Налоговые проверки в системе налогового контроля

С.С. Хасанова, канд. экон. наук, доцент
Э.И. Алиева, аспирант
З.М. Межидов, магистрант
Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
Экономика и бизнес: теория и практика
№12-3 2019

Аннотация. В настоящее время основное место в системе государственного контроля занимает налоговый контроль, так как в рыночной экономике основным фискальным и регулирующим инструментом является налоговая система. Однако, в России налоговый контроль имеет узкое направление - выявление определенных налоговых правонарушений и привлечение недобросовестных налогоплательщиков к налоговой ответственности, что приводит к необходимости формирования эффективной налоговой системы с твердой и ясной правовой основой, облегчающей реализацию налогового контроля, что опосредует эффективности всей налоговой системы и повышение доверия к ней налогоплательщиков.

Повышение уровня жизни в стране, создание комфортных условий для проживания и инфраструктуры требует денежных средств, источником которых являются юридические и физические лица. Пополняется государственная казна в основном путем взимания налогов на безвозмездной и обязательной принудительной основе с каждого налогоплательщика. Некоторые налогоплательщики обходят стороной данный закон, уклоняясь от уплаты налогов путем занижения своей налоговой базы или просто сокрытия ее, что в свою очередь является крупным налоговым правонарушением.

Функционирование государства во многом зависит от налоговых поступлений, именно поэтому так важно, чтобы каждый налогоплательщик осознавал необходимость налоговых выплат. Однако надеяться на добропорядочное исполнение этой обязанности не приходится, поэтому налоговый контроль является важнейшим инструментом обеспечения налогообложения в полном объеме.

В рамках системы налогового администрирования, включающей в себя налоговый контроль, осуществляется государственное управление налоговыми отношениями. Тем самым налоговый контроль выступает центральным звеном системы налогового администрирования, за счет его фискальной и регулирующей направленности.

Налоговый контроль представляет собой действия уполномоченных органов, направленных на соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства.

Одним из способов осуществления налогового контроля являются налоговые проверки наряду с другими, предусмотренными НК РФ процедурами (объяснения, проверка данных учета и отчетности, осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий).

Существует несколько видов налоговых проверок (рис.).

Виды налоговых проверок

Рисунок. Виды налоговых проверок [1]

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  1. место проведения - территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  2. срок проверки - не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях - до 6 мес.);
  3. период проверки - не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения - в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки - не более 3 месяцев;
  • период проверки - отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Основной целью налоговой проверки является противодействие уходу от налогов налогоплательщиками и обеспечение постоянного поступления дохода в бюджет. Кроме того, ее задачей стоит не только пресечение уже существующих правонарушений и наказания за них, но и предупреждение налоговых преступлений. Это одна из самых важных частей налогового контроля в Российской Федерации, поскольку путем поступления налогов в бюджет формируется финансовая основа института государства.

Но при всей видимой благополучной исполнимости налоговая система имеет ряд недостатков и противоречий. Виной тому могут быть очень частые изменения в налоговом законодательстве, многочисленные правки в котором противоречат друг другу [2].

Как отмечают О.В. Врублевская и М.В. Романовский, «принятие каждого налогового закона в Государственной Думе сопровождается серьезной закулисной борьбой и лоббированием интересов отдельных отраслевых комплексов и социальных групп». К примеру, глава 21 НК РФ не предусматривает в качестве налогоплательщика по НДС органы местного самоуправления при реализации муниципального имущества. Так, согласно статье 161 НК РФ, при реализации государственного имущества, составляющего казну РФ, а также муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, налоговая база определяется отдельно при каждой операции по реализации указанного имущества; в этом случае налог уплачивают налоговые агенты. Налоговые органы своими решениями доначисляют НДС органам местного самоуправления в отношении операций по реализации муниципального имущества физическим лицам, что по мнению муниципальных органов не отвечает предписанным законом требованиям. Такие споры нередко приводят стороны в суд [3].

Подобные ситуации служат примером тому, к каким последствиям приводит несогласованность некоторых статей - из-за несовершенства законодательной базы налогоплательщики несут убытки. Это ведет к низкой эффективности всей налоговой системы и понижению доверия к ней налогоплательщиками. Неясная формулировка налоговых норм ведет к их неоднозначной оценке налогоплательщиками, что в свою очередь влечет уклонение от уплаты обязательных платежей. Парадокс - стремление совершенствовать налоговое законодательство с целью увеличения государственного бюджета приводит к конфликтной ситуации между положениями кодекса и непониманию их налогоплательщиками, что и не дает налоговой системе полноценно функционировать, создавая столкновения интересов из-за своей противоречивости, и действовать как отточенный механизм.

Недостаточная налоговая грамотность налогоплательщика в вопросах «какие налоги я должен платить», «кому я должен платить налоги» и «почему я должен платить налоги» значительно затрудняет осуществление налогового контроля в Российской Федерации и, как следствие, само налоговое администрирование. В этом и есть, самая главная проблема налоговой системы - ее недостаточно твердая и ясная правовая основа, создающая проблемы в осуществлении налогового администрирования и затрудняющая реализацию налогового контроля. Это опосредует необходимость формирования эффективной налоговой системы, которая будет учитывать интересы налогоплательщиков и налоговых органов [4].

Библиографический список

1. Дзагоева М.Р., Кайтмазов В.А., Доева Д.Т. Оценка эффективности организации налогового контроля // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №2-1 (67). - С. 1076-1080.

2. Пономарев А.И. Налоги и налоговое администрирование в Российской федерации: учеб. пособие / А.И. Пономарев, Т.В. Игнатова, М.Л. Богатырев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 392 с.

3. Поролло Е.В., Казаков В.В. Налоговый контроль и налоговое администрирование в системе принципов эффективного и ответственного управления // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - №320. - С. 172-175.

4. Селезнева И.А., Таучелова М.И., Гасиева З.П. Мероприятия по повышению результативности выездных налоговых проверок // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2018. - №4. - С. 47-56.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ