Доходы и расходы федерального бюджета РФ

Лебедева А.Д.
Старший преподаватель.
Голубева Т.Г.
Студент 4 курса направления подготовки
Костанайский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Челябинский государственный университет»,
Республика Казахстан, г. Костанай
Актуальные вопросы экономических наук
№57 2017

Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Формирование и утверждение сбалансированного бюджета является первоочередной функцией Министерства Финансов и Правительства Российской Федерации. В государственном бюджете очень важна сбалансированность доходов и расходов страны. Именно от этого фактора зависит экономическая стабильность государства, поэтому вопрос соотношения доходов и расходов бюджета страны является не просто важным, но и весьма актуальным вопросом.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1, с. 49].

Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода; бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики; полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

Бюджет Российской Федерации включает в себя Федеральный бюджет и Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако доходы также могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно: содержаны государственного аппарата, армии, право охранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Федеральный бюджет, является ведущим звеном финансовой системы государства, играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе, поскольку основная его функция перераспределение в экономике валового внутреннего продукта и национального дохода.

Функционирование федерального бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов [2, с. 79].

Состав доходов бюджета РФ проиллюстрирована на рисунке 1.

Состав доходов бюджета РФ

Расходы федерального бюджета представляют собой процесс планирования, выделения и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджете, в соответствии с законодательством на очередной финансовый год.

Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2015 год характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП (с 20,9 % в 2013 году до 17,5 % в 2016 году), а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5 % ВВП (рисунок 2).

Динамика доходов и расходов за 2013-2015 гг

Из данных видим, что только в 2014 году бюджет исполнен с меньшим дефицитом, в 2015 году расходы снова превышают доходы.

Для более детального анализа структуры доходов и расходов федерального бюджета необходимо сначала рассмотреть формирование его доходной части за счет нефтегазовых и ненефтегазовых поступлений, которая представлена в таблице 1 [3, c. 84].

Таблица 1. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 2013-2015 гг.

Доходы федерального бюджета Доля доходов федерального бюджета, % Абс. изм. 2015 г. к 2013 г. Абс. изм. 2015 г. к 2014 г.
2013 2014 2015
Нефтегазовые 46,1 52,5 50,4 4,3 -2,1
в том числе:
НДПИ 18,2 20,5 20,5 2,3 0
Таможенные пошлины 27,9 32,0 29,9 2 -2,1
Ненефтегазовые 53,9 47,5 49,6 -4,3 2,1
Итого 100 100 100 0 0

Динамика показывает, что доля прогнозируемых нефтегазовых доходов уменьшается в 2015 г. по сравнению с 2014 г.

Причиной этому может послужить существенное сокращение (-2,1 %) вывозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в федеральный бюджет. Не стоит забывать о том, что сложившиеся геополитические условия обуславливают сложность прогнозирования доходов от внешнеэкономической деятельности и, в первую очередь, нефтегазовых доходов.

Тем не менее, годовое эмбарго так и не отменено, а логистические связи со странами латиноамериканского и азиатского регионов еще не отлажены, поэтому ожидать всплеска внешнеэкономических торговых взаимоотношений не приходится.

Что касается ненефтегазовых доходов, то здесь мы наблюдает обратную динамику: их доля в федеральном бюджете в 2015 г. увеличивается по сравнению с 2014 г. (+2,1 %) за счет увеличения поступлений НДС и акцизов в бюджет.

Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых доходов. На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2013-2015 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 5,86 процентных пункта (таблица 2).

Таблица 2. Налоговые доходы федерального бюджета за 2013-2015 гг.

Наименование статьи доходов федерального бюджета Доля доходов федерального бюджета, % Абс. изм. 2015 г. к 2013 г. Абс. изм. 2015 г. к 2014 г.
2013 2014 2015
НДС 31,86 27,79 27,50 -4,36 -0,29
НДПИ 19,64 18,83 29,49 9,85 10,66
Акцизы 3,79 4,64 4,04 0,25 -0,6
Налог на прибыль организаций 2,68 2,67 2,78 0,1 0,11
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых 0,12 0,10 0,14 0,02 0,04
Водный налог 0,02 0,02 0,02 0 0
Итого 58,11 54,08 63,97 5,86 9,89

Этот факт свидетельствует о том, что государство, решая свои социально-экономические задачи, взяло курс на пополнение своей финансовой базы за счет налоговых поступлений, в особенности по НДПИ, налогу на прибыль организаций и регулярным платежам за добычу полезных ископаемых.

Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013-2015 гг. их доля уменьшилась почти на 9 % (таблица 3) [4, c. 25].

Таблица 3. Неналоговые доходы федерального бюджета за 2013-2015 гг.

Наименование статьи доходов Доля доходов федерального бюджета, % Абс. изм. 2015 г. к Абс. изм. 2015 г. к
2013 2014 2015 2013 г. 2014 г.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ 2,58 3,43 3,79 1,21 0,36
Доходы от продажи имущества 0,87 0,76 0,64 -0,23 -0,12
Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ 0,04 0,03 0,04 0 0,01
Лицензионные сборы 0,00 0,00 0,00 0 0
Таможенные пошлины и таможенные сборы 30,26 32,27 22,82 -7,44 -9,45
Плата за использование лесов 0,12 0,14 0,12 0 -0,02
Платы за пользование водными объектами 0,08 0,20 0,08 0 -0,12
Платы за негативное воздействие на окружающую среду 0,04 0,05 0,04 0 -0,01
Патентные пошлины 0,02 0,02 0,02 0 0
Утилизационные сборы 0,35 1,35 1,23 0,88 -0,12
Платежи за пользование недрами 0,38 0,35 0,19 -0,19 -0,16
Прибыль Банка России 0,54 0,65 1,01 0,47 0,36
Доходы от внешнеэкономической деятельности (без таможенных) 5,99 6,43 4,47 -1,52 -1,96
Прочие неналоговые доходы 0,24 0,18 0,21 -0,03 0,03
Итого 41,53 45,87 34,67 -6,86 -11,2

Как мы видим из таблицы 3, снижение произошло за счет сокращения поступлений от доходов от продажи имущества, таможенных пошлин и сборов, доходов от ВЭД. Такая тенденция вполне закономерна, учитывая довольно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок. Таможенные органы выполняют возложенную на них фискальную функцию за счет взимания таможенных платежей, и, тем самым, обеспечивают поступление значительной части денежных средств в федеральный бюджет Российской Федерации (рисунок 3) [4, с. 15].

Поступление денежных средств в федеральный бюджет

Анализируя поступление таможенных платежей за 2010-2015 гг, можно сказать, что в 2012-2013 гг. объём фактически собранных таможенных платежей практически не изменился и составил в среднем 6575,5 млрд. руб., а в 2014 году, даже увеличился на 9,14 % по сравнению с 2013 году. Это объясняется падением в 2014 году курса рубля по отношению к доллару и евро до среднего уровня в 37,97 рублей и 50,46 рублей соответственно. При расчёте за поставку по внешнеторговому контракту контрагенты используют цену товара в иностранной валюте. Ослабление курса рубля к доллару или евро непременно сопровождается увеличением «рублёвых» цен как на экспортируемые, так и на импортируемые товары, что ведет к увеличению объёма фактических таможенных платежей, так как они рассчитываются в рублях исходя из таможенной стоимости товара [6].

Далее проанализируем состав расходов федерального бюджета за 20132015 гг. (таблица 4).

В целом, приоритеты расходования бюджетных средств остались прежними, это такие сферы как:

  • социальная политика;
  • национальная оборона;
  • национальная безопасность.

Таблица 4. Расходы федерального бюджета за 2013-2015 гг.

Наименование статьи расходов федерального бюджета Доля расходов федерального бюджета, % Абс. изм. 2015 г. к 2013 г. Абс. изм. 2015 г. к 2014 г.
2013 2014 2015
Социальная политика 28,7 23,3 26,9 -1,8 3,6
Национальная оборона 15,8 16,7 19,5 3,7 2,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 15,5 14,1 13,8 -1,7 -0,3
Национальная экономика 13,9 13,9 14,2 0,3 0,3
Межбюджетные трансферты 4,8 4,5 4,6 -0,2 0,1
Общегосударственные вопросы 6,4 6,3 7,1 0,7 0,8
Прочие расходы 15,0 21,3 13,8 -1,2 -7,5
Итого 100 100 100

Однако некоторые изменения коснулись объемов выделяемых средств на данные направления: расходы на социальную сферу сократились почти на 2 %, при том, что на оборону выросли на 3,7 %. Тем не менее, такие тенденции вполне объяснимы. Бесспорно, в настоящее время поддержание национальной безопасности - одна из приоритетных задач нашего государства. В условиях политической конфронтации России со странами Запада и США, а также обостренной военной ситуации в Украине сегодня государству необходимо, в первую очередь, усилить военную мощь, при этом сохранив уровень социальной поддержки на достаточно высоком уровне.

Итак, в настоящее время, мы наблюдаем, что государство не стремится изменять степень своего вмешательства в экономику, оно лишь несколько корректируют методы и направления своего воздействия. Это свидетельствует о том, что в приоритет бюджетной политики ставится стабильное экономическое развитие, ориентированное на долгосрочную перспективу. Несомненно, на управление страной, занимающей большие территории и имеющей массивный аппарат управления, требуются колоссальные средства. Однако, учитывая эти факторы, мы можем выбрать не так много путей дальнейшего развития: либо сокращение государственных расходов за счет упрощения аппарата управления, бюрократического режима, уменьшения оборонных расходов, либо непосредственное увеличение доходов бюджетов, за счет наращивания налоговой нагрузки или использования источников финансирования дефицита бюджета.

Для увеличения доходов федерального бюджета, необходимо совершить следующие действия:

1) обеспечения активной и масштабной реализации политики импор-тозамещения, путём:

  • оказания государственной поддержки национальным производителям по «захвату» сфер (в том числе тех, где возможно производить товары с высокой добавленной стоимостью), которые раньше занимали зарубежные поставщики, а также создание благоприятных условий для эффективного применение инструментов и механизмов импортозамещения. Это такие отрасли хозяйства, как станкостроение, фармацевтическая и лёгкая промышленности, тяжёлое машиностроение. Важным механизмом, стимулирующим импортозамещение, выступает проводимое Фондом развития промышленности возвратное финансирование по сниженным ставкам, на которое в 2016-2018 гг. В федеральном бюджете Российской Федерации заложено около 19 млрд. рублей. В рамках данного механизма среднему бизнесу предоставляются средства на компенсацию затрат по НИОКР в рамках инвестиционного проекта, результатом которого становятся конкретные индикаторы и показатели промышленного производства. Недостижение поставленных перед исполнителем целей и задач влечёт возврат субсидии государству или наложение штрафных санкций.
  • совершенствования требований к стандартизации и сертификации импортной продукции, а также ужесточение проводимого на таможенной границе ЕАЭС и Государственной границе Российской Федерации карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля. Это позволит значительно сократить ввоз в Россию некачественной продукции, нехватка которой будет восполняться отечественными товарами;
  • развития системы государственных закупок отечественной продукции в целях повышения начального спроса и поддержки отечественных производителей до достижения ими конкурентоспособных объёмов производства, а также содействия научно-исследовательским, опытно-конструкторским разработкам и техническому перевооружению с помощью государственного субсидирования;

2) ужесточения контроля за налоговыми агентами, которые осуществляют исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление налогов в бюджет, а также ужесточения наказания за неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов;

3) укрепление торгово-экономических и политических отношения со странами Восточной и Южной Азии, например, с Южной Кореей, которая рассматривается Россией как перспективный источник инвестиций, продукции производственного назначения и оборудования, которое больше не может больше закупаться в Европейском Союзе, но необходимо для наращивания объёмов производства и увеличения ВВП.

Реализация данных предложений поможет не только сохранить на прежнем уровне, но и значительно увеличить объёмы поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации платежей, администрируемых таможенными органами.

В финансировании государственного управления сокращение расходов как таковое не может быть самоцелью. Напротив, повышение эффективности государственного управления может многократно оправдать определенное повышение расходов на него. Особое значение проблема имеет в России, где государственный аппарат, выступая одним из основных инструментов социально-экономических преобразований, сам оказался в минимальной степени затронут реформами и во многом остается старым советским аппаратом.

В этой связи предлагается принять следующие бюджетные меры:

  • снизить ассигнования госкорпорациям ввиду наличия у последних неиспользованных остатков в сумме 600 млрд. рублей;
  • изменить порядок организации госзакупок на сумму от 100 млн. до 1 млрд. рублей;
  • снижение ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих - 27,7 млрд. рублей + 80 млрд. рублей (снятие зарезервированных бюджетных ассигнований на совершенствование системы оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих);
  • сократить расходы на субсидии ОАО РЖД на грузоперевозки (объем грузоперевозок упал на 4 %, предлагается соответственно уменьшить субсидии по сравнению с 2015 годом);
  • не осуществлять трансферт из ФФОМС в федеральный бюджет 126 млрд. рублей на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, оставив эти средства в бюджете ФФОМС на финансирование оказания базовой медицинской помощи;
  • уменьшить финансирование Высшей школы экономики на сумму дополнительных в 2016 году по отношению к 2015 году 2,5 млрд. рублей, а также 190 млн. рублей дополнительных ассигнований в 2016 году на проведение прикладных научных исследований в интересах Правительства РФ, перераспределив эти средства на финансирование высших учебных заведений в субъектах РФ;
  • усилить эффективность оказания базовой медицинской помощи населению, для чего предусмотреть субвенции за эффективность бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в размере 5 % от бюджетных ассигнований «Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации» - расходы составят 72,9 млрд. рублей.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс российской федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция от 29.12.2015) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04 января 2016. - № 1 (часть I). - Ст. 26.

2. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник / А.С. Нешитой. - 8-е изд., перер. и доп. - М.: Дашков и К, 2015. - 320 с.

3. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник / Л.М. Подъяблонская - М.: Юнити-Дана, 2014. - 546 с.

4. Поляк Г.Б. Финансы [Текст]: учебник / Г.Б. Поляк. - 3-изд., перер. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 703 с.

5. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Т.Ф. Ют-кина. - 3-изд., перер. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 745 с.

6. Информация об исполнении Федерального бюджета РФ [Электронный ресурс] // Сайт Федерального казначейства РФ. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (дата обращения: 04.03.2016).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ