1) ситуация, когда фирма продает товар за рубежом по цене ниже издержек или по цене, более низкой, чем на внутреннем рынке (трактовка с позиции страны-экспортера);
2) ситуация, когда иностранная фирма продает на рынке товар по цене более низкой, чем «нормальная» цена товара-аналога на данном рынке или мировая цена (трактовка с позиции страны-импортера).
Демпинг рассматривается как проявление недобросовестной конкуренции или – шире – как один из видов т.н. ограничительной деловой практики, против которой решительно выступает Всемирная торговая организация. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых может быть связан с отставанием в стране-экспортере темпа инфляции от темпа снижения обменного курса валюты (демпинг валютный).
Демпинг применяется для завоевания рынков и вытеснения с них конкурентов. Фирмы-экспортеры, практикующие демпинг, могут нести (обычно временные) убытки. Но в некоторых случаях (Например, это относится к российским предприятиям) они могут экспортировать свою продукцию по цене, безусловно, более высокой, чем собственные издержки, т.е. с прибылью, и все же их деятельность будет рассматриваться как демпинг.
Объясняется такое положение тем, что в ряде стран (в том числе в России) государство субсидирует некоторые производства, с помощью регулирования цен занижает затраты на отдельные виды сырья и энергию, заменяет часть оплаты труда разного рода выплатами из бюджета на социальные нужды и т.п. Все это занижает издержки по сравнению с издержками аналогичных производств в тех странах с рыночной экономикой, где затраты факторов производства учитываются более последовательно и полно.