Направления налоговой политики государства

Кузнецов Леонид Дмитриевич,
кандидат юридических наук,
профессор кафедры административного права,
Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя,
leonkuzn@mail.ru
2018 / Юридическая наука

В данной статье рассматриваются направления налоговой политики России на 2019 год и последующие два года, необходимость её совершенствования. От проводимой налоговой политики зависит состояние отечественной экономики. С помощью налоговой политики государству предстоит выполнить основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Названные задачи будут реализованы путем внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Налогоплательщики изучают информацию о нововведениях в области налоговой политики и готовятся к предстоящим переменам.

В России на каждые три года разрабатываются прогнозные документы о налоговой политике. Так, в июле 2018 года Минфином России был подготовлен перечень мероприятий на трёхлетний период, которые планируется провести с 2019 по 2020 годы. С помощью налоговой политики государству предстоит выполнить основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Названные задачи будут реализованы путем внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. В настоящее время налогоплательщики изучают информацию о нововведениях в области налоговой политики и готовятся к предстоящим переменам. Частично планы по решению задач, названных в прошлых периодах уже реализованы. В Налоговый кодекс РФ внесены соответствующие изменения. Однако при формировании налоговой политики на 2019 - 2020 годы предстоит ещё решить новый комплекс задач по стимулированию деловой активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости казны.

Приоритетами в области налоговой политики государства являются: создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к названному времени налогового бремени. Основные направления налоговой политики составлялись с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач. Основные направления налоговой политики позволяют налогоплательщикам определить свою деятельность с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период.

Следует отметить, что готовились основные направления налоговой политики государства с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый 2019 год и последующий двухлетний плановый период. Указанные направления не являются нормативным правовым актом, но являются основанием для подготовки проектов изменений в налоговое законодательство. Кроме того, основные направления налоговой политики позволяют налогоплательщикам определить свои бизнес-планы с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что повышает определенность условий ведения предпринимательской деятельности.

Полагаем, что налоговая политика должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России и низкие цены на нефть. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы страны. При подготовке основных направлений налоговой политики были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, в котором были определены на ближайшие 6 лет национальные цели развития во всех сферах общественной жизни.

В силу сложившихся обстоятельств налоговая нагрузка на налогоплательщиков с 2019 года будет возрастать. Она представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране, планирования проверочных налоговых мероприятий и прогнозов деятельности налогоплательщиков. Стала одним из оценочных критериев при принятии решения о проведении выездных налоговых проверок. Вероятно, налоговая система России в ближайшей перспективе претерпит серьёзные изменения.

Основные направления налоговой политики по видам налогов на следующие 3 года:

по налогу на добавленную стоимость (НДС): с 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ повышается ставка налога с 18% до 20 %. Льготные ставки 0 % и 10% не изменятся1.  Исходя из этого налогоплательщикам следует уточнить условия договоров на 2019 год и обновить электронные программы по учету НДС. Несомненно, появятся сложности по исчислению НДС в переходный период, так как часть счетов-фактур осталась со «старым» НДС, а часть следует формировать с новым НДС. Однако повышение НДС с 18 до 20% не затронет малый бизнес.

1 https://www.rnk.ru/article/216252-izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-1-yanvarya-2019-goda

Упрощается возмещение НДС после введения в действие Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Совокупная сумма налогов за 3 предшествующих года (дающая право на заявительный порядок (ускоренный порядок) возмещения НДС) снижается с 7 миллиардов рублей до 2 миллиардов рублей. Это послабление в отношении требований к сумме налоговых отчислений в бюджет касается и поручителей. Кроме того, предел обязательств по договорам поручительства также увеличится с 20 до 50% от стоимости чистых активов юридического лица2.

2 http://online-buhuchet.ru/vozmeshhenie-nds-v-zayavitelnom-poryadke-stanovitsya-dostupnee/

На основании Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ срок камеральной проверки по НДС снизится с 3 до 2 месяцев. Право на продление камеральной проверки у налоговых органов до 3 месяцев сохраняется при условии, если у них есть претензии по документам.

по налогу на прибыль: в соответствии со статьёй 284 Налогового кодекса РФ (вплоть до 2024 года) налогоплательщики будут рассчитывать налог по ставкам, действующим в 2018 году. Эта ставка равна 20%, из них: 3% налогоплательщики перечисляют в федеральный бюджет, 17% -перечисляют в бюджет субъекта РФ. Доходы с дивидендов будут облагаться также, как и раньше по ставке 0% или 13%, в зависимости от доли компании в уставном капитале источника дивидендов. Иностранные компании платят налог с дивидендов по ставке 15%. Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам старше трех лет облагаются по ставке 9%. Причем налог полностью перечисляется в федеральный бюджет. По ставке 15% облагаются доходы по целому ряду ценных бумаг. А по российским ценным бумагам, учитываемым на счетах депо3 у иностранных держателей, доход облагается по ставке 30%4.

3 На счете депо учитываются права на ценные бумаги, принадлежащие депоненту.

4 https://www.rnk.ru/article/216012-nalog-na-pribyl-v-2019-godu-novye-stavki-tablitsa

Для реорганизованных компаний предлагается разработать точный механизм отражения в учете операций, чтобы избежать неправомерной оптимизации налогов.

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации до 1 января 2018 года, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019 - 2022 годов5.

5 https://www.mk.ru/article/216252-izrrieneniya-v-nalogovorri-zakonodatelstve-s-1-yanvarya-2019-goda

по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ): в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 №232-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополняется статьёй 45.1. «Единый налоговый платеж физического лица». С 1 января 2019 года «единый налоговый платеж физического лица будет перечисляться в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика - физического лица, а при отсутствии у налогоплательщика - физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества. Единым налоговым платежом физического лица будут признаваться денежные средства, добровольно перечисляемые в счёт исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц6

6 статья 45.1. Налоговый кодекс Российской Федерации

С 1 января 2019 года вырастет федеральный минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Он будет равен прожиточному минимуму трудоспособного населения в целом по России за 2 квартал

2018  года — 11 280 рублей. Это следует из положений Федерального закона от 28.12.17 № 421-ФЗ. Таким образом, повышение минимального размера оплаты труда с 2019 года произойдет на 117 руб. Мы знаем, что МРОТ прямым образом влияет на уровень заработной платы трудящихся граждан, а зарплата является налогооблагаемым доходом, с которого удерживается подоходный налог.

На основании Федерального закона от 30.10.2018 № 381-ФЗ. От НДФЛ будет освобождаться полевое довольствие в сумме 700 рублей. В настоящее время налог не удерживается с сумм, установленных организациями самостоятельно.

по налогу на имущество юридических лиц: с 2019 согласно Федеральному закону от 03.08.2018 №302-ФЗ движимое имущество перестало быть объектом налогообложения1. Следовательно налогом на имущество юридических лиц стало облагаться только недвижимое имущество.

1 https://www.gazeta-unp.ru/articles/52235-izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-1-yanvarya-2019-goda-v-rossii?from=PW_Timer_reg_articles_yandex&ustp=W

Приказом ФНС России от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@ утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1152026) и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1152028).

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ установлены новые основания для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости. С 1 января 2019 года такими основаниями будут являться:

  1. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения;
  2. Изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  3. Пересмотр кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда;
  4. Изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

по государственной пошлине: в соответствии с Федеральным законом от 29.07.18 № 234-ФЗ от уплаты государственной пошлины освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, в форме электронных документов. Таким образом указанные лица смогут сэкономить на госпошлине за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, если подадут на регистрацию документы в электронной форме.

по страховым взносам: с 1 января 2019 года пенсионный тариф закреплен на уровне 22% бессрочно. Основанием является Федеральный закон от 03.08.2018 № 306-ФЗ. Облагаемая база по взносам в 2019 году не изменится, однако общий размер страховых взносов в 2019 году составит 30 процентов. Если рассмотреть подробно, то: 22 процента составят взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, не превышающих предельную базу для начисления взносов, плюс 10 процентов с выплат сверх базы; 5,1 процента составят взносы на обязательное медицинское страхование, предельной величины выплат нет и 2,9 процентов составят выплаты на обязательное социальное страхование с выплат в пределах лимита, платежей сверх лимита нет.

Большинство организаций и индивидуальных предпринимателей в 2019 года будут применять общий тариф 30 процентов, в связи с тем, что льготный переходный период уплаты взносов закончился. Уплата взносов по ставке 20 процентов (пониженной ставке) сохранилась для некоммерческих и благотворительных организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН). Указанной льготой эти организации могут пользоваться по 2024 год включительно.

по патентной системе налогообложения: в 2019 году для предпринимателей планируется расширение списка видов деятельности, в отношении которых можно применять патентную систему налогообложения. Субъектам федерации предоставлено право устанавливать ограничения для применения патента на своих территориях. Под ограничения попадают: число объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общая площадь; число автотранспортных средств и судов водного транспорта; площадь сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков2.

2 https://www.rnk.ru/article/216252-izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-1-yanvarya-2019-goda

В 2019 году увеличится коэффициент-дефлятор  для индивидуальных предпринимателей (ИП). Он составит сумму - 1,518 рублей.

3 коэффициент-дефлятор ежегодно устанавливает Минэкономразвития России на следующий календарный год. Коэффициент учитывает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в предшествующем периоде.

При базовом значении максимально возможного годового дохода ИП в 1 млн. рублей, надо полагать, максимальная сумма потенциально возможного годового дохода для патентного бизнеса составит примерно 1,518 млн. рублей (1 млн. руб. * 1,518). Максимальная стоимость патента на месяц в 2019 году составит 7590 рублей (1,518 млн. руб. * 6%: 12 мес.), при ставке - 6%. Однако региональные власти могут увеличить размер потенциально возможного годового дохода для отдельных видов деятельности в три, пять и даже в 10 раз на основании пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ1.

1 https://buhguru.com

В 2019 году будет предоставлена возможность получения одного патента на несколько видов деятельности. Также планируется адаптация системы для самозанятых граждан. Для лиц, применяющих патентную систему налогообложения с 1 июля 2019 года введена обязательная установка онлайн-касс.

по акцизам: Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 301-ФЗ установлены повышенные ставки акцизов. С 1 января 2019 года на 1/3 вырастут акцизы на топливо. Существенно вырастут акцизы на сигареты и алкоголь. Также с 1 января 2019 года планируется установить единую ставку акциза на вина и шампанские вина, производимые на территории России и привозные. К подакцизным товарам предлагается отнести виноград, используемый при производстве вина. Производители, использующие в качестве сырья виноград собственного производства, будут иметь налоговые вычеты. Будут приравнены к вину винные напитки, не содержащие этилового спирта. Повысится ставка акциза на эти напитки. Она будет приравнена к ставке на вина шампанские. Отечественные производители парфюмерии и косметики с 2019 года начнут уплачивать акциз за используемый в продукции спирт.

по единому налогу на вменённый доход (ЕНВД): с 2019 года этот налог увеличится в связи с утверждением нового коэффицента - дифлятора, необходимого для исчисления и уплаты налога на вменённый доход. Коэффициент-дефлятор по ЕНВД на 2019 год установлен в размере 1,915 руб. По сравнению с предыдущим значением 2017 года (1,868) он вырос на 2,5%.

налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ): в 2018 году руководством страны одобрен вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Его содержание заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья: на основании Федерального закона от 19.07. 2018 года №199-ФЗ с 1 января 2019 года вводится новый вид налога (глава 25.4 НК РФ). Налогоплательщиками налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья признаются организации, являющиеся пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и предусматривающих в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр.

Этот налог будет касаться четырех типов месторождений - новых месторождений в Восточной Сибири и Западной Сибири, некоторых истощенных месторождений в Западной Сибири и месторождений, которые извлекают выгоду из снижения экспортных пошлин.

Нефтяные компании в настоящее время платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины. Указанные налоги взимаются с выручки компаний. Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на добавленный доход от добычи углеводородного сырья. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Переход на эту систему носит добровольный характер2.

2 https://www.rbc.ru/politics/23/11/2017/5a16ae6a9a79479caf12fb40

Новая глава 25.4 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности расчета, исчисления и уплаты налога на дополнительный доход, а также определяет фискальные условия добычи углеводородного сырья с учетом разработки месторождений.

экологический налог: этот налог будет введен в 2020 году. Он должен заменить действующие платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение. Таким образом, существующие в настоящее время неналоговые платежи, регулируемые природоохранным законодательством, обладают признаками налога, в связи с чем могут быть включены в Налоговый кодекс РФ новой главой.

Основополагающим принципом любых возможных реформ и мер по настройке налоговой системы является принцип фискальной нейтральности - то есть сохранения действующего уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что основные изменения налогового законодательства установлены федеральными законами. Вышеназванные изменения в основном вступят в силу с 1 января 2019 года.

Каждое государство самостоятельно определяет для себя основные направления налоговой политики. Необходимо, чтобы налоговая система России была хорошо адаптирована к новым общественным отношениям и соответствовала мировому опыту. В настоящее время она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ // "Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000

3. Федеральный закон от 28.12.17 № 421-ФЗ

4. Федеральный закон от 19.07.18 №199-ФЗ

5. Федеральный закон от 29.07.18 №232-ФЗ

6. Федеральный закон от 29.07.18 № 234-ФЗ

7. Федеральный закон от 03.08.18 № 301-ФЗ

8. Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ

9. Федеральный закон от 03.08.18 № 302-ФЗ

10. Федеральный закон от 03.08.18 № 306-ФЗ

11. Федеральный закон от 30.10.18 № 381-ФЗ

12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

14. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно - тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (Утверждены Минфином России)

15. Приказ ФНС России от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ