Государственные финансы России и реализация национальных проектов

Воробьева Елена Ивановна,
доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры государственных финансов и банковского дела,
Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции - 2019 - № 1

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии экономики и социальной сферы страны. В России государственные финансы оказывают значительное воздействие не только на социальное развитие, но и на всю экономику государства. При этом экономика страны требует существенных изменений, что обусловлено не только мировыми тенденциями в области науки и технологий, но и теми негативными процессами, которые реализуются в последние годы со стороны недружественных России государств.

Понимая важность происходящих национальных и мировых процессов, Президент РФ издает Указ по реализации важнейших национальных проектов, которые должны изменить ситуацию в лучшую сторону, преодолеть значительное отставание России от ведущих стран как в экономике, так и в социальной сфере. Главенствующую роль в реализации этих национальных проектов должны принимать государственные финансы, которые не только обеспечивают бюджетные ассигнования на их реализацию, но и формируют соответствующую среду для получения конечного позитивного результата.

Исследование взаимосвязи государственных финансов и национальных проектов базировалось на применении различных научных методов, в частности, метода анализа и синтеза, конкретизации и сравнения, метода дедукции, метода абстракции и научной аргументации. В исследовании применялись конкретные экономико-статистические методы, позволившие дать оценку взаимосвязи государственных финансов и национальных проектов (государственных программ).

Проведенные исследования позволили установить, что государственные финансы сегодня обеспечивают реализацию значительного количества государственных программ. В свою очередь, данные программы в той или иной степени пересекаются с новыми национальными проектами. Это предполагает повышение роли государственных финансов не только в обеспечении бюджетного финансирования этих проектов, но, что еще важнее, в достижении эффективного использования бюджетных ресурсов, учета поставленных целей и достигнутых результатов.

Введение

Российская Федерация подошла к такому периоду, когда необходимы значительные изменения в разных сферах, чтобы не отстать в технологическом и социально-экономическом развитии от других стран.

В связи с этим Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [11].

В Указе Президента Российской Федерации были сформулированы 12 стратегических целевых задач, которые положены в основу разработки национальных проектов [11].

Перед Правительством Российской Федерации поставлена задача обеспечить реализацию 12 национальных проектов, в перечень которых включены:

  1. Демография.
  2. Здравоохранение.
  3. Образование.
  4. Жилье и городская среда.
  5. Экология.
  6. Безопасные и качественные дороги.
  7. Производительность труда и поддержка занятости.
  8. Наука.
  9. Цифровая экономика.
  10. Культура.
  11. Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы.
  12. Международная кооперация и экспорт [11].

Все перечисленные национальные проекты должны реализовываться на всей территории страны и практически одновременно, так как они взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают один другой.

В Президентском указе сформулировано: «16. Правительству Российской Федерации:

  1. ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию национальных проектов (программ), названных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Указа;
  2. обеспечить направление в приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета, образующихся в ходе его исполнения, на реализацию национальных проектов (программ), названных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Указа» [11].

Таким образом, реализация Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [11] предполагает использование значительных объемов государственных финансовых ресурсов. Государственные финансы России должны быть сконцентрированы на наиболее важных направлениях развития страны, государственных финансовых ресурсов должно быть достаточно для реализации Национальных проектов и выделяемые средства обязательно должны эффективно использоваться.

В связи с этим роль государственных финансов в период до 2024 года существенно возрастает как в плане мобилизации финансовых ресурсов, так и в плане рационального и эффективного их использования. При этом каждый из перечисленных национальных проектов сегодня требует значительных сумм государственных финансовых ресурсов. Однако этого будет недостаточно, чтобы решить поставленные задачи. Важно, чтобы государственные финансы способствовали активному участию частных децентрализованных финансовых ресурсов во всех национальных проектах и по всей территории Российской Федерации.

Вопросы государственных финансов рассматривались в различных работах российских ученых: Акиньшина М.В. [2], Воробьева Ю.Н., Борщ Л.М. [3], Воробьевой Е.И. [4, 5], Дикаевой Ж.А. [6], Караевой Р.Ш., Арутюнян Г.А., Поляковой Э.И. [9], Кувалдиной Т.Б. [10], Прокофьева С.Е. [16], Рабадановой Д.А., Абдурахмановой А.Г., Мухудадаевой П.И. [17], Рябовой И.С. [18], Якушина А.П. [22], Яременко Ю.С. [23] и др. В перечисленных работах рассматриваются различные аспекты государственных финансов, их взаимосвязь с социально-экономическими процессами в стране, влияние на развитие экономики, благосостояние населения.

В условиях России роль государственных финансов особенно велика, так как за счет использования государственных финансовых ресурсов, участия государства в различных проектах появляется возможность изменять социально-экономическую ситуацию в стране в лучшую сторону.

Надо сказать, что государственные финансы оказывают наиболее позитивное влияние на разработку и реализацию всех национальных, федеральных и государственных проектов, которые когда-либо создавались и реализовывались в России.

Следует обратить внимание, что идея формирования национальных проектов в России возникла не сегодня. В течение 2000-х годов неоднократно государство обращалось к идее национальных проектов, что находило отражение в соответствующих научных разработках [1, 7, 20].

Однако современная ситуация с национальными проектами заметно отличается от того, что было в начале или середине 2000-х годов. Изменилась мировая ситуация, в связи с которой возникла объективная необходимость и потребность решить принципиально по-новому совокупность проблем, которые не были преодолены в предшествующие периоды. Это касается вопросов демографии и здравоохранения, образования и науки, культуры, экологии, безопасности и качества дорог, создания в достаточном количестве и соответствующего качества жилья и благоприятной городской среды, повышения производительности труда, обеспечения занятости населения в условиях роботизации производства, развития малого и среднего бизнеса, решения вопросов экспорта и международной кооперации в условиях активного противодействия США и их союзников, формирования в стране действительно цифровой экономики при создании собственной электронной базы и собственного программного обеспечения.

В решении всех этих вопросов на первое место должны выдвинуться государственные финансы, которые должны стать финансовой базой для реализации всех национальных проектов.

Постановка задачи

Исследование вопросов взаимосвязи государственных финансов и реализации национальных проектов относится к одной из наиболее важных и современных проблем финансовой науки. Это обусловлено не только важностью и стратегической значимостью, реализуемых национальных проектов, но также тем, что без использования значительных государственных финансовых ресурсов все перечисленные национальные проекты реализованы быть не могут. Невозможно ожидать от бизнеса активного участия в этих проектах, если государство, его финансовые ресурсы не будут задействованы в полном масштабе.

Кроме того, учитывая, что все российские национальные проекты реализуются вопреки желаниям и интересам недругов России, участие бизнеса в их реализации может быть ограничено из-за санкций. Поэтому государственные финансы берут на себя основную часть расходов по реализации национальных проектов, а уже в дополнение могут привлекаться и финансовые ресурсы частного сектора экономики и финансового рынка.

Целью статьи является раскрытие основных положений по использованию государственных финансов в реализации национальных проектов до 2024 года.

В процессе исследования использовались самые различные научные методы и приемы, которые позволили раскрыть концептуальные положения государственных финансов при реализации национальных проектов.

Результаты

Концептуальные положения по формированию и реализации национальных проектов были сформированы в первой половине 2018 года. Эти проекты являются воплощением той стратегии, которую Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил перед Правительством страны и всеми россиянами в своих майских указах 2018 года [11].

Реализовать эти национальные проекты возможно только тогда, когда не только Правительство страны, но и весь российский народ будет активно участвовать в достижении поставленных целей.

Реализация национальных проектов — это достаточно сложная задача, которая включает в себя много составляющих элементов. В контексте нашего исследования рассматриваются вопросы, связанные с участием государственных финансов в их реализации.

Если обратится к показателям исполнения федерального бюджета за прошлые годы, то государственные расходы за счет федеральных средств имели следующую динамику (табл. 1).

Таблица 1. Расходы федерального бюджета Российской Федерации

2014 2015 2016 2017 |
Расходы — всего 14831,9 100 15620,3 100 16416,4 100 16420,3 100
в т.ч.
• общегосударственные во просы 935,7 6,3 1117,6 7,2 1095,6 6,7 1162,4 7,1
• национальная оборона 2479,1 16,7 3181,4 20,4 3775,3 23,0 2852,3 17,4
• национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2086,2 14,1 1965,6 12,6 1898,7 11,6 1918,0 11,7
• национальная экономика 3062,9 20,7 2324,2 14,9 2302,1 14,0 2460,1 15,0
• жилищно-коммунальное 119,6 0,8 144,1 0,9 72,2 0,4 119,5 0,7
хозяйство
• социально-культурные мероприятия 4870,0 32,8 5636,9 36,1 5916,1 36,0 6315,8 38,5
• обслуживание государственного и муниципального долга 415,6 2,8 518,7 3,3 621,3 3,8 709,2 4,3
• межбюджетные трансферты бюджета субъектов РФ 816,1 5,5 682,0 4,4 672,0 4,1 790,7 4,8
Дефицит 3 34,7 2,2 1961,0 12,6 2956,4 18,0 1331,4 8,1

* Составлено на основе [19]

Официальные данные статистики о расходовании средств федерального бюджета показывают, что несмотря на экономические трудности в 2014-2017 годах общая величина расходов федерального бюджета не снижалась, а имела даже некоторую тенденцию к росту. При этом стабильно увеличивались только расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия, куда входят и вопросы образования, культуры, социальной политики, науки, спорта и т. п. По остальным группам расходов в рассматриваемом периоде отмечались определенные колебания. Даже по статье национальная оборона расходы увеличивались только в 2014-2016 годах, а уже с 2017 года началось некоторое снижение расходов.

С 2014 по 2016 годы снижались расходы на национальную экономику. Лишь с 2017 года наметилась тенденция роста расходов федерального бюджета на развитие национальной экономики.

Расходы федерального бюджета в значительной степени осуществляются в соответствии с утвержденными государственными целевыми программами [10]. Однако анализ выполнения отдельных государственных программ показывает, что могут быть периоды, когда они либо не выполняются, или недовыполняются, или перевыполняются. Именно на это обратили внимание Воробьев Ю.Н. и Борщ Л.М. [3], Ивантер В.В. и другие [8].

Анализ общих расходов федерального бюджета Российской Федерации не позволяет выявить то, как используются средства федерального бюджета по отдельным государственным программам. В связи с этим нами были отобраны четыре государственные программы:

  1. Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности.
  2. Развитие оборонно-промышленного комплекса.
  3. Развитие науки и технологий.
  4. Развитие здравоохранения.

Анализ расходования средств федерального бюджета по выделенным государственным программам представлен за 2017-2018 годы (табл. 2).

Таблица 2. Расходы федерального бюджета Российской Федерации на реализацию отдельных государственных программ в 2017-2018 годах (млн руб.) *

Название государственных программ 2017 2018 Отклонение
1. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» 271468,2 87778,5 -183689,7
2. Государственная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса» 6734,5 9802,8 3068,3
3. Государственная программа «Развитие науки и технологий» 83760,3 194786,1 111025,8
4. Государственная программа «Развитие здравоохранения» 305431,3 433614,4 128183,1

* Рассчитано по данным [14, 15]

Анализ выбранных четырех государственных программ показывает, что в 2018 году по сравнению с 2017 годом произошли определенные изменения в объемах их финансирования за счет средств федерального бюджета.

По государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» объемы финансирования за счет средств федерального бюджета в 2018 году существенно уменьшились. Это означает, что программа постепенно подходит к своему завершению. Основная часть расходов по ее выполнению уже произведена. Поэтому данная государственная программа в 2018 году имеет меньшую сумму выделенных федеральных средств, чем в 2017 году.

По государственной программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса» выделяемые суммы относительно небольшие. Вместе с тем, в 2018 году наблюдался рост расходов на выполнение данной программы из федерального бюджета в сравнении с данными 2017 года.

Государственная программа «Развитие науки и технологий» является одной из наиболее важных, так как направлена на формирование принципиально новых условий развития науки в стране, создания новых технологий, позволяющих не отставать от ведущих стран мира.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом из федерального бюджета были выполнены расходы на реализацию данной государственной программы на 111025,8 млн руб. больше. Это означает, что данная государственная программа переходит в фазу активной реализации. Роль этой государственной программы возрастает по мере обострения взаимоотношений стран Запада с Россией.

Реализация государственной программы «Развитие науки и технологий» должна дать масштабный рост научных исследований прикладного характера, которые позволят в ближайшей перспективе выйти на разработку и внедрение в производство самых различных технологий.

Российская экономика ожидает новых технологий, которые позволят существенно повысить производительность труда, уменьшить расходы тепловой и электрической энергии, снизить стоимостные затраты, производить продукцию высокого качества. Это касается не только отраслей промышленности, но также сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.п.

По нашему глубокому убеждению, государственная программа «Развитие науки и технологий» должна в обязательном порядке позитивно сказаться на экономике страны. Сегодня реализация этой программы дает ощутимый результат в решении задач по обеспечению обороноспособности страны. Завтра федеральные расходы по данной программе позволят успешно запустить новые промышленные производства, новые виды продукции, что станет принципиально новым результатом экономики страны.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» является одной из важнейших программ обеспечения условий для роста продолжительности жизни населения России. Без развитого и эффективного здравоохранения нельзя говорить о росте продолжительности жизни россиян, улучшении качества этой жизни. В связи с этим расходы на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения» достаточно серьезные как в 2017 году, так и особенно в 2018 году. Рост расходов на выполнение государственной программы составил 128183,1 млн. руб. Это достаточно большие средства.

Вместе с тем, какими бы не были расходы федерального бюджета на реализацию той или иной государственной программы, важно понимать, что результат реализации любой государственной программы зависит от нескольких составляющих.

Во-первых, строгое и последовательное выполнение всех этапов реализации той или иной государственной программы. Здесь важно понимать, что сами по себе государственные финансы не могут обеспечить эффективность выполнения государственных программ, если в этом не заинтересованы конкретные люди, которые обеспечивают финансирование государственных программ, выполняют все этапы той или иной государственной программы.

Во-вторых, заинтересованность и ответственность конкретных людей за результаты реализации государственных программ на всех этапах, определенных по конкретной программе. Заинтересованность людей в конечных результатах должна соответствующим образом быть мотивирована, а также жестко контролируемая. Невыполнение тем или иным руководителем, работником своих обязанностей должно рассматриваться достаточно принципиально, чтобы понять причины невыполнения, возможность в будущем устранить возникшее отставание от утвержденных графиков.

В-третьих, в соответствии с графиком финансирования расходов по выполнению государственных программ, выполнение государственных программ затрагивает самые различные экономические процессы, а поэтому при регулировании исполнения программ следует учитывать зависимость от применяемых тех или иных законодательных актов, в частности, федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции от 27.12.2018 года.

Суть вопроса состоит в том, что между выделением финансовых ресурсов из бюджета и проведением всех закупочных процедур может пройти не один месяц, а иногда год или даже полтора, что в обязательном порядке скажется на сроках выполнения графика реализации государственной программы.

В-четвертьгх, взаимодействие различных участников выполнения государственных программ. Учитывая, что все государственные программы предполагают участие большого числа исполнителей, вероятность того, что все участники будут эффективно и добросовестно выполнять данную программу невысока. В результате из-за действий того или иного исполнителя вся программа или отдельные этапы программы могут быть реализованы либо не в полном объеме, либо с запозданием, либо не качественно. Это однозначно скажется на результатах выполнения государственной программы в целом. Именно эта ситуация достаточно часто наблюдается при реализации государственных или федеральных программ в России. Поэтому конечный эффект от выделенных и использованных самых больших сумм государственных финансов в результате таких задержек или некачественного выполнения сводится на нет.

В-пятых, персональная ответственность высших должностных лиц государства за реализацию государственных программ. Именно такой подход может дать наилучший результат, если федеральные вице-премьеры и министры будут курировать соответствующие государственные программы. Например, государственную программу «Развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности» должен курировать и отвечать своей должностью федеральный министр промышленности и торговли, а государственную программу «Развитие здравоохранения» должен курировать и отвечать за ее выполнение министр здравоохранения.

Разработка и реализация национальных проектов в масштабах Российской Федерации осуществляется, как было показано выше, не на пустом месте. В течение последних 10-12 лет в стране реализуется значительное количество государственных и федеральных целевых программ. Это позволило не только использовать значительные суммы средств федерального бюджета, но, что не менее важно, обеспечить реализацию достаточно сложных целевых установок по социально-экономическому развитию страны.

После 90-х годов ХХ столетия Российская Федерация представляла собой достаточно проблемное государство, которое фактически самостоятельно разрушило всю свою экономику и социальную сферу.

Поэтому государственные и федеральные целевые программы, которые были реализованы ранее или продолжают реализовываться сейчас, обеспечили определенный фундамент, на котором можно базировать те национальные проекты, которые определены в Указе Президента Российской Федерации [11] как наиболее приоритетные.

Для реализации определенных в Указе Президента от 07 мая 2018 года 12 национальных проектов государство планирует выделить огромные федеральные финансовые ресурсы порядка 7-8 трлн. рублей. Эти средства, естественно, будут мобилизованы не сразу, а по мере готовности паспортов национальных проектов, графиков и этапов реализации каждого национального проекта. Государственные финансовые ресурсы будут выделяться в соответствии с принимаемым федеральным бюджетом на очередной год и на плановый период. При этом результаты выполнения национальных проектов, скорость их реализации и другие моменты будут учитываться при разработке федерального бюджета на очередной год.

Формируя федеральный бюджет Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы, Правительство РФ учитывало, что в стране исполняется значительное количество государственных программ. Эти программы необходимо финансировать в соответствии с ранее утвержденными проектами. В связи с этим, необходимо учесть, что реализация национальных проектов, определенных Указом Президента страны от 7 мая 2018 года, будет взаимоувязана с показателями других государственных и федеральных программ, которые сегодня финансируются.

Следует учесть, что многие существующие государственные программы финансируются за счет федерального бюджета до 2020 года включительно, а часть государственных программ должна быть профинансирована на срок до 2025 года.

Для обеспечения преемственности и взаимосвязи расходов по действующим государственным программам и новым национальным проектам Министерству финансов РФ, Правительству РФ, Государственной Думе РФ необходимо согласовывать не только расходы государственных финансов, но также учитывать сроки финансирования тех или иных программ, стадии реализации проектов, полученные результаты от вложения государственных средств.

Если не учитывать все выше сказанное, то результаты реализации государственных программ и новые национальные проекты не будут согласовываться не только по срокам и суммам вложенных средств, но также не будут состыковываться по конечным результатам. При этом огромные выделяемые средства федерального бюджета могут не достичь поставленных целей.

В принятом Федеральном законе от 26.12.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов» [13] четко не прописываются выделение бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов. Лишь в ряде статей 459-ФЗ указываются конкретные бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов (табл. 3).

Таблица 3. Бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов согласно Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. [11] и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (млн руб.) *

Направление бюджетных ассигнований 2019 2020 2021
Бюджетные ассигнования по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы» на реализацию национальных проектов «Образование», «Культура» 1413,5 4584,0 4888,5
Бюджетные ассигнования по подразделу «Другие вопросы в области охраны окружающей среды» раздела «Охрана окружающей среды» на реализацию национального проекта «Экология» 130 98,2 24554,0 28406,2

Отсутствие четкого выделения бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов можно пояснить следующим.

Во-первых, еще не реализованы все государственные программы, которые следует финансировать за счет средств федерального бюджета. При этом многие из уже финансируемых государственных программ в той или иной степени пересекаются с объявленными национальными проектами. Это означает, что следует вначале определить, а что в действительности следует финансировать за счет средств государственных финансов (федерального бюджета), а уже потом приступать к выделению бюджетных ассигнований.

Во-вторых, по каждому национальному проекту должны быть подготовлены паспорта проектов, чтобы четко понимать объемы, сроки, этапы и конкретные объекты, которые необходимо будет финансировать.

В-третьих, важно согласовать финансирование национальных проектов не только с главными распорядителями федеральных средств, но также с субъектами Российской Федерации, которые самым активным образом участвуют в реализации национальных проектов. При этом основная часть национальных проектов будет реализовываться на федеральном уровне, а на уровне субъектов Российской Федерации будут реализовываться региональные проекты, которые наилучшим образом состыковываются с национальными проектами, учитывают региональную специфику.

Специфика участия государственных финансов в реализации национальных проектов Российской Федерации сводится не только и не столько к бюджетным ассигнованиям из федерального бюджета на тот или иной национальный проект, но, что более важно, обеспечение взаимосвязи всех участников реализации этих проектов, увязка интересов страны и субъектов Российской Федерации, обоснование целесообразности или нецелесообразности расходования значительных бюджетных средств на отдельные составные части конкретного национального проекта. Если государственные финансы успешно справятся с поставленной задачей, то результат реализации национальных проектов будет заключаться не в суммах использованных бюджетных средств, а в решении поставленных Президентом РФ в своем Указе целевых задачах и конкретных целевых показателей, которые впоследствии конкретизированы в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года.

Выводы

В проведенных исследованиях основное внимание было уделено взаимосвязи государственных финансов и национальных проектов. Такая взаимосвязь, в первую очередь, прослеживается через ассигнования бюджетных ресурсов за счет федерального бюджета страны.

В проведенном исследовании показано, что в последние годы в стране реализуется значительное количество государственных программ. При этом по отдельным государственным программам объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета увеличиваются, а по другим снижаются, что свидетельствует об этапах в использовании государственных финансов в реализации государственных программ.

Установлено, что в принятом Федеральном законе от 26.12.2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов» практически не нашли отражения статьи и направления расходования бюджетных средств на национальные проекты. Это означает, что еще не завершено государственное финансирование большинства государственных программ, которые в той или иной степени связаны с национальными проектами, определенными в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года, а также нет готовых паспортов этих национальных проектов, что не позволяет начать процесс их бюджетного финансирования.

Государственные финансы в процессе реализации национальных проектов должны не только обеспечить выделение и использование значительных бюджетных финансовых ресурсов, но также играть главную роль в эффективности использования средств, взаимосвязи действующих государственных программ и новых национальных проектов.

Список литературы

1. Аверин А.Н. Цели, целевые показатели и задачи национальных проектов и программ в социальной сфере / А.Н. Аверин, В.А. Денисенко, А.Р. Бабаян, П.С. Колимбет // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 9 (100). — С. 134-138.

2. Акиньшин М.В. Управление государственными финансами: концептуальные подходы и тенденции развития / М.В. Акиньшин // Вестник Академии. — 2015. — № 3. — С. 123-131.

3. Воробьев Ю.Н. Финансовая система: комплексный подход в контексте государственной финансовой политики / Ю.Н. Воробьев, Л.М. Борщ // Финансы: теория и практика. — 2018. — Т. 22. — № 5 (107). — С. 56-75.

4. Воробьева Е.И. Влияние государственных финансов на стимулирование роста оплаты труда в государственном и частном секторах экономики / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 3 (40). — С. 15-22.

5. Воробьева Е.И. Повышение роли государственных финансов в финансовой системе Российской Федерации / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 1 (34). — С. 21-26.

6. Дикаева Ж.А. Оценка эффективности управления государственными финансами в регионах России / Ж.А. Дикаева // Российский экономический интернет-журнал. — 2016. — № 2. — С. 17.

7. Дынник Д.И. Национальные проекты: основные положения и проблемы в управлении / Д.И. Дынник // Правовес-тник. — 2018. — № 6 (8). — С. 11-13.

8. Ивантер В.В. Аналитический доклад. Как придать импульс развитию российской экономики: приоритеты действий (предложения к основным направлениям деятельности Правительства РФ до 2024 г) / В.В. Ивантер, Б.Н. Порфирьев, Д.Е. Сорокин, М.А. Эскиндаров и др. // Финансы: теория и практика. — 2018. — Т. 22. — № S1. — С. 4-15.

9. Караев Р.Ш. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения / Р.Ш. Караев, Г.А. Арутюнян, Э.И. Полякова // Вестник СевКавГТИ. — 2016. — № 4 (27). — С. 30-33.

10. Кувалдина Т.Б. Государственные программы как инструмент программного бюджетирования в системе управления государственными финансами / Т.Б. Кувалдина // Инновационная экономика и общество. — 2017. — № 3 (17). — С. 44-51.

11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №№ 204 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rg.ru/2018/05/08/ president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения: 17-20.12.2018).

12. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.government.ru/news/34168/ (дата обращения: 17-20.12.2018).

13. О федеральном бюджете на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов: Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2018 № 459-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minfin.ru/common/upload/library/ 2018/12/main/FZ-459_ 29.11.2018. pdf (дата обращения: 17-20.12.2018).

14. Бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (по состоянию на 01.01.2019): Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. —Режим доступа: wwwminfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budj_rosp/ (дата обращения: 17-20.12.2018).

15. Бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (по состоянию на 01.01.2018): Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. —Режим доступа: wwwminfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budj_rosp/ (дата обращения: 17-20.12.2018).

16. Прокофьев С.Е. Комплексное управление денежными потоками в сфере российских государственных финансов / С.Е. Прокофьев // Финансы. — 2014. — № 9. — С. 7-12.

17. Рабаданова Д.А. Влияние государственных финансов на социально-экономическое развитие РФ / Д.А. Рабоданова, А.Г. Абдурахманова, П.И. Мухудадаева // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11-2 (76). — С. 57-61.

18. Рябова И.С. Организация функционирования сферы государственных и муниципальных финансов финансовой системы Российской Федерации / И.С. Рябова // Аудит и финансовый анализ. — 2014. — №№ 6. — С. 370-374.

19. Финансы России: стат. сбор. — М.: Росстат, 2018. — 439 с.

20. Чернышев А.А. Государственная поддержка национальных проектов новой индустриализации: монография. — М.: Экономика, 2018. — 220 с.

21. Швецов Ю.Г. О необходимости формирования социально ориентированного бюджета в РФ / Ю.Г. Швецов // Налоги и финансы. — 2016. — № 2 (30). — С. 13-26.

22. Якушин А.П. Влияние государственных и муниципальных финансов на жизнь граждан / А.П. Якушин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — №№ 12-1. — С. 234-237.

23. Яременко Ю.С. Государственные финансы и финансовые резервы Российской Федерации / Ю.С. Яременко // Научные горизонты. — 2017. — № 1. — С. 164-170.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ