Формирование дивидендной политики аграрных корпораций Беларуси

Мальцевич В.М.
к.э.н., доц.
Полесский государственный университет,
Мальцевич Н.В.,
к.э.н., доц.,
Белорусский государственный экономический университет
2015 / Никоновские чтения

Мировой опыт функционирования корпоративных структур свидетельствует о том, что формирование и реализация эффективной дивидендной политики способствует повышению инвестиционной привлекательности как, непосредственно, акций эмитента, так и самой корпорации. При этом следует отметить, что она носит субъективный характер, так как единой дивидендной политики компаний в современной экономике не существует. На разных стадиях своего становления и развития, в зависимости от ситуации, складывающейся на рынке, корпорации стремятся либо форсировать накопление, либо наращивать дивидендные выплаты акционерам.

Формирование дивидендной политики корпорации осуществляется с учетом особенностей компании, темпов ее роста, устойчивости получаемых доходов, наличия возможности получения инвестиций из внешних источников, масштабов производства, предпочтения акционеров и других факторов. В то же время, несмотря на большое количество факторов влияющих на дивидендную политику корпорации, следует отметить, что выбор реализуемой компанией дивидендной политики сводится к необходимости решения двух главных взаимосвязанных задач:

  • максимизации совокупного богатства акционеров в форме дивидендных выплат и прироста капитализированной стоимости компании;
  • обеспечения необходимого объема собственного капитала компании для осуществления расширенного воспроизводства.

Очевидным является то, что решение вышеуказанных задач предполагает установление баланса между текущим потреблением прибыли собственниками и ее накоплением, а роль дивидендной политики заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и реинвестируемой частями прибыли.

Таким образом, дивидендная политика является одной из наиболее сложных проблем, лежащей в плоскости корпоративных отношений, а ее значимость, прежде всего, обусловлена тем, что она непосредственно связана с использованием чистой прибыли корпорации. При этом дивидендная политика представляет собой совокупность методов и принципов принятия управленческих решений, направленных на выбор оптимальной пропорции распределения прибыли. Искомая оптимальная пропорция должна способствовать росту капитализации компании и обеспечивать финансовую базу для ее устойчивого развития на долгосрочную перспективу.

Изучению проблемы формирования эффективной дивидендной политики корпорации в условиях рыночной экономики посвящены многочисленные научные исследования. Мировой опыт свидетельствует о том, что в теоретическом аспекте механизм формирования дивидендной политики компании рассматривается через призму ее влияния на рыночную стоимость корпорации. Это объясняется тем, что в современных корпорациях финансовое состояние собственников складывается из двух составляющих: выплачиваемых дивидендов и роста рыночной стоимости акций. При этом, следует отметить, что второй источник доходов вносит все более существенный вклад в изменение совокупного состояния инвесторов крупнейших мировых корпораций.

Подтверждением этому служит проведенный по 500 крупнейшим компаниям мира за 2014 г. корреляционно-регрессионный анализ, позволивший определить степень количественного влияния внутренних факторов на формирование рыночной капитализации. Полученная корреляционная модель имеет следующий вид:

Ух = 34628,8 + 6,58X1 + 0,18X2 + 0,004Х3 + 0,003X4 - 2939Х5

R = 0,89, D = 79, 6 %, F = 145,7, n = 500

где, Ух - рыночная капитализация, млн. долл.;
X1 - чистая прибыль, млн. долл.;
Х2 - оборот, млн. долл.;
Х3 - стоимость совокупных активов, млн. долл.;
Х4 - число сотрудников, чел.,
Х5 - дивидендная доходность, %.

Параметры уравнения множественной регрессии свидетельствуют о том, что все включенные в модель факторы, за исключением дивидендной доходности, оказывают положительное влияние на формирование рыночной капитализации крупнейших компаний мира. Отрицательное влияние дивидендной доходности, наряду с вышеизложенным, объясняется и тем, что размер дивидендов выплачиваемых любой корпорацией ограничен размером полученной прибыли, тогда как рост рыночной стоимости акций практически ничем не ограничен. В связи с этим, в странах с развитой рыночной экономикой с целью увеличения капитализации компании ведется целенаправленное воздействие на данный показатель, в том числе и посредством формируемой дивидендной политики.

Необходимость формирования эффективной дивидендной политики в АПК Республики Беларусь вызвана тем, что организация экономической деятельности в форме акционерных обществ получила широкое распространение по сравнению с другими организационно-правовыми формами бизнеса. Более того, в структуре агропромышленного комплекса имеет место устойчивая тенденция увеличения количества акционерных обществ. Так если в 2011 году удельный вес акционерных обществ в общей численности юридических лиц в АПК составлял 24,8 %, то на начало 2015 года он вырос до 37,9 % (табл.).

Таблица - Сельскохозяйственные организации Республики Беларусь по организационно-правовым формам

Организационно-правовые формы 201 шт. 1 г. % 2012 г шт. % 2013 г шт. % 2014 г шт. % 2015 г шт. %
Всего юридических лиц 1613 100 1564 100 1530 100 1497 100 1454 100
Из них:
акционерные общества 400 24,8 507 32,4 518 33,9 545 36,4 551 37,9
открытые акционерные общества 374 23,2 482 30,8 489 32,0 510 34,1 520 35,8
закрытые акционерные общества 26 1,6 25 1,6 29 1,9 35 2,3 31 2,1
общества с ограниченной ответственностью 117 7,3 136 8,7 148 9,7 150 10,2 152 10,3
общества с дополнительной ответственностью 20 1,2 17 1,1 16 1,0 13 0,9 12 0,8
производственные кооперативы 541 33,5 393 25,1 364 23,8 348 23,2 318 21,9
унитарные предприятия 535 33,2 511 32,7 483 31,6 439 29,3 423 29,1

При этом следует отметить, что на начало 2015 года из 551 акционерного общества 520 функционировало в форме открытых акционерных обществ.

Вместе с тем, если доминирование корпораций в странах с развитой экономикой имеет место на фоне адекватно развитого фондового рынка, то для отечественной экономики характерны существенные диспропорции, прежде всего, связанные с недостаточной развитостью системы базовых рыночных институтов. Соответственно, формирование эффективной и действенной дивидендной политики, на наш взгляд, должно осуществляется параллельно с совершенствованием фондового рынка.

Изучение теории и практики формирования эффективной дивидендной политики корпорации свидетельствует о том, что для нее характерны индивидуальные этапы построения для каждой конкретной компании. В то же время обобщение данных особенностей позволяет выделить три общих этапа, которые присутствуют в алгоритме формирования дивидендной политики всех компаний: выбор типа дивидендной политики; определение формы выплаты дивидендов; оценка эффективности дивидендной политики.

На первом этапе корпорация должна определить тип дивидендной политики. Существуют три основные типа дивидендной политики корпорации: консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный тип предполагает использование остаточного принципа начисления дивидендов, при котором большая часть прибыли реинвестируется в бизнес. Как правило, он ориентирован на выплату фиксированных дивидендов. Умеренный тип предусматривает постоянное процентное распределение чистой прибыли на выплату дивидендов и развитие производства в равных долях, при незначительных корректировках в долгосрочной перспективе. Агрессивный тип дивидендной политики предполагает стремление к максимизации дивидендных выплат. При этом он предусматривает систематический рост размера дивидендных выплат.

Вторым этапом формирования и реализации дивидендной политики служит выбор формы выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются: выплата дивидендов наличными деньгами, выплата дивидендов акциями, автоматическое реинвестирование дивидендов в дополнительные акции, выкуп акционерным обществом собственных акций.

На третьем этапе происходит оценка эффективности дивидендной политики. Для оценки эффективности проводимой корпорацией дивидендной политики используется следующие показатели: коэффициент дивидендного выхода, дивидендный доход, коэффициент соотношения цены и дохода по акции, коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли на одну обыкновенную акцию, уровень дивидендных выплат на одну обыкновенную акцию.

Таким образом, выполненные исследования свидетельствуют о том, что в современной экономике эффективная дивидендная политика позиционируется как один из элементов повышения капитализированной стоимости корпорации. Выбор проводимой компанией оптимальной дивидендной политики определяется необходимостью решения двух взаимосвязанных задач: максимизация совокупного богатства акционеров в форме дивидендных выплат и прирост капитализированной стоимости компании; обеспечение достаточного объема собственного финансового капитала для ведения расширенного воспроизводства. Тренд развития мировой экономике свидетельствует о том, что рост рыночной стоимости акций рассматривается с позиции акционеров как более важный источник их финансового благосостояния. Любая современная концепции дивидендной политики будет обречена на неуспех при функционировании корпорации в условиях отсутствия или недостаточной развитости базовых рыночных институтов.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ