К вопросу об органах валютного регулирования в России

В.Д. Вагин
кандидат экономических наук, доцент,
и. о. заведующего кафедрой таможенных
платежей и валютного контроля,
факультет таможенного дела,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, Россия.
Вестник Псковского государственного университета.
Серия: Экономика. Право. Управление
№5 2017

В статье рассматриваются положения федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, устанавливающие полномочия органов валютного регулирования. Автором даются понятия «органы валютного регулирования», «компетенции органов валютного регулирования», формулируются полномочия органов валютного регулирования.

Органами валютного регулирования в России являются Банк России и Правительство России (далее — органы валютного регулирования). Указанные органы валютного регулирования при выполнении своих функций руководствуются нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) [1].

Законом устанавливаются полномочия органов валютного регулирования. При этом полномочия — это строго очерченный и закрепленный Законом перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации функций органов валютного регулирования.

Органами валютного регулирования принимаются в пределах своей компетенции акты, обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами, т.е. актами органов валютного регулирования являются нормативные правовые (далее — нормативные) акты по вопросам валютного регулирования, издаваемые органами валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом [1]. Если порядок осуществления валютных операций, а также порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом. Не допускается также установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений и требования о предварительной регистрации.

Заметим, что нормативные акты органов валютного регулирования, которые устанавливают новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшают их положение, не имеют обратной силы. Однако, нормативные акты органов валютного регулирования, которые, например, отменяют ограничения на осуществление валютных операций или улучшают положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если это прямо предусматривают.

Нормативные акты органов валютного регулирования подлежат официальной публикации. При этом официальной публикацией нормативных актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальной же публикацией нормативных актов Банка России является их публикация в «Вестнике Банка России».

Таким образом, валютное регулирование в России осуществляется органами валютного регулирования. Однако, несмотря на наличие применяемого в Законе термина «органы валютного регулирования», его содержание в Законе не приводится.

По нашему мнению, под «органами валютного регулирования» следует понимать федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями (правами и обязанностями) по осуществлению валютного регулирования в системе валютных правоотношений.

При этом в системе валютных правоотношений выделяется несколько групп: валютные правоотношения в области валютного регулирования; валютные правоотношения в области валютного контроля; валютные правоотношения в области валютного обращения [2]. Следовательно, основная цель органов валютного регулирования заключается в регулировании валютных правоотношений области валютного регулирования, в области валютного контроля и в области валютного обращения путем издания нормативных актов.

Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», по вопросам, отнесенным к его компетенции, он издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами [3]. Таким образом, Банк России осуществляет валютное регулирование путем издания нормативные акты, определяющие порядок и правила осуществления всех видов валютных операций, правила выдачи соответствующих лицензий, формы учёта и отчётности.

В соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», по вопросам, отнесенным к его компетенции, Правительство Российской Федерации издает правовые акты в виде постановлений и распоряжений [4]. При этом акты, имеющие характер нормативного применения, издаются в форме постановлений; акты, затрагивающие вопросы оперативного и других текущих применений издаются в форме распоряжений и не являются нормативными. Таким образом, акты Правительства Российской Федерации как органа валютного регулирования издаются только в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Формы нормативных актов органов валютного регулирования приведены в таблице 1.

Таблица 1. Формы нормативных актов, издаваемых органами валютного регулирования

Органы валютного регулирования Формы актов органов валютного регулирования
постановление указание положение инструкция
Правительство Российской Федерации + - - -
Банк России - + + +

Что касается Правительства Российской Федерации, то оно осуществляет валютное регулирование путем издания нормативных актов, определяющих порядок совершения операций с любыми драгоценными камнями и металлами, правила выдачи соответствующих лицензий и этапы формирования государственного фонда драгоценных металлов и камней, обеспечивает функционирование на уровне государства единой политики в сфере обращения драгоценных металлов и камней.

Закон различает исключительную и совместную компетенции органов валютного регулирования [5]. При этом под «компетенциями органов валютного регулирования» следует понимать совокупность юридически установленных Законом прав и обязанностей органов валютного регулирования. Вместе с тем, заметим, что компетенции органов валютного регулирования определяют их правовой статус (место) в системе валютных правоотношений.

Исключительной компетенцией Банка России является, например, принятие нормативных актов, которые устанавливают единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5 Закона), порядок проведения валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9 Федерального закона), порядок представления резидентами и нерезидентами агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (пп. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона) и др.

Исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации является, например, принятие нормативных актов, которые устанавливают порядок представления резидентами и нерезидентами федеральным органам исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (пп. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона) и др.

Совместной компетенций органов валютного регулирования является, например, представление органами и агентами валютного контроля органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (ч. 11 ст. 23 Закона).

Другим примером совместной компетенции является представление резидентами по месту своего учета (за исключением физических лиц-резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, или представление физическими лицами - резидентами по месту своего учета налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (ч. 7 ст. 12 Закона).

Таким образом, полномочия органов валютного регулирования представляют собой индивидуальные и совместные компетенции, являющиеся важнейшими элементами их правового статуса, и определяющие совокупность прав и обязанностей государственно-властного характера конкретного содержания и объема, определяемые Законом. Причем органы валютного регулирования в своей деятельности не имеют права выходить за рамки полномочий, установленных Законом.

Литература

1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. 03.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 02.03.2017).

2. Крохина Ю.А., Смирникова Ю.Л., Тютина Ю.В. Валютное право: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007. 378 с.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 20.03.2016).

4. Федеральный консштуционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/ (дата обращения: 25.03.2016).

5. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный) // АО «Кодекс». [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/902375562 (дата обращения: 05.04.2016).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ