Государственное регулирование финансовых отношений в проектном финансировании

Срибная Е.А.,
eandronova@mail.ru
Туманова Е.А.
elantu@mail.ru
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского,
295015, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4,
Экономика строительства и природопользования № 4(69) 2018 г.

Аннотация. В статье обобщены теоретические подходы к сущности понятия «проектное финансирование», предложены мероприятия по повышению уровня эффективности проектного финансирования в России, обобщены схемы поддержки на уровне государства и государственно-частного партнёрства при реализации проектов и выявлены основные задачи государства и частного сектора в развитии проектного финансирования.

Введение

В современных условиях проектное финансирование является одним из перспективных направлений. Это обусловлено возможностью реализации инвестиционных проектов с участием государства и частного сектора, снижение рисков в строительной отрасли. В проектном финансировании участвуют банковские учреждения, получая дополнительную инвестиционную прибыль и процентные выплаты, а также строительные компании, которые имеют возможность осуществлять свою деятельность.

Анализ публикаций, материалов, методов

В современных условиях развития экономики рассмотрим теоретические подходы к сущности понятия «проектное финансирование» (табл. 1).

Таблица 1. Теоретические подходы к сущности понятия «проектное финансирование»

Автор Трактовка
1 2
В.А. Москвин "Проектное финансирование - кредитование проектов осуществляется за счет доходов, которые получит предприятие в будущем" [1, с. 27].
Л.Н. Оголева "Проектное финансирование - это кредитование проектов, когда заемный капитал возвращается за счет денежного потока от проекта" [2, с. 251].
Д.С. Морозов "Проектное финансирование - способ мобилизации различных источников финансирования и оптимального распределения финансовых рисков" [3, с. 25].
В.Ю. Катасонов "Проектное финансирование - финансирование проектов без регресса или с ограниченным регрессом: обеспечением обязательств заёмщика являются денежные доходы" [4, с. 99].

Источник: составлено авторами по материалам [1-4]

Цель и постановка задачи исследования

Целью статьи является выявление особенностей государственного регулирования финансовых отношений в проектном финансировании.

В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:

  1. обобщение теоретических подходов к сущности понятия «проектное финансирование»;
  2. предложены мероприятия по повышению уровня эффективности проектного финансирования в России;
  3. обобщены схемы поддержки на уровне государства и государственно-частного партнёрства при реализации проектов;
  4. выявлены основные задачи государства и частного сектора в развитии проектного финансирования.

Материалы и методы: исследования и последующие выводы были построены на основании изученного материала, законодательных актов, учебников и научных статей отечественных и зарубежных ученых-экономистов по соответствующей проблематике.

В процессе написания статьи были использованы следующие методы научного познания:

  1. Абстракции и конкретизации (при изучении теоретических подходов к сущности понятия «проектное финансирование» и предложении мероприятий по повышению уровня эффективности проектного финансирования в России).
  2. Методы анализа и синтеза (при обобщении схем поддержки на уровне государства и государственно-частного партнёрства при реализации проектов выявлении основных задач государства и частного сектора в развитии проектного финансирования).

Основной раздел

Несмотря на развитие проектного финансирования в России и его привлекательность для государства, строительных компаний и банковских учреждений, тем не менее, данный вид реализации инвестиционных проектов пока не получил своего широкого применения. Это обусловлено, как объективными причинами, к которым относятся низкое предложение финансовых ресурсов, санкционная политика западных государств, отток капитала за рубеж, так и субъективные причины, к которым относятся высокий уровень рисков участия в данной форме всех участников, низкий уровень поддержки государством проектного финансирования, а также несовершенство законодательно-нормативных актов в данной сфере. Мероприятия по повышению уровня эффективности проектного финансирования в России представлены на рисунке 1.

Мероприятия по повышению уровня эффективности проектного финансирования в России

Таким образом, для дальнейшего развития рынка проектного финансирования необходимо:

1. Создание на уровне государства системы поддержки региональных проектов.

То есть, в современных условиях для развития инвестирования в государстве необходимо на уровне государства создавать работающие системы поддержки региональных инвестиционных проектов (рис. 2).

системы поддержки региональных инвестиционных проектов

Тем не менее, система предоставления поддержки инвестиционных проектов на уровне государства имеет определенные неблагоприятные тенденции для Центрального банка Российской Федерации:

1. Банковские учреждения различного вида применяют собственные разработанные методики, которые дают возможность оценить уровень эффективности реализуемых проектов. В случае если проект будет не реализован, и предоставленные кредитные ресурсы не будут возвращены банковскому учреждению, то все риски по проекту и его реализации, а также обязательства перед банковским учреждением переходят к Центральному банку Российской Федерации. Также это используется и при мониторинге и контроле реализации проектов. Поэтому Центральный банк Российской Федерации сталкивается с дилеммой, так как в случае успешной реализации проекта происходит развитие экономики региона.

2. Может возникнуть риск отсутствия прибыли банковских учреждений, в случае, если процент по кредитным ресурсам, предоставляемым банковским учреждением, будет меньше, чем уровень инфляции в государстве.

В современных условиях одним из перспективных направлений является применение государственно-частного партнерства при реализуемых инвестиционных проектах (рис. 3). Данная форма предусматривает различную степень участия государств аи частного сектора, что также отражается и на уровне принятых ими рисков.

Недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства при реализуемых инвестиционных проектах объясняется следующими основными причинами:

  • несовершенство законодательно-нормативных актов в данной сфере;
  • недостаточность государственных гарантий при данной форме;
  • различная стоимость строительства в различных регионах государства [8, c. 134].

2. Вторым из основных направлений развития проектного финансирования является снижения нормы резервирования финансовых ресурсов банковских учреждений со стороны Центрального банка Российской Федерации. Это позволит уменьшить уровень процентных ставок по предоставляемым банковскими учреждениями кредитным ресурсам в рамках проектного финансирования, а также снизить уровень рисков невозврата данных кредитных ресурсов банковским учреждениям [13].

3. Для совершенствования законодательно-нормативного регулирования проектного финансирования в России необходимо не только ввести новые понятия и предусмотреть нормы и правила, которые будут их регулировать, такие как «инвестиционный банк», но и сформировать новые нормы и правила, регулирующие обязательства и залоги по проектному финансированию, а также сформировать единую методику оценки как залогов, так и вновь построенных строительных объектов.

 Схема применения государственно-частного партнёрства при реализации проектов

Рис. 3. Схема применения государственно-частного партнёрства при реализации проектов

Источник: составлено авторами на основе источника [7, с. 45]

4. С целью развития данной отрасли экономики необходимо использовать зарубежные методики, привлекать высококлассных специалистов в данной области, совершенствовать уровень управления, а также разрабатывать новые собственные методики, основанные на зарубежных разработках и отечественных условиях развития экономики и проектного финансирования.

5. Важным является правильная оценка рисков как каждого участника реализуемого проекта, так и всего проекта в целом. Немаловажным является анализ и оценка влияния факторов и условий.

6. Применение способов по снижению рисков реализуемых проектов, в том числе диверсификация. Основные риски проектного финансирования и методы их минимизации представлены в таблице 2.

7. Таблица 2. Основные риски проектного финансирования и методы их минимизации

Название Понятие Методы снижения рисков
1 2 3
1. Финансовые риски Возможность возникновения издержек в связи с тем, что потоки наличности окажутся малыми для выполнения обязательств. 1.Страхование ценовых и валютных рисков (хеджирование).
2.Заключение долгосрочных контрактов на поставку сырья.
2. Операционные риски Опасности возникновения убытка проектной деятельности в результате наступления негативных событий (остановка в производстве, задержка ввода объекта в эксплуатацию, дефект груза). 1.Использование проверенных технологий, ноу-хау.
2.Наказания в виде штрафов поставщикам.
3.Страхование и осуществление промышленной экспертизы.
3. Общеэкономические риски Риски, которые относятся к общим аспектам ведения проектной деятельности компании (неисполнение договоров на поставку продукции в срок, изменение законодательства). 1.Национальные гарантии от государства, наличие заграничных счетов.
2.Формирование коллективных предприятий.
4. Непредвиденные риски Риски, к которым относятся землетрясения, пожары, наводнения и др. Страхование.

Источник: составлено авторами на основе источника [9, с. 237]

Применение лизинга в проектном финансировании даст возможность обновить основные средства, уменьшить уровень затрат и улучшить показатели финансового состояния проектные компании. Использование механизма лизинга при проектном финансировании представлено на рисунке 4.

Использование механизма лизинга при проектном финансировании

В процессе сравнительного анализа механизма «лизинга» и традиционного банковского кредитования нами был сделан вывод, что условия лизинга более мягкие и привлекательные. Это связано с тем, что в банковском учреждении, как правило, практически всегда присутствуют жесткие требования к обеспечению по кредиту. В условиях применения лизинга, обеспечением является сам предмет лизинга - оборудование, здания, сданные в аренду.

Кроме того лизинг предоставляет возможность полного финансирования в отличие от традиционного кредитования (около 80 % стоимости). Важным преимуществом использования лизинга является оптимизация налогообложения. Так, снижение объема уплаченных налогов в бюджет происходит вследствие того, что предмет лизинга находится в собственности у лизинговой компании. Уплачиваемые соответствующие лизинговые платежи включаются в состав валовых расходов. В результате, общий объем налогооблагаемой прибыли уменьшается.

При использовании схем лизинга, появляются новые участники проектного финансирования. В частности, лизинговая компания, производитель предмета лизинга, его поставщики, страховщик. Особо хочется отметить роль страховой компании, благодаря которой проектная компания страхует себя от возможных опасностей потери машин и порчи оборудования.

Так, на первом - втором этапе происходит формирование проектной организации с целью осуществления проектного финансирования и осуществляется сама реализация проекта. Далее, на третьем этапе, проектная компания заключает договор с лизингодателем о предоставлении необходимого оборудования.

Важным является четвертый этап, когда пул банков заключает договор с лизинговой компанией о кредитовании предмета лизинга. После этого (5 этап) происходит заключение договора купли-продажи с поставщиками и непосредственно заказ и оплата оборудования (6 этап).

После производства оборудования, машины передаются поставщикам (7 этап), которые потом попадают на баланс лизингодателя (8 этап). Далее, согласно договору купли-продажи оборудование передается проектной компании (9 этап). В это же момент (10 этап), проектная компания страхует полученное оборудования от риска гибели. Соответственно, последующие этапы (11,12) характеризуются оплатой регулярных лизинговых платежей и погашением всей суммы кредита.

Таким образом, лизинг является важным элементом системы проектного финансирования.

8. Для совершенствования проектного финансирования необходимо развивать данное направление на уровне государства и регионов. Это возможно при большем знакомстве юридических лиц с данным направлением и его основными особенностями и преимуществами. Доступность проектного финансирования дает возможность уменьшить уровень незнания и опасности данного направления, а также повысить грамотность юридических лиц в данной области. С целью развития проектного финансирования необходимо знакомить население и юридических лиц с нужностью данного направления для развития экономики государства и регионов.

9. С целью проведения оценки необходимости реализации данных проектов важным можно считать использование зарубежного опыта, в частности системы рейтинговых агентств на уровне государства и на уровне иностранных контрагентов. Это, в свою очередь, даст возможность осуществлять независимую оценку и анализ инвестиционных проектов и способствовать отбору более эффективных, низкорискованных и реализуемых проектов из количества возможных проектов.

Таким образом, в соответствии с вышерассмотренными мероприятиями по государственному регулированию финансовых отношений в проектном финансировании, важно выделить основные задачи государства и основные задачи частного сектора по отдельности по развитию и повышению уровня эффективности инвестиционных проектов. Это даст возможность определить их ключевую роль в реализации проектного финансирования в масштабах государства. Основные задачи государства и частного сектора в развитии проектного финансирования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Основные задачи государства и частного сектора в развитии проектного финансирования

Область Задачи государства Задачи частного бизнеса
1 2 3
Анализ эффективности проектного финансирования 1.Использование методологии много критериальной оценки прибыльности проекта на всех стадиях его жизненного цикла.
2.Внедрение принципов ответственного финансирования.
1.Использование проектного анализа на всех стадиях жизненного цикла проекта. 2.Анализ необходимости проектного финансирования для различных видов проектов.
Стоимостная оценка 1. Формирование организации федеральных стандартов стоимостной оценки и контроль за их результатами. 1.Формирование способов стоимостной оценки проектной компании. 2.Развитие методов стоимостной оценки будущих активов в целях залога.
Управление проектами 1.Господдержка. 2.Необходимость применения высококачественного мониторинга и прогноза. Использование корпоративных систем управления проектами, применение технологического и стоимостного инжиниринга.
Развитие нормативной базы и инструментов 1.Стимулирование создания проектных компаний и обеспечение их финансирования банками.
2.Увеличение информированности общественности.
1.Распространение и использование лучших практик проектного финансирования.
2.Организация издания российского журнала по проектному финансированию.
Институциональное развитие 1.Повышение роли Федерального центра проектного финансирования.
2.Создание институтов страховой поддержки проектов.
1.Управление рисками в проектном финансировании.
2.Управление закупками сырья и материалов.

Источник: составлено авторами на основе источника [11]

Исходя из вышеизложенного, основной задачей развития проектного финансирования в государстве, а также и всей инвестиционной деятельности, является обеспечение макроэкономической стабильности в государстве и достижение его финансового равновесия, повышение экономического роста, а также разработка и внедрение эффективной методологии по оценке уровня прибыльности проектов в рамках инноваций и инвестирования. Учитывая вышесказанное, инвестиционные проекты как социально-экономического, так коммерческого характера имеют характерные особенности и отличия друг от друга. Сравнительный анализ проектного финансирования социальных и коммерческих инвестиционных проектов представлен в таблице 4).

Таблица 4. Сравнительный анализ проектного финансирования социальных и коммерческих инвестиционных проектов

Критерий Проекты социально-экономической значимости Проекты коммерческой значимости
1 2 3 4
1 Участие государства Особо важно. Большая доля бюджетных средств в общем объеме инвестиционных вложений (субсидии). Предоставление налоговых и иных льгот для проектов:
1. Нефтедобывающая отрасль - снятие или смягчение ограничений по доступу к исследованию месторождений.
2. Газодобывающая отрасль - обеспечение доступа к исследованию месторождений газотранспортной сферы.
3. Электроэнергетика: субсидирование.
Менее важно. Государственное финансовое участие в реализации проекта значительно меньше, чем при реализации социально значимых проектов либо может отсутствовать вообще. Тем не менее, хоть незначительное финансирование проекта со стороны государства обеспечивает поддержку проекта. В последнее время особой популярностью пользуется государственно-частное партнерство.
2 Участие финансово-кредитных учреждений, в том числе международных организаций Важно, поскольку присутствует дефицит бюджетных средств и собственного капитала хозяйствующих субъектов.
3 Показатели эффективности Рост благосостояния и соблюдение экологических норм (для ЦБ и общества);
достижение цели проекта (для всех участников);
развитие социальной инфраструктуры (для ЦБ, общества и потребителей).
Особо важен будущий доход (для акционеров, менеджеров, инвесторов и поставщиков);
его окупаемость (за исключением общества);
размер издержек (для инвесторов, акционеров);
обеспечение (для акционеров);
анализ рынка сбыта и соблюдение норм права (за исключением общества, персонала).

Источник: составлено авторами на основе источника [12]

Выводы

Таким образом, оценка уровня эффективности проектного финансирования в государстве в целом заключается не только в получении прибыли участниками проекта, но и влияние на уровень развития экономики. В свою очередь, уровень эффективности участия в инвестиционном проекте заключается в получении прибыли и экономического эффекта каждым из участников: инвесторов, банковских учреждений, строительных компаний, государства.

Перспективы дальнейших исследований

Анализ эффективности проектного финансирования основывается на оценке различных интересов его участников, поэтому оценка уровня эффективности для каждого участника является различной, а также критерии данной эффективности должны быть различны. Важным является также оценка уровня эффективности, как коммерческой, так и социальной значимости для регионов и государства.

Литература

1. Москвин, В.А. Банки проектного кредитования - рычаг подъёма реального сектора [Текст] / В. А. Москвин // Банковское дело. - 1999. - № 11. - С. 25-29.

2. Оголева, Л.Н. Инновационная составляющая экономического роста: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01 / Л.Н. Оголева. - М.: ФА, 1996. - 411 с.

3. Колмыкова, Т.С. Инвестиционный анализ [Текст]: учебное пособие / Т.С. Колмыкова. -М.: ИНФРА - М, 2009. - 204 с.

4. Катасонов, В.Ю. Проектное финансирование: организация, управление риском, страхование [Текст] / В.Ю. Катасонов, Д.С. Морозов. - М.: Анкил, 2000. - 270 с.

5. Никонова, И.А. Проектный анализ и проектное финансирование [Текст] / И.А. Никонова. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 154 с.

6. Дадеркина, Е. Финансирование проектов частно-государственного партнерства [Текст] / Е. Дадеркина // Банковский вестник. - 2013. - №1. - С. 33 - 39.

7. Бахарева, И.Ю. Актуальность проектного финансирования в современной российской экономике / И.Ю. Бахарева // Экономика, управление, финансы [Текст]: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь, 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 44 - 46.

8. Срибная, Е.А. Основные направления обеспечения экономической безопасности строительных фирм в Российской Федерации [Текст] / Е.А. Срибная, В.И. Срибный // Экономика строительства и природопользования. - 2017. - №4 (65). - С. 102-106.

9. Ковалёв, П.П. Банковский риск-менеджмент [Текст]: учебное пособие / П.П. Ковалёв. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 320 с.

10. Срибная, Е.А. Проектное финансирование [Текст]: учебное пособие / Е.А. Срибная, В.И. Срибный. - Симферополь: Диайпи, 2010. - 96 с.

11. Нестеренко, Р.Б. Проектное финансирование, опыт и перспективы развития в РФ: Дисс....канд. эконом. наук: 08.00.10 / Р.Б. Нестеренко. - Ростов-на-Дону, 2006. - 27 с.

12. Попов, Ю.И. Управление проектами [Текст]: учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.

13. Рабцевич, О.В. Проблемы привлечения инвестиций в реновацию промышленных объектов [Текст] / О.В. Рабцевич, А.Д. Каржавин // Экономика строительства и природопользования. - 2018. - №1 (66). - С. 42-50.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ