Может ли гудвилл увеличить прибыльность компании?

Аверьяскина А.С.
Аспирант-стажер кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Научный руководитель:
Сурикова Е.А.,
кандидат экономических наук, доцент.
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск
2016 / Актуальные вопросы экономических наук

В работе проведена сравнительная характеристика оценки и учета гудвилла в России и за рубежом. Рассмотрен современный подход к тестированию гудвилла на основе единицы генерирующей денежные средства и универсальный метод оценки гудвилла - метод избыточных прибылей.

В Российской Федерации ведение бухгалтерского учета, осуществляется на основе Федерального закона «О бухгалтерском учете». Формирование бухгалтерской отчетности происходит в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. На Западе используют для составления отчетности собственные стандарты финансовой отчётности. Опираясь на мировую практику, Россия постепенно перенимает опыт развитых стран. В Российском учете появляются новые термины, практикующиеся Западными странами давно и успешно. Одним из таких терминов является «гудвилл».

Родоначальником термина «гудвилл» являются США. Гудвилл означал определенную ценность деловых отношений, которые в будущем способствуют увеличению прибыли. В гражданском кодексе РФ и положениях по бухгалтерскому учету гудвилл интерпретируется как «деловая репутация». На Западе гудвилл имеет более широкий смысл. К гудвилл можно отнести: опыт, навыки знания сотрудников и руководителей, деловые связи установленные в организации, репутацию, клиентскую базу, стратегическое расположение фирмы и другие активы, которые долгие годы работают на компанию и в будущем вносят значительный вклад в увеличении как стоимости компании, так и ее прибыли.

Компании стремятся увеличить свою стоимость, гудвилл играет в этом немаловажную роль. Гудвилл может быть положительным и отрицательным. Положительный гудвилл увеличивает стоимость компании, ее репутацию, привлекательность для инвесторов и.т.д. Отрицательный гудвилл показывает несоответствие продажной стоимости компании и стоимости ее чистых активов в связи с недооценкой или недоверием со стороны контрагентов.

В России гудвилл менее распространен, чем в западных странах в силу не проработанности учета в бухгалтерской составляющей, а также достаточно трудоёмкой работы по оценке гудвилла. Ошибочный расчет, а соответственно и результат, который будет показан в отчетности может повлечь за собой административную ответственность, поэтому большинство российских компаний во избежание подобных ситуаций не учитывают роль гудвилла в деятельности своих компаний [1].

Более 83 стран формирующих отчетность в соответствии с МСФО учитывают гудвилл по МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса», заменивший МСФО (IAS) 22 «Объединение компаний» с 31 марта 2004 года. Название МСФО 3 свидетельствует о признание и оценке гудвилла в связи с объединением бизнеса. МСФО 3 имеет более широкий смысл, признавая гудвилл и с точки зрения дохода от покупки или продажи бизнеса.

В соответствии с МСФО 38 «Нематериальные активы» внутренне созданный гудвилл не признается нематериальным активом. МСФО 38 требует от нематериальных активов идентификации позволяющей отличать их от гудвилла. Требования МСФО 38 предусматривают два основных разграничения нематериальных активов и гудвилла: обособленное отделение нематериального актива от организации, например продажи, а также нематериальный актив должен являться результатом договорных или иных юридических прав. Активы неудовлетворяющие данным требованиям могут относиться к гудвиллу. Таким образом МСФО 38 признает не возможность гудвилла к индивидуальной идентификации, а также признанию отдельно от бизнеса.

В РФ гудвилл учитывают, как нематериальный актив в соответствии с ПБУ 14/2007. В ПБУ 14 в одном из пунктов признания объекта нематериальным активном оговаривается его возможность идентификации. Разница МСФО 38 и ПБУ 14 в том, что в ПБУ 14 идентификация объекта проходит с оговоркой «возможна», в МСФО объект должен быть идентифицирован в обязательном порядке или он не будет отнесен к нематериальным активам [2].

Еще одним немаловажным вопросом является амортизация гудвилла. Долгое время большинство стран амортизировали гудвилл, однако, сложность и субъективность при определении сроков амортизации всегда вызывала и вызывает множество критики. В таких странах как Испания, Италия Нидерланды средний срок амортизации считали за 5-10 лет. В Швеции амортизация гудвилла могла затягиваться до 40 лет. Существует более современный метод учета гудвилла, при котором гудвилл не подвергается амортизации, а тестируется на обесценение в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» ежегодно или чаще. Ежегодное тестирование обязательно вне зависимости от наличия признаков обесценения.

В соответствии с МСФО (IAS) 36 ЕГДС тестирование гудвилла определяется как разность возмещаемой стоимости приобретенного гудвилла к его балансовой стоимости. Возмещаемая стоимость приобретенного гудвилла равна справедливой стоимости актива за вычетом расходов на продажу и ценности его использования. Справедливая стоимость актива это чистая продажная цена, а ценность использования гудвилла это дисконтированная стоимость будущих доходов.

Сложность заключается в определении возмещаемой стоимости приобретенного гудвилла. Определить возмещаемую стоимость гудвилла невозможно, так как гудвилл не отделим от организации и связан с другими активами. Для решения данной проблемы МСФО (IAS) 36 ввело понятие единицы, генерирующей денежные средства. Данное понятие включает в себя выделение наименьшей группы активов, способных независимо от других активов генерировать определенный денежный поток. За генерирующую единицу может быть принята как часть бизнеса, так и весь бизнес.

Тестирование гудвилла производится на основе выделенных единиц. Тестирование не изменило своей основы и определяется аналогично вышеизложенному материалу. Изменения затронули лишь возмещаемую стоимость гудвилла, которая оценивается исходя их группы выделенных активов входящих в ЕГДС.

Если в результате тестирования гудвилла возмещаемая стоимость единицы больше балансовой стоимости, то обесценение гудвилла не будет признано. Если балансовая стоимость единицы больше возмещаемой стоимости, то компанией признается убыток, который распределяется пропорционально балансовой стоимости всех активов входящих в группу ЕГДС.

В РФ в соответствии с ПБУ 14/2007 деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет. Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом, так как остальные методы амортизационных отчислений применить весьма сложно. Отрицательная деловая репутация относится к финансовым результатам компании, как прочие доходы и расходы [3].

По мимо учета и амортизации гудвилла, необходимо первоначально оценить его стоимость. Методов оценки гудвилла достаточно много, но как показывает практика в большинстве случаев для оценки стоимости гудвилла используется метод избыточных прибылей.

В зарубежной литературе можно встретить другое название метода избыточных прибылей, а именно как «казначейский» метод. Впервые данный метод использовался в Меморандуме Казначейства США для подсчета гудвилла, как разницу в стоимости, которую обнаружили производители алкогольной продукции в своей компании во время Сухого закона в 1920 году.

Для определения стоимости гудвилла методом избыточных прибылей необходимо определить и рассчитать следующие показатели:

  1. Необходимо определить стоимость всех активов предприятия или стоимость собственного капитала. Как правило, данные стоимости определяются посредством сравнительного анализа основанного на рыночной стоимости.
  2. Данные отчетности организации подвергаются корректировке после которой должна быть получена нормализованная чистая прибыль. Первый и второй пункты, представленные выше носят универсальный характер, отличие их лишь в выборе метода расчета показателей для получения конечного результата. Конечный результат должен одинаково достоверно отражать деятельность предприятия вне зависимости от выбранного метода расчёта показателей.
  3. С учетом отраслевой специфики предприятий необходимо определить среднеотраслевой показатель рентабельности активов или собственного капитала. В числителе при подсчете рентабельности должна стоять нормализованная чистая прибыль. Как правило, для получения более точных результатов данные компании исследуются за несколько временных промежутков для получения динамики и выявления зависимости компании от внешних колебаний.
  4. На основе полученных результатов определяется ожидаемая прибыль. Ожидаемая прибыль рассчитывается путем умножения среднеотраслевой рентабельности на величину активов или собственного капитала. Это обратная формула, применяемая при расчете рентабельности, в силу того что необходимо получить ожидаемую чистую прибыль.
  5. На основе полученной ожидаемой прибыли рассчитывается избыточная прибыль, к которой приписывают влияние гудвилла. Избыточная прибыль рассчитывается как разница между фактической чистой прибылью и уровнем прибыли определенной на основе среднеотраслевой доходности.
  6. Заключительным этапом является расчет стоимости гудвилла, который определяется как отношение избыточной прибыли к коэффициенту капитализации. Коэффициент капитализации выводится организацией на основе рассчитанной ставки капитализации с учетом ставки дисконта денежного потока и ставки дисконта чистой прибыли. Если рассматривать, избыточные прибыли за определенные промежутки времени с учетом их возможной относительной стабильности, то можно капитализировать поток этих прибылей и получить оценку рыночной стоимости капитала, которая и будет отражением гудвилла. Данный расчет можно отождествить с учетом доходов будущих периодов, которые рассматриваются в совокупности с третьим разделом бухгалтерского баланса, куда и будет произведена капитализация.

Таким образом метод оценки гудвилла на основе избыточных прибылей можно определить, как оценку гудвилла с позиции брендирования организации, который помогает предприятию извлекать больше прибыли по сравнению с положением, если бы организация предоставляла рынку небренди-рованный продукт.

Зарубежные компании основную роль отводят бренду компании, где гудвилл является составной частью общей системы бренда компании. Например, удельный вес бренда компании «Coca-cola» составляет 59 % от общей стоимости компании, бренд компании «Disney» составляет 61 %, бренд «McDonald's» составляет 64 %.

При продаже компании положительный гудвилл позволит увеличить стоимость компании. Как показывает практика, гудвилл играет немаловажную роль при продаже компании. Одним из ярких примеров оценки гудвилл, является ОАО «Белтрансгаз» гудвилл, которого ОАО «Газпром» оценил в 44 млрд. 3 млн. руб. 100 % акций «Белтрансгаза» «Газпром» приобрел за 112 млрд. 605 млн. руб., при этом справедливая стоимость чистых активов «Белтрансгаза» составила 68 млрд. 602 млн. руб.

Современная экономика располагает методиками позволяющими оценить гудвилл и учесть его в отчетности организации. Положительный гудвилл позволит компании увеличить не только ее стоимость, но и сделать более привлекательной для инвесторов. Привлечение инвестиций позволит развиваться компании эффективнее, а также позволит увеличить финансовую устойчивость и сохранить преимущество перед конкурентами.

Список литературы:

1. Медведев М.Ю. IAS 1 «Представление финансовой отчетности». МСФО. Переводы на человеческий. - М.: ДМК Пресс, 2013. - 137 c.

2. Медведев М.Ю. ПБУ 1-22: разъяснения к Положениям по бухгалтерскому учету. - М.: Рид Групп, 2011. - 384 с.

3. Теплова Т.В. Эффективный финансовый директор: учеб.-практ. пособие - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - 507 с.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ