Методы ценообразования, балловый метод, метод БОФа

Быстров О.Ф.,
доктор экономических наук, профессор;
Мусатов Д.В.,
магистрант;
Сакрюкин Е.В.,
магистрант,
кафедра логистики и управления транспортными системами,
Российский университет транспорта, г. Москва
2018 / Economics

Аннотация: в условиях глобализации экономики, когда продажа повсеместна и постоянна, значение цены нельзя преуменьшать. В условиях рыночной конкуренции, ценовая политика играет одну из важнейших ролей для успешной деятельности организации, что заставляет производителей товаров (услуг) формировать цены, учитывая множество факторов рынка. Для формирования цены на продукт (услугу) используют методы ценообразования, которые могут опираться на издержки, цены конкурентов, особенности товара (услуги), критериальные оценки и другие факторы.

Цена как аспект торговли начинает формироваться в период развития обмена. С течением времени и появлением стоимостного эквивалента, а также новых экономических систем, цена эволюционировала и приобретала новые свойства. Вследствие этого цена стала неотъемлемой частью рыночных отношений.

Цена - это экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются главным образом через рынок [3, 41 с.].

В системе рыночных отношений цена является как индикатором, отражающим ценность товара, так и маркетинговым регулятором рынка. На данный момент цена является одним из ключевых параметров конкурентоспособности, так как неправильно разработанная и некорректно используемая ценовая политика может привести не только к потерям прибыли, но и к банкротству. Именно поэтому необходимо взвешенно подходить к ценообразованию.

Ценообразование - это процесс формирования цен, для установления окончательной цены в зависимости от оценки издержек на создание продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Ценообразование строится на формировании стратегий ценообразования, которые создаются и реализуются в зависимости от условий рынка, давления конкурентов, себестоимости продукции, особенностей производимых товаров (услуг), а также других факторов.

Для организации успешной ценовой политики был разработан ряд методов ценообразования. Методология ценообразования — это совокупность общих правил, принципов и методов, направленных на разработку концепций ценообразования, определение и обоснование целей, формирование систем цен, управление ценообразованием [3, 140 с.].

Применяемые методы ценообразования можно распределить по трём группам:

  • Методы основанные на издержках производства;
  • Методы, ориентированные на качество и потребительские свойства товара;
  • Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции;

Для формирования корректной цены на новое изделие на рынке предлагается использовать совокупность балльного метода и метода БОФа.

Балловый метод - применяется по тем товарам и товарным группам, чьи потребительские свойства не поддаются (или сложно поддаются) непосредственному количественному измерению и вследствие этого не имеют определённых числовых показателей качества.

формула Балловый метод

Где: Цн, Цб - цена нового или базового изделия соответственно, руб.;
Бб1, Бб1 -базовая оценка i-го качественного параметра соответственного по базовому и новому изделию.

Именно таким примером является услуги (комфорт, сервис, эргономика и другое). Если оцениваемые параметры не равнозначные, то в расчёт вводятся показатели значимости, каждого параметра в долях единицы.

формула цена нового или базового изделия

Где: Бб - баллы по качественным параметрам базового изделия;
Бн - баллы по качественным параметрам нового изделия;
Yi - коэффициент весомости i-го качественного параметра в долях единицы;
n - количество оцениваемых параметров.

Метод БОФа предполагает сравнительною оценку изделий присутствующих на рынке (изделий конкурентов) и изделий, входящих на рынок (собственных) по множественным критериям.

При выводе нового изделия на рынок оно сравнивается с изделием аналогом, присутствующем на рынке, по пяти показателям. Для каждого показателя устанавливаются коэффициенты в зависимости от важности показателя. На основе экспертных оценок, базовому и новому изделию/услуге выставляются оценки каждого показателя от 0 до 100. Оценка свойств сравниваемых изделий дана в таблице 1.

Таблица 1. Оценка свойств сравниваемых изделий

Показатели Весовые коэффициенты (Yi) Базовое изделие Новое изделие
Качество W1 0,4 93 82
Удобство использования W2 0,1 75 61
Технические параметры W3 0,25 79 82
Дизайн W4 0,05 73 48
Долговечность W5 0,2 48 55

Воспользуемся формулой баллового метода:

формула баллового метода

Ответ: стоимость нового изделия составляет 73,08 долларов. Далее производится оценка стоимости изделия с использованием метода БОФа. Метод БОФа (классическая процедура): 1. Ранжируем показателей по важности (таб. 2).

Таблица 2. Ранги показателей

Показатели Ранги показателей
Качество W1 1
Удобство использования W2 4
Технические параметры W3 2
Дизайн W4 5
Долговечность W5 3

2. Рассчитываем весовые коэффициенты показателей (таб. 3)

формула весовые коэффициенты показателей

Таблица 3. Весовые коэффициенты показателей

Показатели Весовой коэффициент показателей
Качество W1 1
Удобство использования W2 0,4
Технические параметры W3 0,8
Дизайн W4 0,2
Долговечность W5 0,6

3. Нормируем весовые коэффициенты показателей (таб. 4).

Таблица 4. Нормированные весовые коэффициенты

Показатели Нормированные весовые коэффициенты показатели
Качество W1 0,333
Удобство использования W2 0,133
Технические параметры W3 0,267
Дизайн W4 0,067
Долговечность W5 0,200

4. Ранжируем варианты изделий по каждому показателю (таб. 5).

Таблица 5. Ранги показателей по каждому изделию

Показатели Базовое изделие Новое изделие
Качество W1 1 2
Удобство использования W2 1 2
Технические параметры W3 2 1
Дизайн W4 1 2
Долговечность W5 2 1

5. Рассчитываем весовые коэффициенты вариантов по каждому показатели (таб. 6).

формула  весовые коэффициенты вариантов

Показатели Базовое изделие Новое изделие
Качество W1 1 0,5
Удобство использования W2 1 0,5
Технические параметры W3 0,5 1
Дизайн W4 1 0,5
Долговечность W5 0,5 1

6. Нормируем весовые коэффициенты вариантов по каждому показателю (таб. 7).

Таблица 7. Нормированные весовые коэффициенты показателей изделий

Показатели Базовое изделие Новое изделие
Качество W1 0,667 0,333
Удобство использования W2 0,667 0,333
Технические параметры W3 0,333 0,667
Дизайн W4 0,667 0,333
Долговечность W5 0,333 0,667

7. Рассчитываем значение обобщённого показателя, для каждого варианта (используются таблицы 4 и 7)

ОД = 0,333 * 0,667 + 0,133 * 0,667 + 0,267 * 0,333 + 0,067 * 0,667 + 0,2 * 0,333 = 0,511

ОП2 = 0,333 * 0,333 + 0,133 * 0,333 + 0,267 * 0,667 + 0,067 * 0,333 + 0,2 * 0,667 = 0,489

8. Рассчитываем относительный показатель координации для второго варианта: ОПКВ2 = 0,489 / 0,511 = 0,96

9. Рассчитываем цену нового изделия. Рот = 78 х 0,96 = 74,61 $

Результаты по двум методам не совпали, и отличаются на 1,53 доллара. Метод БОФа (бальное оценивание вариантов по параметрам показателя) 1. Оцениваем каждый показатель в баллах (таб. 8).

Таблица 8. Оценки вариантов по показателям в баллах

Показатели Базовое изделие Новое изделие Сумма
Качество W1 93 82 175
Удобство использования W2 75 61 136
Технические параметры W3 79 82 161
Дизайн W4 73 48 121
Долговечность W5 48 55 103

1. Определяем нормированные весовые коэффициенты вариантов по каждому показателю (таб.9).

Таблица 9. Нормированные показатели каждого изделия

Показатели Базовое изделие Новое изделие
Качество W1 0,531 0,469
Удобство использования W2 0,551 0,449
Технические параметры W3 0,491 0,509
Дизайн W4 0,603 0,397
Долговечность W5 0,466 0,534

3. Рассчитываем значение обобщённого показателя, для каждого варианта (используются таблицы 4 и 9)

ОП1 = 0,333 * 0,531 + 0,133 * 0,551 + 0,491 * 0,333 + 0,067 * 0,603 + 0,2 * 0,466 = 0,515

ОП2 = 0,333 * 0,469 + 0,133 * 0,449 + 0,267 * 0,509 + 0,067 * 0,397 + 0,2 * 0,534 = 0,485

4. Рассчитываем относительный показатель координации для второго варианта: ОПКВ2 = 0,485 / 0,515 = 0,94

5. Рассчитываем цену нового изделия: Рот = 78 х 0,94 = 73,47 $

6. Объединим результаты всех трёх методов и найдём среднюю геометрическую простую 3-х цен:

Рот = V 73,08 + 74,61 + 73,47 = 73,72 $

Ответ: оптимальная цена на новое изделие составляет 73,72 доллара.

На основе приведённой задачи можно сделать вывод, что совокупность данных методов может применяться для различных товаров (услуг) и различного числа показателей, с целью формирования цены на товар (услугу).

Список литературы

1. Быстров О.Ф. Метод БОФа в экономике и менеджменте Издательство: "Palmarium Academic Publishing", 2013. С. 96.

2. Быстров О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации [Текст]: монография / О.Ф. Быстров, В.Я. Поздняков, В.М. Прудников, В.В. Перцов, С.В. Казаков. М.: ИНФРА-М, 2014. 360 с. ISBN: 978-5-16-003075-3.

3. Замураева Л.Е. Ценообразование: учеб. пособие / Л.Е. Замураева. 3-е изд., перераб. М.: Флинта: Наука, 2010. 336 с.

4. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. 320 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ