Самым эффективным методом решения взаимосвязанных задач, а если брать шире – финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемый также анализом «Издержки – Объем - Прибыли» (CVP), отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта).
Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас рыночной прочности предприятия..
В практических расчетах при определении данных показателей необходимо разделять затраты предприятия на постоянные и переменные. Для этого воспользуемся понятием операционного левериджа.
Операционный леверидж рассматривается как один из методов измерения делового риска предприятия. Показатель операционного левериджа строится на основе данных об изменениях в объеме продаж, соотношения переменных и постоянных затрат в этом объеме.
Операционный леверидж рассчитывается как отношение темпов изменения прибыли от продаж к темпам изменения выручки от продаж.
Наименование показателя | за 2013 | за 2014 |
1. Индекс инфляции | 1.065 | 1.114 |
2. Индекс (средний) изменения продажных цен на продукцию, работы, услуги ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР) | 0.8 | 0.69 |
Наименование показателя | за 2013 | за 2014 | изменение |
базис | отчет | ||
1. Скорректированная выручка от продаж на изменение цен | 6263775 | 11895283 | 5631508 |
2. Скорректированная себестоимость | 6317989 | 6660879 | 342890 |
3. Скорректированная прибыль от продаж | -54214 | 5234404 | 5288618 |
4. Операционный леверидж | x | -108.503 | x |
5. Скорректированные переменные затраты | 381387 | 724277 | 342890 |
6. Переменные затраты | 381387 | 806844 | 425457 |
7. Постоянные затраты | 5936602 | 6613375 | 676773 |
1. Валовая маржа (М) представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменными затратами. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
М за 2013 | 5882388 | За отчетный период предприятие заработало валовую маржу, окупившую не только постоянные затраты и принесшую прибыль, в то время как за аналогичный период прошлого года ее не хватало даже для покрытия затрат. |
М за 2014 | 7400901 | |
Изменение | 1518513 |
2. Коэффициент валовой маржи (Км) характеризует долю валовой маржи в выручки организации. Тем выше коэффициент валовой маржи, тем меньше использование прямого труда на предприятии.
Км за 2013 | 0.939 | За отчетный период возросла доля переменных затрат в выручке, т.е. в составе себестоимости больший удельный вес стали занимать прямые затраты на производство. |
Км за 2014 | 0.902 | |
Изменение | -0.037 |
3. Порог рентабельности (Кт) - это такая выручка от продаж, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянный затарт и прибыль равна нулю.
Кт за 2013 | 6322260 | За отчетный период порог рентабельности предприятия возрос на 1009641 тыс. руб., и оставил 7331901 тыс. руб. или 61.7% фактической выручке, т.е. себестоимость продукции предприятия возросла. |
Кт за 2014 | 7331901 | |
Изменение | 1009641 |
4. Запас финансовой прочности (ЗФП) определяется как разница между достигнутой выручкой от продаж и порогом рентабельности. Если выручка от продаж опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается.
ЗФП за 2013 | -58485 | За отчетный период порог рентабельности предприятия возрос на 1009641 тыс. руб., и оставил 7331901 тыс. руб., т.е. себестоимость продукции предприятия возросла. При этом за отчетный период наблюдается значительное улучшение финансового состояния предприятия, т.е. в отличии от аналогичного периода прошлого года был преодолен порог рентабельности и получена прибыль от продаж. |
ЗФП за 2014 | 875844 | |
Изменение | 934329 |
5. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) определяется как отношение валовой маржи к прибыли. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продаж порождает более сильное изменение прибыли.
СВОР за 2013 | -109 | За отчетный период сила воздействия операционного рычага составила 9, а за аналогичный период прошлого года: -109. Это означает, что в отчетном периоде увеличение выручки на 1% могло привести к увеличению прибыли на 9%, а в прошлом периоде - на -109%. |
СВОР за 2014 | 9 | |
Изменение | 118 |