Аудиторская деятельность

Аудиторская деятельность - это проведение аудиторской проверки с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в России, а также оказание иных аудиторских услуг. К аудиторским услугам относятся:

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского (финансового) учета,
  • автоматизация бухгалтерского учета,
  • составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности,
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности и прогноз финансового состояния,
  • оценка активов и пассивов экономического субъекта,
  • консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ и стран-партнеров,
  • составление бизнес-планов, концепций, прогнозных документов,
  • разработка рекомендаций по совершенствованию управления и хозяйственной деятельности организации в целом,
  • аудиторское сопровождение.

Стандарты аудиторской деятельности

Состав сопутствующих услуг определен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» и специальном правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих услуг и требования, предъявляемые к ним».

Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе. Различают четыре группы стандартов:

  • международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
  • национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных;
  • внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Регулирование аудиторской деятельности

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в котором:

  • дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации;
  • раскрыты требования по аттестации, лицензированию;
  • определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями. К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;
  • аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства финансов России возложены следующие функции:

  • издание нормативных актов в пределах своей компетенции;
  • организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования;
  • организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;
  • осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности;
  • ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;
  • осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Согласно ст.19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;
  • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про аудиторская деятельность

  1. Регулирование аудиторской деятельности Регулирование аудиторской деятельности - это система мер направленных на становление и развитие рынка аудиторских услуг а
  2. Аудиторская деятельность в России современное состояние и проблемы Автор считает что сформированная нормативно-правовая база для осуществления аудиторской деятельности должна быть усовершенствована в будущем Важным результатом развития аудиторской деятельности отмечено в статье
  3. Лицензирование аудиторской деятельности Лицензирование аудиторской деятельности - это процедура выдачи специального разрешения лицензии дающего право осуществлять аудиторскую деятельность аттестованным
  4. Система оценки правовых рисков в аудиторской деятельности Правил стандартов аудиторской деятельности 3 14 было принято во внимание мнение Ассоциации Аудиторская палата России АПР Определенная
  5. Развитие инструментов оценки и контроля качества аудиторской деятельности Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федеральное казначейство аспирантка Департамента учета анализа и аудита Финансовый университет Москва Россия Учет
  6. Понятие и соотношение аудита и сопутствующих аудиту услуг Закон № 307-ФЗ 1 вступивший в силу 1 января 2009 г внес давно ожидаемые коррективы в определение аудиторской деятельности Претерпела значительные изменения терминология качественно изменился подход законодателя к определению сущности или иначе
  7. Особенности аудита финансовой отчетности составленной в соответствии с МСФО Российской Федерации и иных нормативных правовых актов которые регулируют аудиторскую деятельность ППЗ 2- 2012 Определение вида услуг требования к порядку оказания которых определены федеральными
  8. Методологические аспекты оценки аудиторских рисков Для решения этих вопросов следует учитывать мнения ученых экономистов и практикующих аудиторов в области аудиторских рисков осуществить анализ современных методик определения аудиторского риска и разработать комплексную методику оценки аудиторского риска базирующуюся на особенностях реформирования международных и отечественных аудиторских стандартов с учетом факторов воздействующих на качественное состояние бухгалтерской финансовой информации и аудиторское мнение Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности требуют проведения оценки рисков при аудите бухгалтерской финансовой отчетности в качестве обязательных процедур
  9. Проблемы совершенствования качества аудиторских проверок ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии с которым предполагается отмена лицензирования аудиторской деятельности в России Данное событие на пути развития аудиторской деятельности в РФ следует оценивать
  10. Методика проведения аудита хозяйственных операции по учету основных средств Правило стандарт аудиторской деятельности Аудиторские доказательства устанавливает ряд основных методов получения аудиторских доказательств В ходе аудита основных
  11. Бухгалтерская финансовая отчетность проблемы выявления искажения информации В соответствии с правилом стандартом аудиторской деятельности Существенность в аудите ФПСАД № 4 информация об отдельных активах обязательствах доходах расходах
  12. Аудиторское заключение по новым стандартам Об аудиторской деятельности аудиторское заключение - официальный документ предназначенный для пользователей бухгалтерской финансовой отчетности аудируемых лиц
  13. Аудиторское заключение как объект судебно-бухгалтерской экспертизы Федеральных правил стандартов аудиторской деятельности ПСАД Аудиторское заключение составленное в соответствии с требованиями МСА включает мнение аудитора о
  14. Аналитические процедуры в аудиторской деятельности При наличии соответствующих рыночных показателей отражается сравнение со средними показателями с эталонным предприятием с медианными значениями по сфере деятельности - операционному признаку - и по месту нахождения -географическому признаку Для баланса доля может ... Область искажений финансовой отчетности статьи и дополнительные планируемые аудиторские процедуры ожидаемые аудиторские доказательства Таблица 5 Рабочий документ аудитора Анализ количественного влияния событий после
  15. Оценка рисков в аудите В аудиторской деятельности риск можно рассматривать как вероятность допущения каких-либо неверных действий или появления недостоверной информации
  16. Аудит как обязательный элемент институциональной среды применения МСФО МСФО Целью данной статьи является анализ развития аудиторской деятельности и аудита как одного из базовых элементов институциональной среды применения МСФО Объект исследования
  17. Процесс планирования аудита ФПСАД Федеральное правило стандарт аудиторской деятельности В общем смысле категория планирование означает действие или процесс выполнения планов которые включают
  18. Методические подходы к планированию аудита расходов вспомогательных производств Характеристика принципов аудиторской деятельности и их применение при планировании аудита расходов вспомогательных расходов отражена в таблице 1
  19. Ответственность аудиторов и контроль качества работы аудиторов Достоверные данные аудиторской деятельности повышают доверие пользователей к деятельности предприятия В связи с этим на качество проведения
  20. Меры обеспечения независимости аудиторов Заметим что слово независимость встречается в федеральных правилах стандартах аудиторской деятельности более 70 раз Попытка компактно сформулировать определение независимости аудиторов была сделана в Перечне
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ