Меры, применяемые банком России в порядке банковского надзора

Юсупова М.Г.
ст. преподаватель кафедры Менеджмента,
Дагестанский государственный университет
2017 / УЭПС: управление, экономика, политика, социология

В статье рассмотрены меры воздействия к кредитным организациям со стороны Центрального Банка России. Проведен анализ мер, принятых в отношении российских кредитных организаций за период 2011-2017 гг. Выявлены проблемы и тенденции банковского надзора в современных условиях

Определение и наложение на кредитные организации ответственности, связанной с нарушением гражданско-правовых или публично-правовых обязанностей обусловлено особенностями сферы деятельности и правовым положением кредитных организаций.

Ответственность за несоблюдение банковского законодательства происходит при выполнении кредитной организацией публично-правовых обязанностей. В качестве основы таких нарушений выступают безусловные и обязательные правовые отношения между уполномоченными государственными органами и кредитными организациями в отношении выполнения ими требований соответствующих стандартов и правил.

К мерам, определенным ст. 38 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Г11 следует отнести принудительное взыскание размера недовнесенного взноса в обязательные резервные требования, а также штраф за несоблюдение обязательных резервных требований.

В Законе о несостоятельности [2] отражены некоторые меры, в частности, назначение временного управляющего кредитной организацией, а также требования о реализации мер по финансовому оздоровлению или о проведении реорганизации кредитной организации. В дополнение к мерам, отраженным в Законе о Банке России, Закон о несостоятельности определяет и иные основания для применения данных мер. Среди мер, указанных в Законе о несостоятельности, направленных на финансовое оздоровление, особое внимание привлекает требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации с размером ее собственных средств (капитала). Это требование связано в правовой части с функцией ЦБ РФ, заключающейся в определении объемов собственных средств. Кроме этого ЦБ РФ имеет право лишения кредитной организации лицензии на выполнение банковских операций в случаях, оговоренных в Законе о банках и банковской деятельности. Процедура закреплена в нормативных актах ЦБ РФ.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциалных норм деятельности» [6] надзорные органы имеют право в отношении кредитных организаций применять два типа мер воздействия: предупредительные и принудительные. При этом применяемые меры воздействия могут включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия двух типов.

Предупредительные меры не обязательны, вследствие чего не могут считаться мерами государственного принуждения (профилактическими мерами). Они в большей степени являются управленческими мерам. Таким образом, понятие «меры воздействия» объединяет меры управленческого и правового характера. Они применяются в случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.

В то же время, данные меры не указаны среди мер воздействия, определенных ст. 74 Закона о Банке России. Поэтому считаем, что необходимо нормы правовых актов ЦБ РФ в отношении предупредительных мер воздействия к кредитным организациям, положительно зарекомендовавших себя, прописать в Законе о Банке России.

Основания для использования принудительных мер воздействия -неисполнение кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, сокрытие информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если осуществляемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков).

При несоблюдении кредитной организацией федерального законодательства, издаваемых в соответствии с ним нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ имеет право:

  • взимать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала на момент нарушения;
  • ограничить осуществление отдельных операций на срок до полугода, что предполагает установление количественных ограничений на осуществление соответствующих операций.

При неисполнении в установленный ЦБ РФ срок его предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, если эти нарушения или осуществляемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ РФ имеет право:

  1. наложить на кредитную организацию штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% его минимального размера;
  2. потребовать от кредитной организации: выполнения программы по ее финансовому оздоровлению, в т. ч. Изменения структуры ее активов; замены членов наблюдательного совета (совета директоров), единоличного исполнительного органа, его замов, членов коллегиального исполнительного органа, главбуха, заместителей главбуха кредитной организации, руководителя, его замов, главбуха, заместителей главбуха филиала кредитной организации; проведения ее реорганизации;
  3. на срок до полугода изменить обязательные нормативы;
  4. ввести запрет на осуществление ряда банковских операций, предусмотренных лицензией на выполнение банковских операций на срок до 1 года, а также на открытие филиалов на срок до 1 года. ЦБ РФ может также ввести запрет на привлечение средств физлиц согласно п.3.3 ст. 48 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [3];
  5. на срок до 6 месяцев ввести временное управление кредитной организацией;
  6. запретить проведение реорганизации кредитной организации, если в процессе ее осуществления появятся основания для применения мер, связанных с предупреждением ее банкротства, указанные в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  7. рекомендовать учредителям (акционерам, участникам) кредитной организации, имеющим возможность влиять на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, нацеленные на увеличение ее капитала до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

За нарушение нормативов обязательных резервов, утвержден отдельный штраф, который взыскивается в судебном порядке в определенном ЦБ РФ, размере, который не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения (ч.4 ст.38 Закона о ЦБ РФ).

Крайняя мера воздействия на кредитные организации, применяемая в исключительных случаях, в соответствии со ст. 74 Закона о ЦБ РФ, - отзыв лицензии. Подобная мера по своей правовой природе и в соответствии с действующим банковским законодательством (ст. 20, 23.1 Закона о банках и банковской деятельности) имеет целью приостановку деятельности кредитной организации и как следствие ее принудительную ликвидацию.

С момента отзыва у кредитной организации лицензии на выполнение банковских операций, она подлежит ликвидации в соответствии с положением ст. 23.1 Закона о банках и банковской деятельности, а в случае, когда банк признается банкротом - согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии со ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности, отзыв лицензии ведет к невозможности продолжения юридическим лицом иной предпринимательской деятельности, поскольку оно не только прекращает быть кредитной организацией, но и в обязательном порядке ликвидируется. Таким образом, отзывая лицензию у кредитной организации, ЦБ РФ лишает ее общей правоспособности и дееспособности, принудительно ликвидируя.

Учитывая, что отзыв у кредитной организации лицензии, по сути, означает лишение ее правовой возможности продолжать любую деятельность, необходимо говорить о повышении ответственности надзорных органов при оценке значимости проблем, с которыми сталкиваются кредитные организации в своей деятельности и которые могут привести к отзыву лицензии, а соответственно к принудительной ликвидации. Это подтверждает тот факт, что в Законе о банках и банковской деятельности, а именно в ст. 20, указывается на зависимость применения ЦБ РФ данной меры от серьезности основания для ее применения [1].

Особо внимательно ЦБ РФ необходимо относиться к соблюдению конституционного принципа свободы экономической деятельности, поскольку именно ЦБ РФ принимает решение об отзыве лицензии.

Ограничение и далее прекращение может иметь место лишь в отношении незаконной банковской деятельности, несущей реальную угрозу и опасность для общества.

Регулирующий орган имеет достаточно широкий спектр мер воздействия на кредитные организации, ужесточение которых должна происходить в строгом соответствии с уровнем сложности проблем, выявленных в работе банка.

Принудительные меры воздействия, применяемые ЦБ РФ к кредитным организациям, представляют собой особые меры административной ответственности со специальным порядком применения. Данные меры, за исключением штрафов, относятся к правовосстановительным (пресекательным) санкциям, так как нацелены на нивелирование правонарушений без какого-либо дополнительного имущественного воздействия на кредитную организацию.

Данные меры воздействия нельзя применять к кредитной организации по истечении пяти лет со дня совершения нарушения.

Относящиеся к подобным мерам штрафы взимаются ЦБ РФ в судебном порядке (ч.5 ст.74 ФЗ № 86). ЦБ РФ может обратиться в суд с иском об их взыскании с кредитной организации не позднее 6 месяцев со дня составления акта о выявлении нарушения.

Согласно ФЗ «О национальной платежной системе» [4] ЦБ РФ вправе применять к субъектам платежных систем действия (в случае, когда нарушения не отражаются на бесперебойности функционирования платежных систем) и меры принуждения (когда отражаются). При этом под действиями понимается доведение информации об обнаруженном нарушении и меры по его устранению, а под мерами принуждения -предписания об устранении нарушений либо об ограничении операционных услуг (ст.34).

Сложность классификации применяемых ЦБ РФ к кредитным организациям мер принуждения обусловлена, прежде всего, тем, что в нормативно-правовых актах не содержится четкого указания разновидности мер, к которым необходимо относить те или иные из них. Так, в Законе о ЦБ РФ содержится термин «санкции», в Законе же о банках и банковской деятельности применяются термины «меры Банка России, применяемые им в порядке надзора» (ст. 19), «меры, предусмотренные ФЗ «О Банке России» (п. 6 ч. 1 ст. 20). При этом в Инструкции ЦБ РФ «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» используется термин «меры воздействия к кредитным организациям» и т.д. По нашему мнению, данная терминология должна быть унифицирована и все эти меры необходимо именовать мерами принуждения, применяемыми ЦБ РФ к кредитным организациям, так как отдельные из них не целесообразно относить к санкциям (например, назначение временной администрации в кредитной организации).

Выделяют ряд оснований для применения мер ЦБ РФ к кредитным организациям:

  1. нарушение закрепленных в федеральном законодательстве и в нормативных актах ЦБ РФ требований. Может быть простое (ч. 1 ст. 74 ФЗ № 86) или сопряженное с квалифицирующими признаками: наличие реальной общественной опасности (угрозы кредиторам и вкладчикам) (ч. 2 ст. 74 ФЗ № 86); злостный характер (в случае игнорирования ранее предъявленных требований по устранению нарушений (ч. 2 ст. 74 ФЗ № 86); систематичность (повторное совершение правонарушения) (п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ № 395-1);
  2. нарушения в форме действий (заключение сделки), представляющие угрозу интересам кредиторов и вкладчиков (ч. 2 ст. 74 ФЗ № 86);
  3. особое финансовое положение кредитной организации, угрожающее интересам ее кредиторов (ст. 75 ФЗ № 86, глава 4.1 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»);
  4. особое финансовое положение кредитной организации, угрожающее устойчивости самой банковской системы (ст. 75 ФЗ № 86).

Эти основания полностью соответствуют требованиям Базеля III к капиталу кредитных организаций.

В 2015 г. под удар подпали кредитные организации, которые в течение трех месяцев (начиная с 1 января) имели собственный капитал в размере менее 300 млн. руб., рассчитываемый в соответствии с международным стандартом Базель III. Единственной возможностью продолжить работу на финансовом рынке для кредитных организаций, капитал которых не достигает установленного размера, - это обратиться к ЦБ РФ с ходатайством об изменении статуса на небанковскую кредитную организацию, со всевозможными вытекающими последствиями.

В непростую ситуацию попали региональные кредитные организации, опирающиеся на зачастую ограниченные местные ресурсы; они слабо вовлечены в мировой финансовый рынок; имеют недостаточный уровень капитализации; в отношении их возможности рефинансирования ЦБ РФ достаточно ограничены, не проводится рефинансирование региональных кредитных организаций под реальные инвестиционные проекты. Имеет место большое несоответствие между масштабами задач региональной политики и выделяемыми на их решение средствами.

В то же время, у региональных кредитных организаций имеются сильные позиции вследствие взаимодействия с региональным сектором экономики и возможность оперативного решения финансовых проблем на местном уровне. Система госрегулирования и надзора за региональными кредитными организациями реализуется на федеральном уровне на базе единых подходов и требований, как к федеральным, так и к региональным кредитным организациям.

Федеральные кредитные организации являются крупными игроками со значительными бюджетными средствами, осуществляющими стратегическое партнерство с крупными корпоративными клиентами, бизнес которых интегрирован в холдинги и ФПГ. Региональные органы власти обычно воздействуют на финансово-кредитные организации только путем налогообложения и участия в уставном капитале региональных финансовых структур. При этом регулирование через налогообложение реализуется на региональном уровне не в полном объеме, а только в части, поступающей в региональный бюджет. Подобное распределение полномочий в решении задач развития регионов, не подкрепленное необходимыми финансовыми ресурсами и регулятивными функциями, ограничивает своевременное и качественное регулирование деятельности региональной финансово-кредитной системы.

Таким образом, имеющийся институт госрегулирования и надзора предполагает определение общих правил и контроль за их выполнением без учета специфики региональной банковской системы. Это является серьезной проблемой, способствующей ухудшению функционирования регионального банковского сектора экономики.

Остро возникала необходимость институциональной трансформации механизма госрегулирования и надзора за банковской системой на федеральном и региональном уровнях на основе принципа дифференцированного подхода. Банковское законодательство предполагает дифференциацию надзора в зависимости от финансового состояния кредитной организации. В ст. 72 Закона о Банке России отмечено, что ЦБ РФ имеет право устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций. Несмотря на закрепленные в законе возможности использования дифференцированного надзорного принципа, в практике он не применяется, что имеет отрицательные последствия для качественной составляющей надзорного процесса. С целью решения этой проблемы целесообразно воспользовавшись законодательно закрепленным правом обязать ЦБ РФ разработать и реализовать факторы дифференциации, позволяющие устанавливать нормативы в соответствии с условиями, в которых работает та или иная региональная кредитная организация. Принцип дифференцированного подхода следует использовать с учетом приоритетов регионального развития и роли кредитных организаций в социально-экономических процессах региона. В отношении оптимизации работы органов надзора объективным является применение основанного на дифференцированном подходе принципа «максимальный риск -максимальный контроль, минимальный риск - минимальный контроль», т.е. надзорным органам следует больше внимания уделять системообразующим кредитным организациям, имеющим серьезное значение при обеспечении стабильности российской банковской системы. Перспективное решение проблемы состоит в дифференцированном надзорном подходе к региональным кредитным организациям, для чего потребуется разделить российские кредитные организации на:

  1. федеральные, для которых обязательно внедрение требований стандартов Базель III;
  2. локальные, или региональные, имеющие возможность отсрочки внедрения методики Базель III, либо они могут быть освобождены от внедрения Базель III, но при этом будут ограничены деятельностью на региональном уровне.

С нашей точки зрения, использование дифференцированного подхода при осуществлении надзорных функций будет выдвигать на передний план регулирующий метод, нежели управляющее воздействие на деятельность кредитных организаций, что поспособствует формированию условий для более эффективной деятельности и федеральных, и региональных кредитных организаций.

Как свидетельствуют официальные данные ЦБ РФ [8], по состоянию на 01.01.2016 г. деятельность уполномоченных представителей ЦБ РФ, назначенных в соответствии со ст. 76 Федерального закона № 86-ФЗ, производилась в 156 кредитных организациях, было проведено 647 проверок кредитных организаций (и их филиалов).

813 кредитным организациям была направлена письменная информация о нарушениях в их деятельности, а также меры по их устранению.

С руководителями 494 кредитных организаций были организованы надзорные совещания с целью обсуждения с их руководством и собственниками обнаруженных недочетов в работе и необходимости их исправления.

К 50 кредитным организациям направлены рекомендации о необходимости разработки мероприятий по нивелированию недостатков, об ужесточении контроля представляемой отчетности, об адекватности оценки кредитных рисков и т.п.

В целом, к кредитным организациям были применены следующие принудительные меры воздействия:

  • штрафы - к 212 организациям;
  • ограничения на выполнение отдельных операций - к 243 организациям, в т.ч. к 138 организациям - на привлечение денежных средств физлиц во вклады; к 143 организациям - на открытие банковских счетов юрлиц и физлиц;
  • запреты на выполнение отдельных банковских операций - к 73 организациям;
  • требования - к 623 организациям, в том числе по реклассификации ссудной задолженности - к 376 организациям, о доформировании резервов на возможные потери по ссудам - к 409 организациям;
  • запрет на создание филиалов - к 50 организациям.

По состоянию на 01.01.2016 год, ЦБ РФ было возбуждено 365 дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц 202 организаций и 5 дел об административных правонарушениях к 5 организациям; было рассмотрено 373 дела об административных правонарушениях, в т.ч. вынесено 64 постановления о наложении штрафа к должностным лицам кредитных организаций, 189 постановлений о вынесении предупреждений (в т.ч. 188 - в отношении должностных лиц кредитных организаций) и 120 постановлений о прекращении административных дел (в т.ч. 116 - в отношении должностных лиц кредитных организаций).

По состоянию на 1.01.2017 г. уполномоченными представителями ЦБ РФ проведено 585 проверок кредитных организаций (их филиалов).

С представителями 580 кредитных организаций проведены надзорные совещания с целью указания их руководителям и собственникам на выявленные проблемы и необходимость их самостоятельного устранения.

К 57 кредитным организациям направлены рекомендации о необходимости разработки мероприятий по нивелированию недостатков, об ужесточении контроля представляемой отчетности, об адекватности оценки кредитных рисков и т.п.

В целом, к кредитным организациям были применены следующие принудительные меры воздействия:

  • штрафы - к 302 организациям;
  • ограничения на выполнение отдельных операций - к 213 организациям, в т.ч. на привлечение денежных средств физлиц во вклады - к 150; на открытие банковских счетов юрлиц и физлиц - к 134;
  • запреты на выполнение отдельных банковских операций - к 61 организации;
  • запреты на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц - к 1 организации;
  • требования - к 610 кредитным организациям, в т.ч. по реклассификации ссудной задолженности - к 432, о доформировании резервов на возможные потери по ссудам - к 448;
  • запрет на открытие филиалов - к 65 организациям.

В таблице 1 обобщены сведения о применении ЦБ РФ и его уполномоченных органов мер воздействия к кредитным организациям за период 2011 - 2016 гг.

Таблица 1. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям в порядке банковского надзора за период 2011 - 2016 гг. [8]

Применяемые меры воздействия 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Количество кредитных организаций, всего 1012 978 956 923 834 733
Количество кредитных организаций, в адрес которых направлена письменная информация о недостатках в их деятельности и рекомендации по их исправлению 920 692 896 873 813 713
Проведено надзорных совещаний в целях указания руководителям и собственникам кредитных организаций на выявленные проблемы и необходимость их самостоятельного устранения 524 444 494 580
Направлено рекомендаций о разработке плана мероприятий по ликвидации выявленных недостатков, об усилении контроля за представляемой отчетностью, об адекватной оценке кредитных 133 50 57
Применение принудительных мер:
- штрафы 296 192 171 133 212  302
- ограничения на выполнение отдельных операций, в т.ч.: 68 94 194 209 243 213
- на привлечение денежных средств филиц во вклады - - - 100 138  150
- на открытие банковских счетов юрлиц и физлиц - - - 109 143  134
- запреты на выполнение отдельных банковских операций 25 34 45 64 73 61
- требования, в т.ч. - - - 546 623 610
- по реклассификации ссудной задолженности - - - 334 376 432
- о доформировании резервов на возможные потери по ссудам - - - 370 409 448
- запрет на открытие филиалов 35 27 51 62 50 65
Отзыв лицензии 19 29 73 89 97 93

В случая невыполнения требований ЦБ РФ и отказа от устранения выявленных нарушений применялась крайняя мера воздействия - отзыв лицензии на проведение банковских операций.

В таблице 2 отражены данные о количестве случаев отзыва лицензии у кредитных организаций.

Таблица 2. Число кредитных организаций, лишенных лицензии в период с 2001 по 2017 гг.

Год Число кредитных организаций, у которых отозваны лицензии
2001 2
2002 3
2003 1
2004 8
2005 14
2006 30
2007 21
2008 32
2009 43
2010 26
2011 19
2012 29
2013 73
2014 89
2015 93
2016 97
2017 (по состоянию на 29.11) 45

В таблице 3 приведены данные по основаниям для отзыва лицензий у кредитных организаций за период 2011 - 2016 гг.

Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод, что за последние 6 лет стабильно высокий процент имеет место по несоблюдению кредитными организациями банковского законодательства.

Таблица 3. Основания для отзыва лицензий у кредитных организаций в 2011 -2016 гг. [8]

Основания для отзыва лицензии 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
неисполнение федерального законодат-ва, регулирующег о банковскую деятельность, а также нормативных актов ЦБ РФ 18 95 21 72 30 41 75 84 83 89 96 99
неоднократное нарушение требований Закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 3 2 1 3 8 11 36 40 34 37 35 36
установление фактов существенной недостовернос ти отчетных данных 6 32 7 24 7 10 13 15 11 12 5 5
достаточность капитала ниже 2% 5 26 7 24 5 7 12 13 27 29 39 40
Снижение размера собственных средств кредитной организации ниже мин-го значения уставного капитала, установленного на дату ее госрегистрации 6 32 6 21 6 8 14 16 26 28 36 37
неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательства м в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения 8 42 10 34 2 3 26 29 13 14 15 15

В 2016 году вырос процент невыполнения требований по достаточности капитала. Значительно сократились случаи установления фактов существенной недостоверности отчетных данных - 5% в 2016 году по сравнению с 32 % в 2011 году. Следует отметить, что указанные тенденции связаны, прежде всего, с ужесточение банковского законодательства, имеющее место в последние два года.

Следует также отметить значительное увеличение случаев отзыва лицензии по причине неоднократного нарушения требований Закона №

115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [5] с 2% в 2001 году до 36% году. Данный факт, по нашему мнению, обусловлен общесистемными кризисными явлениями в экономике страны.

Если рассмотреть причины отзыва лицензий у коммерческих банков (таб. 3), то можно заметить, что многие из них можно было бы предотвратить в результате постоянного мониторинга со стороны ЦБ РФ.

Например, среди причин отзыва лицензии у банка «Интеркоммерц», входившего в ТОП-100 банков РФ по размеру активов и капитала по состоянию на 1.01.2016 г., назывались снижение значений нормативов достаточности собственного капитала ниже двух процентов, снижение значения собственного капитала ниже законодательно установленного минимума, наблюдался значительный дисбаланс между активами и обязательствами, при этом в опубликованной отчетности как по РПБУ, так и по МСФО данных проблем отражено не было.

Усиление контроля за отмыванием доходов и финансированием терроризма позволило бы сохранить многие кредитные организации. Эти и другие факты свидетельствуют о недостаточном мониторинге отчетности и деятельности кредитных организаций со стороны ЦБ РФ.

ЦБ РФ продолжает работу по совершенствованию законодательной базы с целью повышения эффективности надзора за основными кредитными организациями и обеспечения их стабильности.

Ряд мер уже вступили в силу. Так, в конце 2015 г. ЦБ РФ внесены поправки в требования к внутренней отчетности, направленные на повышение их прозрачности, которые действуют уже с 2016 г. По новым требованиям чистая прибыль или убытки кредитной организации не включают в себя поддержку со стороны акционеров или полученные дивиденды, которые следует отражать в отдельном разделе отчета о прибылях и убытках.

Кроме того, ЦБ РФ также изменена процедура оценки риска активов в иностранной валюте при расчете коэффициента достаточности капитала. За счет повышения степени риска валютных активов, получаемый коэффициент достаточности капитала более корректно отражает уязвимость кредитной организации в условиях нестабильности курса рубля. Данное изменение в методике существенно повлияло на коэффициент достаточности капитала кредитных организаций, большая часть активов которых выражена в иностранной валюте. Для оказания помощи этим кредитным организациям в выполнении норматива по достаточности капитала минимальный уровень был снижен с 10 % до 8 % (в Базеле уровень определен в размере 8 %).

С целью повышения прозрачности положения кредитных организаций и упрощения контроля с 2016 г. ЦБ РФ введено новое требование к ликвидности - коэффициент покрытия ликвидности (КПЛ). Облегчая кредитным организациям соблюдение данного требования, в 2016 г. ЦБ РФ одобрил кредитные линии для ключевых кредитных организаций на сумму в 600 млрд. руб. Данной мерой поддержки могут воспользоваться и не очень крупные кредитные организации по запросу. На данный момент требование установлено в объеме 70 % с поэтапным подъемом на 10 % в год и достижением 100 % в 2019 г. Такое финансирование может утверждаться на один год с возможностью дальнейшего продления на тех же условиях еще на один год.

ЦБ РФ продолжает работу по последовательному внедрению международных подходов к регулированию и надзору за кредитными организациями. Учитывая сложность внедряемых международных стандартов, ЦБ РФ сформировал концепцию пропорционального регулирования банковского сектора, в основе которой лежит разделение кредитных организаций по составу допустимых операций на кредитные организации с универсальной лицензией и кредитные организации с базовой лицензией. Ключевым критерием определения вида лицензии является минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации. Так, для вновь регистрируемой кредитной организации с универсальной лицензией предлагается установить его в размере 1 млрд. рублей, а для кредитной организации с базовой лицензией - 300 млн. рублей.

Вид лицензии определяет специфику деятельности кредитной организации и регуляторную нагрузку: на кредитные организации с универсальной лицензией будут распространяться требования в полном объеме, а для банков с базовой лицензией планируется ввести упрощенное регулирование, и по общему правилу новые технически сложные стандарты к ним применяться не будут.

В 2016 г. ЦБ РФ подготовил изменения механизма финансового оздоровления кредитных организаций, дополняющие процедуру санирования новым инструментом - докапитализацией санируемой кредитной организации ЦБ РФ. Финансирование санации предполагается осуществлять за счет средств Фонда консолидации банковского сектора, формируемого из денежных средств ЦБ РФ, обособленных от остального имущества ЦБ РФ. Управлять приобретенным в ходе санации имуществом кредитных организаций, а также выполнять от имени ЦБ РФ меры по их оздоровлению будет учреждаемая им управляющая компания. Реализация нового механизма позволит минимизировать расходование средств государства, направляемых на меры по финансовому оздоровлению.

В 2016 г. ЦБ РФ продолжил работу по совершенствованию регулирования обязательных нормативов кредитных организаций.

С целью ограничения рисков на связанные с кредитной организацией лица (норматив максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо или группу связанных с кредитной организацией лиц Н25) ЦБ РФ принял пакет документов, устанавливающий признаки возможной связанности в целях принятия Комитетом банковского надзора ЦБ РФ на основании мотивированного суждения решения о признании лиц связанными с кредитной организацией, а также порядок принятия соответствующего решения.

При этом установлена поэтапность расчета норматива Н25 в отношении связанных с кредитной организацией лиц, деятельность которых признается полностью «прозрачной» и подтверждается наличием кредитного рейтинга, величиной уплаченных налогов и т.д. Задолженность таких лиц перед кредитной организацией будет включаться в расчет норматива Н25 с коэффициентом 20% в течение 2017 г. и с коэффициентом 50% в течение 2018 г.

С целью дополнительного покрытия капиталом валютных рисков банковского сектора и снижения зависимости показателей его деятельности от волатильности валют в рамках расчета нормативов достаточности капитала кредитных организаций с 1.05.2016 г. вступили в силу требования по применению повышенных коэффициентов риска по кредитам юридическим лицам и сделкам с ценными бумагами в иностранной валюте (110, 130 и 150% в зависимости от вида сделки / объекта вложений / качества депозитария, удостоверяющего права на ценные бумаги).

В 2016 г. ЦБ РФ в отношении подготовки нормативных актов провел работу по следующим направлениям:

  • сближение порядка формирования резервов на возможные потери и порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, в т.ч. по определению реальности деятельности контрагентов - юридических лиц;
  • увеличение со 180 до 270 календарных дней срока реализации залогового имущества, при соблюдении которого обеспечение может учитываться в целях формирования резервов с учетом дисконтирования;
  • расширение требований к раскрытию информации, которая могла бы использоваться контрагентами кредитных организаций при заключении с ними договоров, в частности об обремененных активах кредитных организаций; об активах, классифицированных кредитной организацией в более высокую категорию качества, чем это вытекает из формализованных критериев оценки кредитного риска;
  • о ценных бумагах (права на которые удостоверяются депозитариями), удовлетворяющих критериям ЦБ РФ для формирования повышенных резервов на возможные потери; а также об операциях кредитных организаций с контрагентами-нерезидентами.

В 2016 г. кредитные организации с активами более 500 млрд. рублей впервые применили разработанные ими в 2015 г. внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК). В 2017 г. ЦБ РФ оценит качество и результаты ВПОДК таких кредитных организаций. Для этого ЦБ РФ в 2016 г. начал разрабатывать стандартизированную методику оценки территориальными учреждениями ЦБ РФ качества ВПОДК и достаточности капитала кредитных организаций; формы отчетности об организации и результатах ВПОДК кредитных организаций; программного обеспечения для проведения оценки качества ВПОДК.

С участием ЦБ РФ подготовлены изменения в законодательство в области регулирования аудиторской деятельности, позволяющие надзорному органу на основании полученной от внешних аудиторов информации оперативно принимать необходимые меры реагирования, а внешним аудиторам использовать полученную от надзорного органа информацию для формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Кроме того, предложено передать полномочия по регулированию и надзору в области аудиторской деятельности ЦБ РФ. Реализация указанных инициатив должна привести к повышению качества аудиторских услуг, предоставляемых финансовым организациям, что будет способствовать стабильному развитию российской экономики в целом и повышению ее привлекательности для инвесторов.

Для отдельных кредитных организаций и головных организаций банковских холдингов установлена обязанность с 1.01.2018 г. проводить аудит промежуточной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, и раскрывать перед широким кругом пользователей аудиторское заключение о достоверности указанной отчетности.

В 2016 г. ЦБ РФ приступил к масштабной реформе банковского надзора на основе его централизации, целью которой является оптимизация бизнес-процессов и усиление проактивного характера надзорной работы, выявление рисков кредитных организаций на ранних стадиях и принятие превентивных мер по минимизации рисков.

Действовавшая ранее модель надзора себя исчерпала: зачастую ретроспективный анализ информации, получаемой в ходе инспекционных проверок, не позволял своевременно реализовывать меры надзорного реагирования. Создание Службы анализа рисков, в которой наращиваются компетенции по анализу кредитного и рыночного рисков кредитных организаций на регулярной поточной основе, позволит в перспективе идентифицировать возникающие риски в режиме реального времени. Централизация процесса и единые стандарты оценки активов, сделок, операций кредитных организаций позволят увеличить скорость и повысить качество анализа, а также обеспечат единую оценку финансового положения заемщиков на балансах различных кредитных организаций за счет внедрения современной единой ИТ-системы и хранилища данных, аккумулирующих информацию обо всех сделках и операциях банков.

Советом директоров ЦБ РФ 16.12.2016 г. принято решение о создании с 1.03.2017 г. в центральном аппарате ЦБ РФ Службы текущего банковского надзора с поэтапной передачей указанному подразделению в течение 2017 - 2018 гг. функций надзора за кредитными организациями от территориальных учреждений ЦБ РФ.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности»// СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (с изменениями от 29.07.2017 г.) »// СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 № 177-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

4. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

5. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ

6. Инструкция Банка России от 5.12.2013 г. № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)»//www.garant.ru

7. Щербакова Н.В., Сафаров А.А. Система мер воздействия Банка России при осуществлении банковского надзора. // Новый университет. Экономика и право. - 2016 - №2(60) - С. 28.

8. http://www.cbr.ru - официального сайта ЦБ РФ

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ