Новые мероприятия внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками

Т.В. Ельсукова
Институт управления, экономики и финансов
Казанский (Приволжский) федеральный университет;
Россия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 4;
elsukova.tatyana@gmail.com.
2016 / Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки

В статье рассмотрены и обоснованы новые мероприятия внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками в актуальных условиях хозяйствования организаций. Система внутреннего контроля должна охватывать все операции, факты хозяйственной жизни, имеющиеся на предприятии. В статье исследуется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками и внутренний контроль учета на этом участке. Должная осмотрительность является ключевым фактором при доказательствах в суде, поэтому необходимо максимально изучать деятельность контрагентов. Система внутреннего контроля, в том числе с поставщиками и подрядчиками, нуждается в дополнении новыми элементами. Предприятия, относящиеся к высокому риску, имеют: большую задолженность по налогам, несданную отчетность, неизменную и/или низкую среднесписочную численность работников. Предприятия, относящиеся к среднему риску, имеют: небольшую недоимку по налогам, убытки по бухгалтерской отчетности. Остальные предприятия можно отнести к малому риску. Воспользовавшись этой информацией, компании будут иметь намного больше вариантов для проведения мероприятий по внутреннему контролю расчетов с поставщиками.

В условиях автоматизации многих учетных процессов на предприятии, а также взаимодействия с органами власти во все большей степени в электронном виде, актуальными являются новые мероприятия внутреннего контроля, так как меняются подходы, расчеты, все больше внедряется электронное правительство [1], электронный документооборот между компаниями и налоговыми органами, растут и объемы передаваемых данных. Также возрастает необходимость контроля за полнотой и достоверностью учетных данных предприятия и информации о его контрагентах.

Также отметим, что если ранее решение о формировании и функционировании системы внутреннего контроля принимал руководитель предприятия, то с момента вступления в силу закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2] необходимость осуществления внутреннего контроля в каждой организации регламентируется на федеральном уровне. Так, в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указано, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».

Вопросам внутреннего контроля посвящен целый ряд работ российских исследователей [3, 4, 5, 6]. Министерство Финансов РФ определяет внутренний контроль как процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает [7]:

  1. эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  2. достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  3. соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Также информация о мероприятиях внутреннего контроля может быть получена из Международных стандартов аудита, которые с 2017 года будут актуальны в Российской Федерации. Международный стандарт 610 содержит перечень некоторых мероприятий внутреннего контроля - оценка системы внутреннего контроля, изучение финансовой и операционной информации и другие [8, с. 181].

Система внутреннего контроля должна охватывать все операции и факты хозяйственной жизни предприятия. Нами в статье исследуется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками и внутренний контроль учета на этом участке. Должная осмотрительность является ключевым фактором при доказательствах в суде, поэтому необходимо максимально изучать деятельность контрагентов.

Система внутреннего контроля, в том числе учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, нуждается в дополнении новыми элементами. Достоверные данные о контрагентах - проблема, которая понемногу решается налоговыми органами. Известные на данный момент через интернет сведения о поставщиках и подрядчиках используются многими компаниями для обеспечения должной осмотрительности. Но в сети интернет может отсутствовать информация о нужном поставщике, например о новом контрагенте, а также содержаться устаревшая информация о местонахождении юридического лица, его директоре и другие данные.

Минимальную актуальную информацию о любом контрагенте можно получить из выписки ЕГРЮЛ, предоставляемой налоговым органом либо через сайт www.nalog.ru, либо через официальный запрос в налоговую инспекцию. Мы считаем, что для совершения крупных сделок, особенно с новыми контрагентами, этой информации на данный момент недостаточно.

Некоторые компании, желая получить больше информации о своих контрагентах, также запрашивали ее у налоговых инспекций. Но в Письме ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@х [9] указано, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.

Многие сведения об организации, ставшие известными налоговым инспекциям, охраняет режим налоговой тайны, а именно статья 102 НК РФ [10]. Это затрудняло жизнь добросовестным компаниям, стремившимся проявить должную осмотрительность в выборе контрагента. И даже если некоторые сведения из-под режима налоговой тайны были выведены, делились налоговые инспекции с ними неохотно. В частности, по НК информация о нарушениях организацией налогового законодательства и примененных к ней мерах ответственности не является налоговой тайной. Но Федеральная налоговая служба об этом в письмах сообщала, что у налоговых инспекций нет обязанности отвечать на соответствующие запросы. Даже Министерство Финансов и суды, настаивавшие на обратном, на позицию ФНС повлиять не смогли.

В соответствии с Определением от 01.12.2010 № ВАС-16124/10... ВАС РФ [11] признал правомерными выводы судов на основе ст. 102 НК РФ, что... сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

С 1 июня 2016 года вступили в силу поправки в часть 1 НК РФ, обязывающие ФНС публиковать на ее сайте в открытом доступе следующие сведения об организациях [10]:

  1. по состоянию на 31 декабря предшествующего календарного года - о сумме уплаченных налогов, доходах и расходах по отчету о финансовых результатах, величине среднесписочной численности работников;
  2. о применяемых по состоянию на 01.01.2016 г. и далее специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД и т. п.);
  3. о нарушениях налогового законодательства и примененных мерах ответственности, если соответствующие решения ИФНС вступили в силу после 01.06.2016 г.;
  4. о сумме недоимки;
  5. о сумме задолженности по пеням и штрафам.

В связи с этим увеличением данных о контрагентах предлагаем подразделить имеющихся поставщиков по категориям рисков, под которые компания может попасть при выборе контрагента:

  • 1 - высокий риск неосмотрительности;
  • 2 - средний риск неосмотрительности;
  • 3 - низкий риск неосмотрительности.

Предприятия, относящиеся к высокому риску, имеют большую задолженность по налогам, несданную налоговую отчетность, неизменную и/или низкую среднесписочную численность работников. Предприятия, относящиеся к среднему риску, имеют небольшую недоимку по налогам, убытки по бухгалтерской отчетности. Остальные предприятия можно отнести к малому риску по неосмотрительности.

Воспользовавшись этой информацией компании будут иметь намного больше вариантов для проведения мероприятий внутреннего контроля расчетов с поставщиками [12, с. 85]. Единственная проблема в том, что мгновенно эти данные на портале налог.ру не появятся. На данный момент через электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагентов» на сайте налоговой службы есть информация о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года. Более интересная аналитика для определения поставщиков в группы по риску неосмотрительности появится не ранее чем через полгода-год.

В аналитическом учете организаций информацию о рисках контрагентов можно отразить как дополнительное субконто по счетам 60, 76 Рабочего плана счетов и ежеквартально проводить инвентаризации по этим параметрам на основе обновленных данных ФНС. Данная процедура не займет много времени и будет достаточно эффективной для определения должной осмотрительности к поставщикам.

Рассмотрим примерные мероприятия внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками, включая предлагаемые процедуры в таблице 1.

Таблица 1. Мероприятия и процедуры внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками

Периодичность проводимых мероприятий внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками
ежедневно ежемесячно ежеквартально
-   проверка соответствия информации в расчетных документах;
-   мониторинг поставщиков и категорирование по степени риска
- сверка данных учетных регистров по счетам расчетов с данными первичных документов;
-   проверка актуальности действующих договоров с контрагентами;
-   проверка актуальности действующих доверенностей сотрудников, имеющих право подписи
-   проведение взаимной сверки расчетов с контрагентами по параметрам рисков;
- сверка данных учетных регистров по расчетам с контрагентами с показателями промежуточной отчетности;
-  анализ негативных факторов и разработка плана оперативных мероприятий по их устранению
Процедуры осуществления внутреннего контроля
-    проверка по форме;
-    проверка по существу;
-    арифметическая проверка
-   инспектирование;
- проверка регистров бухгалтерского учета по существу;
-  арифметическая проверка;
-   аналитические процедуры
-   инспектирование;
-   арифметическая проверка;
-   повторное проведение контрольных процедур;
-    аналитические процедуры (сравнительный анализ данных с предыдущими периодами)

Подводя итоги, можем отметить, что методика категорирования поставщиков по степени риска должной осмотрительности повысит качество учетной информации по данному объекту учета и отчетности, усилит систему внутреннего контроля организаций.

Литература

1. Гибадуллин А.А. Механизмы устойчивого развития отрасли // Международный научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 23-27.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.11.2011 г. /// http://www.consultant.ru.

3. Кришталева Т.И. Внутренний контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2010. - № 5. - С. 25-31.

4. Фазульянова З.З. Эффективность внутреннего контроля в условиях кризиса // Аудитор. - 2016. - № 7. - С. 63-68.

5. Чхутиашвили Л.В. Роль внутреннего контроля организации в эффективном ведении финансово-хозяйственной деятельности // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 26. - С. 23-33.

6. Гаджиев Н.Г., Казакаева А.М. Анализ дебиторской задолженности как инструмент повышения эффективности аудита // Все для бухгалтера. - 2007. - № 6(198). - С. 25-30.

7.  Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности>>//1тир:// www.consultant.ru.

8. Kharisova F.I., Kozlova N.N. Applying the category of «assertions (or preconditions)» in audit of financial statement // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2014. -Т. 5, № 24. - С. 180-184.

9. Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@// http://www.consultant.ru.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // http://www.consultant.ru.

11. Определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 по делу № А27- 25441/2009 // http://www.consultant.ru.

12. Elsukova T.V. Lean accounting and throughput accounting: an integrated approach // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6, № 3. - С. 83-87.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ