Эффективное управление товарно-материальными ценностями на основе частичного аутсорсинга производственного процесса

А.В. Генералова,
Е.А. Плешкова
Российский государственный университет
им. А. Н. Косыгина
Материалы и технологии, 2019, №1 (3)

Аннотация. В статье на примере деятельности производственной компании, занимающейся выпуском текстильных изделий, были рассмотрены пути оптимизации товарно - материальных ценностей в части вспомогательных материалов - упаковки для готовой продукции и проанализированы варианты ее собственного производства и закупки у сторонних организаций, специализирующихся на данном производстве. Рассчитан размер экономии за счет размещения непрофильного производства на аутсорсинг.

Каждая производственная компания заинтересована в снижении производственного и операционного цикла, в уменьшении текущих затрат на хранение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и оптимизации их закупок. Это способствует высвобождению из текущего оборота части финансовых средств, которые возможно направить на реализацию более важных целей и вложения в другие активы.

В условиях современной экономической ситуации у большинства производственных предприятий наблюдается нехватка оборотных средств не только для наращивания темпов производства и сбыта, но и для поддержания текущих мощностей. Это обуславливает тот факт, что вопрос качества управления товарно-материальными ценностями становится всё более актуален.

Инновационное развитие экономики России предопределяет необходимость оптимального распределения финансовых ресурсов организации.

Ресурсообеспеченность деятельности предприятия является основным вопросом как простого, так и расширенного воспроизводства. Особенно актуален этот вопрос при неблагоприятных условиях развития, экономическом кризисе. Финансовые ресурсы играют ведущую роль в обеспечении производства товарно-материальными ценностями.

Качественное управление товарно-материальными ценностями подразумевает поддержание оптимальных размеров запасов, что позволит ускорять их оборачиваемость и снижать затраты на хранение. Помимо этого, немаловажную роль для предприятия играет и уменьшение производственных потерь, связанных с недопоставками.

Существует множество научных трудов, рассматривающих вопросы качественного управления товарно-материальными ценностями, таких авторов как Афанасьев М.Ю., Волгин В.В., Демчук О.В., Лотоцкий В.А., Сорвина О. В., Яковлева Т.А. и т. д. Ряд из них имеют прикладное значение для предприятий, но, безусловно, внедрение результатов каждого исследования требует проработки в конкретных условиях деятельности промышленного объекта.

Запасы, являясь одним из видов оборотных активов, имеют огромное значение для обеспечения финансового благополучия предприятия, особенно на крупных производствах, с высокой долей материалоемкости, где большой удельный вес занимают именно товарно-материальные ценности. Следовательно, если перед организацией стоит вопрос о поиске путей сокращения своих расходов, стоит обратить внимание именно на формирование качественного управления товарно-материальными ценностями.

Известно, что чрезмерное накапливание товарно-материальных ценностей ведет к дополнительному оттоку денежных средств вследствие определенных причин:

  • затраты, возникающих в связи с хранением;
  • затраты, связанные с риском потерь из-за устаревания и порчи, а также хищений и бесконтрольного использования;
  • отвлечения средств из оборота, их «омертвления».

Таким образом, избыточные запасы прерывают движение капитала, нарушают финансовую стабильность предприятия, а эффективное управление и оптимизация процессов по формированию ТМЦ позволяют снизить затраты.

Существует множество путей сокращения расходов, среди которых можно выделить основные из них:

  • сокращение затрат на сырьё и материалы (экономия сырья, например, за счет менее дорогостоящих материалов, но не в ущерб качеству выпускаемой продукции, пересмотр условий поставок сырья, поиск новых поставщиков, контроль за хищениями, сокращение нормативов хранения и закупок материалов);
  • внесение конструктивных изменений в технологический процесс, внедрение ресурсосберегающих систем, выявление путей по увеличению безотходного производства;
  • оптимизация производственного процесса (передача части производственных функций специализированным компаниям для уменьшения собственных затрат, сокращение производственного цикла).

Рассмотрим вопрос управления ТМЦ в отрасли легкой промышленности на примере одной из подмосковных текстильных компаний.

Компания занимается пошивом и выпуском текстильных товаров для домашнего хозяйства. Большинство изделий выпускается в специально разработанной индивидуальной упаковке: чемоданы из цветного спанбонда и вставкой либо из ПВХ, либо из ПВД. Каждый цвет спанбонда соответствует определенным выпускаемым коллекциям. Так же рассматриваемая упаковка делится на объемную и плоскую, в зависимости от выпускаемой продукции.

Производство продукции осуществляется на двух фабриках. В связи с сокращением объемов производства на одной из фабрик было принято решение осуществлять на ней пошив индивидуальной упаковки и осуществлять ее транспортировку до второй фабрики.

Для рассматриваемой компании можно обозначить целый ряд факторов, которые могут спровоцировать срыв отгрузок упаковки:

  1. Нехватка денежных средств для оплаты ТМЦ.
  2. Недопоставка ТМЦ:
    • ошибки планового отдела;
    • ошибки отдела снабжения;
    • ошибки логистики;
    • ошибки поставщиков;
    • погодные явления.
  3. Производственные проблемы:
    • снижение явочной численности швей в связи с отпусками, больничными;
    • поломки оборудования;
    • ограничения мощностей при увеличении объемов выпуска;
    • внезапные перебои электроснабжения.
  4. Прочие непрогнозируемые факторы.

Таким образом, совокупность хотя бы нескольких факторов ведет к срыву обеспечения упаковкой, что в свою очередь ведет к срыву отгрузок готовой продукции покупателям, в результате чего компании грозят финансовые убытки в виде штрафов за недопоставку или просрочку, или вообще разрыв деловых отношений.

В целях минимизации рисков компания может отдать заказ на пошив упаковки в специализированную компанию, что позволит получить следующие выгоды:

  1. Сокращение объемов закупаемых ТМЦ, что в свою очередь ведет к снижению объемов хранения, снижению рисков порчи и хищений, сокращению переменных общепроизводственных затрат.
  2. Ликвидация затрат на перевозки дополнительных ТМЦ на фабрику по пошиву упаковки и обратной транспортировке готовой упаковки до другой фабрики.
  3. Закупка готовой упаковки с запасом, для предотвращения дефицита.
  4. Оптимизация штата сотрудников: перевод швей в цех по пошиву, либо их увольнение. Увольнение повлечет за собой сокращение издержек на выплату заработной платы, социальных отчислений, налогов.
  5. Освобождение производственного помещения, которое можно использовать для иных производственных задач или же сдавать в аренду, что позволит получать дополнительные доходы для предприятия.
  6. Помимо этого, закупка упаковки у специализированной компании осуществляется за меньшую стоимость по сравнению с ее производством собственными силами.

Однако чтобы все это реализовать, необходимо выбрать подходящего поставщика упаковки. В настоящее время на отечественном рынке существует несколько крупных специализированных компаний, которые выпускают упаковку под заказы.

Выбор поставщика целесообразно осуществлять по таким ключевым параметрам, как:

  1. Цена (высокая цена упаковки может отразиться на себестоимости конечного изделия компании-заказчика упаковки. Однако слишком низкая цена может вызывать опасения относительно низкого качества используемых материалов при пошиве упаковки).
  2. Объемы производства (необходимо учитывать производственные мощности по пошиву упаковки и потребность по закупке).
  3. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов (а также наличие у поставщика резервных мощностей при увеличении потребности).
  4. Система оплаты (предоплата или постоплата, работа в кредит, предоставление рассрочек).
  5. Продолжительность работы на рынке, деловая репутация, имидж.
  6. Местоположение организации поставщика относительно местоположения фабрики заказчика.

Каждая компания определяет для себя весомость указанных параметров. Например, для компании, у которой могут колебаться объемы закупок, будут важны в первую очередь сроки экстренных заказов при резко возникающих потребностях, а вот для компании, у которой имеются финансовые проблемы, будет актуальна система оплат.

Выбрав наиболее подходящего поставщика, необходимо проанализировать, насколько отличается цена упаковки выбранного поставщика и упаковки собственного производства.

Таблица 1 - Сводные данные по выпуску упаковки

Вид изделия Цена закупки, руб. Материальные затраты, руб. Себестоимость изделия, руб. Доставка на фабрику, руб. Производственная себестоимость, руб. Среднемесячный объем Полугодовой объем Годовой объем
шт. руб. шт. руб. шт. руб.
Упаковка для подушек
ПВД плоский 500/700 28 19 30 7 56 9 493 533 707 43 899 2 468 206 113910 6 404 485
плоский 680/680 32 24 31 7 62 7 046 436 630 26 860 1 666 483 84 550 5 239 554
ПВХ плоский 500/700 40 22 26 7 55 2 206 126 678 28 929 1 671 352 26 466 1 520 139
плоский 680/680 44 25 27 7 60 1 576 98 432 18 126 1 135 956 18 911 1 181 184
Упаковка для одеял
ПВД объемный 0600/0400/0110 30 17 54 7 78 3 965 305 863 20 855 1 614 737 47 577 3 670 356
объемный 0600/0400/0150 32 19 56 7 83 3 550 291958 11 299 929 398 42 598 3 503 499
объемный 0600/0400/0260 38 23 56 7 87 1 211 105138 4 561 392 224 14 526 1 261 656
объемный 530х350х100 38 18 62 7 87 175 15 322 1 100 96 125 2 104 183 860
ПВХ объемный 600х400х110 52 25 41 7 69 1 012 73 566 6 617 434 168 12 144 882 791
объемный 600х400х150 50 23 41 7 71 1 217 97 917 12 355 982 924 14 600 1 175 004
Прочая упаковка разных размеров: 39 25 48 7 81 441 32 490 3 750 275 086 5 295 389 876
ИТОГО СРЕДНЕЕ: 39 22 41 7 70 31890 2117700 178351 11666656 382681 25412404

Для выявления экономии, в случае более низких цен у поставщика, необходимо определить среднюю потребность в изделиях. Так, проведенный анализ данных из таблицы 1 позволил выявить усредненные месячные, полугодовые и годовые объемы потребляемой упаковки, производственную себестоимость1.

1 Для расчета были взяты средние цены закупки упаковки по нескольким организациям, которые предоставили свои коммерческие предложения, соответствующие условиям исследования

Производственная себестоимость упаковки при собственном пошиве выше, чем средняя цена упаковки при закупке. Дополнительно к этому в расходы на изделие необходимо включить прочие накладные расходы, что еще больше повысит конечную стоимость продукции.

Более низкая стоимость упаковки у сторонних организаций связана с их специализацией на выпуске данного вида изделий и экономии за счет масштабов производства.

На примере рассматриваемой текстильной компании изменение способа производства упаковки для продукции позволит достичь экономии до 12 млн руб. в год (табл. 2).

Таблица 2 - Усредненный расчет финансовых затрат на упаковку

Показатель Месяц Полугодие Год
Собственное производство
Усредненный расход упаковки, шт. 31 890 191 341 382 681
Средние МЗ, руб. 22 22 22
Средняя СИ, руб. 41 41 41
Средняя стоимость транспортировки, руб. 7 7 7
Средняя себестоимость, руб. 70 70 70
Итого расходы по упаковке, руб. 2 241 481 13 448 888 26 897 777
Заказ у сторонней организации
Усредненный заказ упаковки, шт. 42 000 192 000 383 000
Средняя цена упаковки, руб. 39 39 39
Итого расходы по упаковке, руб. 1 650 132 7 543 458 15 047 628
Экономия, руб. 591 350 5 905 430 11 850 149

Высвобождение из текущего оборота части финансовых средств позволит их направить на другие цели организации, например, на увеличение объемов закупки более важных ТМЦ, на погашение кредитов и т. п.

Таким образом, очевидно, что в условиях недостатка оборотных средств у организаций необходимо вести работу в части оптимизации производственных запасов и рассматривать варианты передачи непрофильного производства на аутсорсинг с целью уменьшения собственных затрат.

Список литературы

1. Снижение затрат на предприятии: самые эффективные методы [Электронный ресурс] // Коммерческий директор, профессиональный журнал коммерсанта. - Режим доступа: //https://www.kom-dir.ru/. - Дата доступа: 18.11.18.

2. Вахрушина, М. А. Управленческий анализ: учебное пособие / М. А. Вахрушина. - Москва: Омега-Л, 2015. - 432 с.

3. Линдерс, Майкл Р. Управление снабжением и запасами. Логистика / Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. - Санкт-Петербург: Виктория плюс, 2016.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ