическими взглядами и сложившейся практикой в развитых странах.

Для формирования системного представления о иерархии целей денежно-кредитной политики проиллюстрируем механизм целеопределения в рамках применения наиболее распространенных режимов таргетирования.

Стоит отметить, что в рамках режима инфляционного таргетирования происходит совпадение промежуточной и конечной цели монетарной политики. Это позволяет центральным банкам проводить более гибкую денежно-кредитную политику.

В отечественной литературе сформировалось представление о применении в качестве первичной (конечной) цели денежно-кредитной политики обеспечение стабильности национальной денежной единицы. Такой подход связан с декларацией в Конституции РФ в качестве основной функции Банка России защиту и обеспечение устойчивости рубля [8].

Между тем, трансформация экономических отношений в России и переход к инфляционному таргетированию, в рамках которого предполагается обеспечение свободного плавающего валютного курса требует пересмотра первичной цели денежно-кредитной политики в сторону динамики цен.

По нашему мнению, необходимо выделять особый уровень целей монетарной политики - стратегический, который должен соотносится с государственной экономической политикой в целом. Так как центральный банк не может напрямую влиять на такие важнейшие макроэкономические переменные как экономический рост или занятость, то от него требуется формирование сопутствующих благоприятных экономических условий. Для России, на наш взгляд, в качестве стратегической цели наряду с устойчивым и сбалансированным экономическим ростом на данную роль подходит стабильность национальной валюты. Вторая цель по большей мере обусловлена зависимостью рубля от мировых цен на энергоносители.

В такой ситуации переход к инфляционному таргетированию в сочетании с критическим падением цен на нефть и введением санкций являются мощнейшими факторами, приведшими к резкой девальвации рубля. Это, в свою очередь, способствует росту импортируемой инфляции, а главное -снижению благосостояния населения, поддержание которого является первоочередной задачей государства.

В результате, публичное объявление центральным банком целевой инфляции в размере 4 % к 2017 году на фоне более чем двукратного обесценения рубля к доллару США за столь короткий период времени создает серьезную угрозу эффективности денежно-кредитной политики по причине снижения доверия к регулятору и роста инфляционных ожиданий.

Это подтверждает, необходимость комплексного подхода при формировании системы целей, который бы позволил учитывать и цели инфляционного таргетирования и задачи Банка России и общественные интересы.

Список литературы:

1. Розенберг Дж.М. Словарь банковских терминов. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 212.

2. Долан Эдвин Дж., Кэмпбелл Колин Д, Кэмибелл Розмари Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.; Л., 1991. - С. 59.

3. Финансово-кредитный словарь. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика. - Т.1. - С. 338.

4. Goodfriend M., King R.G The New Neoclassical Synthesis and the Role of Monetary Policy // NBER Macroeconomic Manual 1997. - Cambridge, 1997.

5. Inflation Targeting in Practice Strategic and Operational Issues and Application to Emerging Market Economies / Mario I. Blejer, Alain Ize, Alfredo M. Leone and Sergio Werlang eds. International Monetary Fund, 2000.

6. Улюкаев A. Контроль инфляции - гласное, для чего существуют Центробанк» // Коммерсантъ. - 07.05.2008. - № 77.

7. Monetary policy frameworks and central bank market operations. - Basel. Markets committee of bank for international settlements, April 2008.

8. Конституция Российской Федерации.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ