Формы и методы развития хозяйственного механизма предприятия

Баснукаев И.Ш.,
соискатель,
Грозненский государственный
нефтяной технический университет,
e-mail: basnukaev_ish@list.ru
2012 / Terra Economicus

В статье рассматриваются актуальные проблемы совершенствования форм и методов развития хозяйственного механизма деятельности предприятия. Особый акцент сделан на необходимости реального учета требований рынка, в том числе через призму анализа и оценки системы показателей, характеризующие промежуточные и конечные результаты деятельности предприятия.

В последние годы исследователи нечасто обращаются к проблематике совершенствования хозяйственного механизма деятельности предприятия. Такая ситуация, на наш взгляд, объясняется рядом причин. Во-первых, требует дополнительных уточнений само понятие «предприятие» в сложных и противоречивых условиях рынка. Во-вторых, значительно большее внимание необходимо уделить содержательной и функциональной характеристике хозяйственного механизма предприятия. И, в-третьих, актуализируется необходимость учета специфики деятельности предприятия с выяснением отраслевых его особенностей.

Предприятие, как структурная единица (отдельная структура) отрасли, разумеется, имеет свои отличительные характеристики. Предприятие должно располагать реальными возможностями производства продукции (в условиях рынка - товарной): материальными, пространственно-территориальными, финансовыми, сырьевыми, кадровыми. Без этих слагаемых не может состояться деятельность предприятия. Деятельность предприятия, аккумулируемая в результатах производства продукции, «вводит» его в единую систему хозяйства, а еще шире - в экономическую систему. В таком качестве предприятие выступает как звено хозяйственной отрасли, экономики, страны, государства.

Деятельность предприятия не может ограничиваться производством продукции. Требуется реализация продукции, производимой конкретным предприятием на рынке. Не будет реализовываться произведенная предприятием продукция - она не превратится в товар. Товарность производимой предприятием продукции - естественное условие требований рынка. Реальные возможности предприятия определяются располагаемыми им ресурсами, их задействованностью, но при этом принимаемый хозяйственный механизм носит подчиненный характер по отношению к рыночным требованиям.

Инициативы и активность самих предприятий являются мощным резервом формирования заинтересованности в совершенствовании освоенного хозяйственного механизма. Однако процесс деятельности отдельных предприятий не может находиться вовне влияния отраслевой специфики (специализация, кооперирование и т.д.). Специфика деятельности предприятия накладывает отпечаток на характер решаемых задач и преодоление трудностей, которые при этом возникают.

Вышеизложенное позволяет сделать два дополнительных вывода в отношении особенностей совершенствования хозяйственного механизма предприятия в аспекте целей, форм и методов его реального осуществления. Во-первых, формы и методы гибкого развития хозяйственного механизма отдельных предприятий должны усиливать роль активной их деятельности путем повышения экономической заинтересованности в выполнении сформированных задач (плана выпуска продукции и ее реализации). Во-вторых, предприятие не может целеполагать свою деятельность без учета рыночной конъюнктуры и конкурентных возможностей. В-третьих, цели, формы и методы хозяйствования необходимо согласовывать не только с экономическими интересами предприятия как хозяйствующего субъекта, но и c социальной заинтересованностью работников. Экономическую заинтересованность предприятия в реализации большей в объемах продукции и в большем извлечении доходов необходимо в полной (и возможной) мере согласовывать с мотивационной основой социальной жизни людей, работающих в коллективе конкретного предприятия. Коллектив предприятия ослабляется, теряет мобильность к модернизационным действиям, если не учитываются социальные вопросы жизнедеятельности людей.

Совершенствование хозяйственного механизма предприятия должно осуществляться как в организационном, так и содержательном плане на качественно новой основе, которая позволит устранить множественные несоответствия функционирующего порядка. Как правило, такого рода несоответствия наблюдаются часто (почти на всех предприятиях), но их необходимо своевременно выявлять, систематизировать и давать им оценку, в том числе по возможным потерям от них в сфере ценообразования, финансовой деятельности и стимулирования производства. Разумеется, надо отдавать должное тому, что несоответствия хозяйственного механизма (обнаруживаемые) бывают взаимосвязаны и взаимообусловлены, а неучет такого качества действующего хозяйственного механизма приводит к принятию неэффективных экономических решений. Например, практика работы многих предприятий в развивающихся рыночных условиях подтверждает сохраняющиеся опасения у многих из них, согласно которым «чем лучше работаешь сегодня, тем больше головной боли у тебя будет завтра» (имеется в виду инфляция, сопровождаемая неравномерностью роста цен, изменение учетной ставки по банковским кредитам, кризисные явления или кризисы и т.д.).

Безусловно, такие ожидания необходимо учитывать при совершенствовании форм и методов хозяйственного механизма предприятия, но при этом целевая постановка задач должна находиться в пределах активного поиска путей приведения в действие новых резервов производства. Ключевым требованием рыночной активной деятельности предприятия всегда остается развитие ее самостоятельности. Самостоятельность деятельности, расширение базовой ее основы создают новые ориентиры перспективных решений хозяйственных и экономических задач. Предприятие должно четко реагировать и перестраиваться в гибком механизме хозяйствования, но с учетом стабильности условий выполнения планируемых показателей для деятельности. Неплановые действия крайне рискованны и неприемлемы по причине общего ожидания «блага от рынка». Как правило, такая позиция предприятия приводит к отрицательным результатам.

Плановые принципы хозяйствования нельзя игнорировать в освоении новых возможностей хозяйственного механизма предприятия. Другое дело, что эти принципы требуют своей реализации (это задается рыночными условиями хозяйствования) в гибкой форме, а не директивной. Даже при выполнении заказа со стороны, например, государственного органа, предприятие призвано соблюдать плановые принципы гибкости реализуемого хозяйственного механизма. Предприятию не миновать дополнительных потерь, если подход к планированию будет «валовой», а не индикативно-целевой и рыночно-гибкий.

Рынок не отменяет той необходимости текущей плановой оценки, которая имеется в исчислении показателя реализованного товарного выпуска, реализованной товарной продукции и прибыли. Это ничего общего не имеет с устанавливаемым директивным способом показателей для предприятий, даже исходя из необходимости обеспечения определенных объемов производства продукции, в том числе в ее номенклатуре и ассортименте. Невыполнение рассчитанных и принятых самим предприятием плановых показателей будет определенным подтверждающим фактором неточности расчетов и приведут к потере ожидаемых доходов. К тому же есть показатели, которые в условиях рынка директивой нельзя задавать по причине их оказываемого двойственного воздействия на результаты. Так, например, если директивно задавать (планировать) предприятию показатели производительности труда на основе определенных нормативных величин, то это косвенно будет диктовать исполнение соответствующих валовых показателей (например, валовой оборот, валовая продукция и т.д.).

Любые нормативы, которые бы задавались кем-то предприятию, должны носить рекомендательный характер и воплощаться в соответствующие методики. Иной подход будет сужать рыночную хозяйственную самостоятельность деятельности предприятия. Нормативы, устанавливаемые централизованно в планах - это директива, т.е. обязательность исполнения. Такие «директивные нормативы» не всегда (и чаще всего) обоснованы и увязаны с конкретными рыночными условиями хозяйственной деятельности предприятий, но могут давать, повторимся, соответствующие ориентиры отраслевой особенности хозяйствования [1].

Освоение рынка усложнило для предприятий проблематику оценки и учета привнесенных затрат при производстве продукции. В ряде производств доля собственных затрат на производство продукции резко уменьшается и при этом растут предельные затраты на рубль товарной продукции. В этой связи следует указать, что при отсутствии практики централизованного планирования предельных затрат на рубль товарной продукции, значительно возрастает роль самих предприятий как в обосновании объемов товарной продукции, так и прибыли. Если этого не сделать, тогда получаемая динамика прибыли утрачивает реальность для предприятия: теряется чувствительный порог значений показателя прибыли.

Современные предприятия ослабили внимание к исчислению затрат на производство конкретной продукции, т.е. себестоимости и издержек производства. Это имеет место в связи с допускаемыми вольностями в системе ценообразования. Факты подтверждают, что имеет место практика существенного ослабления стимулирующей роли цен на материально производимую продукцию. Ориентация на подтвержденные рынком цены в значительной степени уводят товаропроизводителей от необходимости экономии на затратах. Фактические затраты очень часто фиксируются как составляющие в результате продажи продукции по более высоким ценам, чем на самом деле товар стоит по затратам. Сбрасывание или включение затрат в обход от их фактической основы в цены стало нормой. Цены на товары имеют характер систематического роста. И это «оправдывает» затраты, которые не были на самом деле или их не должно было быть. В силу такой тенденции ценообразование не обеспечивает предприятиям стимула в поиске методов и способов экономии затрат на производимую ими продукции.

Механизм хозяйствования, в котором цены «отпущены» от затрат неминуемо снижает экономический интерес товаропроизводителя (предприятия) к экономическим стимулам, к внедрению передовой техники и технологий, к освоению новых видов продукции, превосходящим по своим потребительским свойствам ранее освоенные виды. Таким образом, создается определенное базовое условие ограничения возможностей деятельности предприятия и это рано или поздно срабатывает, разрушая даже сложившийся механизм стимулирования деятельности.

Здесь следует напомнить, что хозяйственный механизм деятельности предприятия призван обеспечивать ее целенаправленность и ритмичность. В этом качестве хозяйственный механизм выступает как главный элемент системы управления. Подчеркнем, что управление в данном контексте следует рассматривать в широком смысле слова - оно представляет собой процесс целенаправленного систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью соответствующих выполняемых функций. В условиях рынка исполнение каждой из функций управления, как правило, имеет характер обособления, но это не разрушает общей системности всех элементов, включенных в управление предприятием. Предприятие - сложно структурированное звено системы хозяйствования и это воплощается в качестве требовательной основы используемого хозяйственного механизма. Процесс управления предприятием не может быть полноценным, если в нем нет четко обозначенного и сверенного хозяйственного механизма, базирующегося на функциях анализа, планирования, организации, учета, контроля, регулирования, принятия решений [3].

Чем на больший срок отодвигается решение проблем, тем в большей мере это будет вызывать затруднения в обеспечении эффективного функционирования предприятия в динамике развития. Половинчатые меры тоже желаемого результата не принесут. К совершенствованию хозяйственного механизма предприятия следует подходить комплексно, с учетом всех важнейших требований экономики и взаимосвязей деятельности. Обусловленность направленности и темпов развития производственно-хозяйственной деятельности можно представить схемой 1., являющейся, как нам представляется, исходной базой анализа проблем управления предприятием и шагом к решению задач кардинального изменения функционирующего хозяйственного механизма.

Принципиальная схема основные взаимосвязи и противоречия интересов хозяйством механизма предприятия

Реализация логики построения взаимосвязей, приведенных в схеме 1, на наш взгляд, позволит предприятию разработать не только системно выверенный хозяйственный механизм, но и работать на его основе гибко и экономически надежно. Кроме того, на этой же основе возможно пересматривать не только приоритеты экономических показателей, но и деятельности предприятия в целом. Форма гибкого планирования, выбранная на основе приведенных в схеме 1 связей, позволяет улучшить мобильность хозяйственного механизма, его реализуемость. Хозяйственный механизм предприятия не может не быть противозатратным, но только при учете факторов и специфических обстоятельств его (предприятия) функционирования. Также качество хозяйственного механизма будет сориентировано на стабильное (устойчивое) и перспективное развитие предприятия. Эту закономерность справедливо отмечает Н.Б. Клишевич [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Агузарова Ф.С., Токаев Н.Н. Финансовые решения и эффективность использования финансовых ресурсов на предприятии. Владикавказ: Олимп, 2008. С. 5.

2. Клишевич Н.Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ. Учебное пособие М.: КНОРУС, 2009. С. 222.

3. Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций: приказ ФСФО России от 23.01.2001. № 16.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ