«Креативный учет» и предпосылки его возникновения

Кадырова Алина Раеилеена,
Институт управления, экономики и финансов,
Казанский федеральный университет, г. Казань
E-mail: kadyrovaalinar@yandex.ru
2016 / Вестник Науки и Творчества

Аннотация. В данной статье рассмотрены предпосылки и причины возникновения креативного учета, а также этапы его эволюции. Показана актуальность и важность данной проблемы, как для составителей финансовой отчетности, так и для внешних пользователей такой информации. Также предложена авторская трактовка понятия «креативный учет».

Современная система регулирования бухгалтерского учета и регламентирование бухгалтерской отчетности создала предпосылки для создания такой балансовой политики, в рамках которой возникло новое направление в бухгалтерской деятельности «креативный» учет. В целях увеличения привлекательности финансовой отчетности многие организации используют фальсификацию и вуалирование учетных данных, приемы которых часто приравнивают к креативному учету, однако креативный учет в чистом виде является творческим учетом, приемы и методы ведения которого не являются нарушением законодательства. Такой вид учета имеет место быть в связи с несовершенством стандартов в области бухгалтерского учета и их неоднозначных трактовок, а также многовариантностью ведения учета и оценки объектов хозяйственной деятельности. Именно двойственность природы креативного учета и предопределяет актуальность данной статьи.

В последние десятилетия бухгалтерский учет постоянно усложняется в части правил признания, оценки и отражения фактов и явлений хозяйственной жизни. При этом общеизвестно: чем сложнее правило, тем легче будет его истолковать в нужном аспекте, применить с собственной выгодой и при этом ввести в заблуждение пользователей финансовой отчетности. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности и составленная согласно требованиям МСФО, может не соответствовать показателям регистров отечественного бухгалтерского учета, поскольку они, как правило, сформированы по требованиям национальных законодательств [1, с. 53]. Технические возможности ведения бухгалтерского учета также изменились, а именно традиционные техника бухгалтерской регистрации и сверка записей были заменены компьютерными технологиями.

Тему креативного учета не раз поднимали в своих исследованиях различные ученые и специалисты в области бухгалтерского учета. Первые предпосылки рассмотрения данного вопроса можно увидеть в работах швейцарского ученого, основоположника немецкого балансоведения И.Ф. Шера. Позднее креативный учет в своих работах рассматривали такие балансоведы как НА. Благов и Н.С. Аринушкин. Также данную тему исследовали в своих работах H.R Вейцман, И.Р. Николаев и Л.Р. Дикси. Огромный вклад в понимание и трактовку креативного учета внесли М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера. В современных работах рассмотрение данной проблемы можно найти в работах Я.В. Соколова и многих других отечественных и зарубежных специалистов в ( > области бухгалтерского учета и отчетности.

С подачи отечественного теоретика и историка счетоведения Я. В. Соколова, в нашей стране креативный учёт нередко рассматривается в качестве самостоятельного элемента в информационной структуре бухгалтерского учёта.

Само понятие «креативный учет» (в переводе с английского "create" -творить, создавать) было введено представителями англо-американской школы бухгалтерского учета, в то время, когда разрабатывалась взаимосвязь агентской теории с теорией бухгалтерского учета. А именно, данный термин ввел в 1986 году в своем исследовании «Creative accounting)) британский экономический обозреватель и журналист И. Гриффите. В своей работе он подчеркнул, что в основе деятельности любой организации лежит получение прибыли и любая публичная отчетность основывается на регистрах, которые были слегка подправлены либо полностью исправлены для того, чтобы представить отчетность перед инвесторами в выгодном свете [2].

Позже выхода в свет вышеупомянутой работы появляется написанная в 1999-ом году М.Р. Мэтьюсом и М.Х.Б. Перера книга, которая называется «Теория бухгалтерского учета», в которой целая глава посвящена проблеме креативного учета. Авторы под креативным учетом понимают учет, которому свойственен творческий подход. Они считают, что в лучшем случае такое «творчество» проявляется в выборе учетных методов, которые не соответствуют общепринятой практике или предписанным стандартам, а в худшем случае - в процессе подгонки счетов предприятия, чтобы они представляли в более приемлемом и выгодном свете его деятельность в глазах акционеров, инвесторов и прочих заинтересованных сторон. Это такой учетный метод, который представляет собой скорее желательное, нежели фактическое положение компании [3, с. 453].

Действительно, креативный учет вполне можно называть творческим не только из-за его дословного перевода, но и из практических соображений. Такой вид учета - это настоящее искусство, поскольку не всякий бухгалтер способен создать из цифр и чисел красивую, достойную и привлекательную картину финансового положения организации.

Эволюция креативного учета многими учеными и специалистами рассматривается в 3 этапа:

  • этап цифровых манипуляций;
  • этап вуалирования баланса;
  • этап бухгалтерского творчества [1].

Первому этапу соответствует диапазон 19-20 веков и основными положениями на этапе цифровых манипуляций являются:

  1. цель креативного учета состояла в утаивании дохода любыми способами от фискальных органов;
  2. недостаточная развитость и несовершенное законодательное регулирование бухгалтерского учета, что приводило к возможности произвольного оперирования сведениями о результатах финансовой деятельности и применении широкого спектра методов, направленных на искажение учетных записей;
  3. отсутствовала, как таковая потребность приукрасить учётную информацию, поскольку этому препятствовал институт коммерческой тайны, распространявшийся и на ведение торговых книг.

Этапу вуалирования баланса соответствует конец 19-го века и можно отметить основные характерные черты этому этапу:

  1. креативный учет связан с процессами формирования крупных монополистических объединений, транснациональных корпораций (ТНК), что, в свою очередь, требовало использования метода двойной записи, формирования отчетности, ориентированной как на внутренний, так и на внешних пользователей;
  2. развитие фондового рынка, использование новых финансовых инструментов, делало необходимым оценивать не только деловую репутацию, финансовое состояние компаний, но и их стоимость;
  3. возникает балансоведение как наука, формируются основополагающие балансовые теории (статическая, динамическая, органическая).

Начало этапа бухгалтерского творчества связано с инициированием процесса перевода с 1960-х годов Организацией Объединенных Наций отчетности компаний на международные стандарты. Теперь творческий подход бухгалтера стал лавированием между стандартами, выбором более удобных для конкретной деятельности положений по ведению бухгалтерского учета и закрепление выбранной стратегии в учётной политике компании. Таким образом, эпохе бухгалтерского творчества характерны следующие положения:

  1. креативный учет связан с формированием международных стандартов финансовой отчетности;
  2. в странах с англосаксонской моделью учета начинают формироваться национальные системы бухгалтерских стандартов (1970-1975 гг.);
  3. динамично развивается нормативно-правовая база, регламентирующая ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности, ориентированной на внешних пользователей.

Учитывая, что креативный учет появился во второй половине 20-го века и стал развиваться особенно активно с середины 1980-х годов, можно выделить, по крайней мере, три основные причины его возникновения.

Первая причина - это отделение управления хозяйствующим субъектом от его финансирования. Развитие корпоративной формы собственности на определенном этапе обусловило необходимость отделения функций управления активами от функций владения ими. Укрупнение коммерческих предприятий путем объединения финансовых ресурсов множества экономических субъектов привело к тому, что индивидуальное отслеживание эффективности управления отдельным инвестированным капиталом стало экономически нецелесообразным вследствие роста трансакционных издержек и затрат, связанных с принятием управленческих решений. В результате стала экономически оправданной передача функций оперативного управления капиталом (активами компаний) наемным управляющим организацией. В связи с этим они были заинтересованы в завуалировании негативных сторон деятельности и представить лишь позитивные стороны финансового положения.

Вторая причина кроется в невозможности абсолютно строгого регулирования учета. Однозначная трактовка имущественного и финансового положения компании допустима только при условии однозначного регламентирования оценок и методов отражения всех хозяйственных операций в учете. Но такая однозначность невозможна. У бухгалтера всегда остается свобода в выборе трактовки сути операции и применяемых методов и оценок учета.

Третья причина, как это ни парадоксально, связана с переходом на МСФО. В условиях жесткого регулирования бухгалтерского учета снижается возможность свободного вуалирования баланса, а переход на международные стандарты, который предусматривает некоторую свободу действий бухгалтеров в решении определенных задач, способствует развитию бухгалтерского творчества. Творческий подход бухгалтера теперь стал представлять собой выбор наиболее удобного положения по ведению бухучета и закрепление выбранной стратегии в учетной политике компании.

За время своей эволюции креативный учет рассматривали с разных точек зрения. Однако общепринятого определения «креативный учет» не существует. Термин креативный (или творческий), если его применять к бухгалтерскому учету, часто воспринимают негативно, но творческий подход может привести и к положительным результатам, если способствует развитию учетных методов. Он является негативным, если его использует недобросовестное руководство для обмана и введения в заблуждение инвесторов, кредиторов, банкиров и прочих пользователей финансовой отчетности [3, с. 457].

Можно утверждать, что креативный учет:

  • процесс, в ходе которого учетные работники используют свои профессиональные знания и профессиональное суждение для повышения привлекательности финансовой отчетности, снижения налогового бремени на основе законных методов;
  • предусматривает трансформацию бухгалтерской информации посредством игнорирования установленных законодательством требований с целью ввести в заблуждение пользователей финансовой отчетности;
  • учет, направленный на формирование экономической информации на базе использования различных модификаций учетной информации для целей принятия управленческих решений (например, на основе использования различных методик составления производных балансовых отчетов).

На основании вышеизложенного можно дать собственную трактовку понятию «креативный учет».

Итак, креативный учёт - это творческий учет, представляющий собой совокупность методов и приемов бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с законодательством, с помощью которых бухгалтер, используя свое профессиональное суждение, повышает привлекательность финансовой отчётности с целью предоставления заинтересованным лицам и снижения налогового бремени для организации.

Цели креативного учёта разнятся в государствах с разным уровнем экономического развития и различными системами бухгалтерского учета. В Российской Федерации, как и многих других странах, творческий учёт слабо развит и ограничивается, главным образом, применением «белых» налоговых схем, то есть законных способов уменьшения налогового бремени.

Креативный учет хоть и способствует увеличению уровня бухгалтерского и аудиторского риска, но он неизбежен в современной развивающейся предпринимательской среде [3, с. 478].

Литература:

1. Заббарова О.А. Балансоведение: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2007. - 256 с.

2. Гриффите Й. «Creative accounting)). - London, 1986.

3. Мэтьюс M.R, Перера М.Х.Б. Теория бухгалтерского учета: учебник / перевод с английского под редакцией Я.В.Соколова, И.А.Смирновой. - М: Аудит, ЮНИТИ, 1999. - 663 с.

4. Кутер М.И. Введение в бухгалтерский учет: учебник. - К.: Просвещение Юг, 2013. - 512 с.

5. Сейдахметова Ф.С., Бекен Б., Каби С. О применении креативного учета в деятельности организации // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. - М.: Креативная экономика, 2011. - 496 с.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ