Облигации федерального займа для населения

А.В. Белокопытов,
д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой управления производством
Смоленской государственной сельскохозяйственной академии (Смоленск)
А.Ю. Миронкина
канд. экон. наук, доцент кафедры управления производством
Смоленской государственной сельскохозяйственной академии (Смоленск)
Экономический журнал
№4 (52) 2018

В статье рассмотрен новый для граждан Российской Федерации вид облигаций федерального займа для населения (ОФЗ-Н). Данные облигации представляют интерес с двух точек зрения: для населения России как дополнительный инструмент для сохранения и преувеличения своих финансов, для государства как возможность получения нового инвестора в государственные ценные бумаги в лице собственного населения. Кроме того, проанализированы основные параметры облигации, порядок и условия их размещения и обращения. Авторы выделили положительные и отрицательные стороны облигаций федерального займа для населения и внесли ряд предложений по улучшению их размещения.

Привлечение денежных средств в собственную экономику, без преувеличения, имеет огромное значение для любого современного государства. Эффективная инвестиционная политика - необходимый залог успешного функционирования экономики. Существует несколько видов источников инвестирования. Один из них - ценные бумаги. Рассмотрим облигации федерального займа для населения как один из видов государственных ценных бумаг.

С апреля 2017 г. Министерство финансов Российской Федерации начало выпускать рублевые облигации федерального займа для населения (ОФЗ-Н), получившие неофициальное название «народные». Доступ физических лиц на рынок ценных бумаг на сегодня, как ни печально отмечать, связан с оформлением огромного количества документов, т.е. бюрократически затруднен, вместе с этим, он возможен только через взаимодействие с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющими лицензию - брокерами. Логика сложившихся правил, по нашему мнению, оправдана, ведь инвестирование в ценные бумаги всегда связана со значительными финансовыми рисками1. ОФЗ-Н же обладают упрощенным доступом физических лиц к рынку государственных ценных бумаг. Это положительный этап в развитии нашего внутреннего рынка капитала, он, безусловно, тщательно продуман и полностью соответствует мировой практике.

Для населения России облигации федерального займа - это дополнительный инструмент для сохранения и преувеличения своих финансов, для государства же - возможность получения нового инвестора в государственные ценные бумаги в лице собственного населения2.

Облигации - это долговые ценные бумаги, выпускать (эмитировать) которые могут государства, а также отдельные крупные компании. Внешний вид облигаций представлен на рисунке 1.

Внешний вид облигаций

Рис. 1. Внешний вид облигаций

Эмитент, по истечению определенного установленного срока, обязуется вернуть купившему ценные бумаги все вложенные в них деньги, плюс, заплатить договоренный процент за их пользование. По срокам обращения облигации бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными3.

Обычно, прибыль, которую может получить лицо, вложившее деньги в облигации, складывается из двух составляющих, отраженных на рисунке 2:

  1. фиксированного или переменного купонного дохода (подобие набежавших процентов);
  2. успешной продажи облигации на рынке или же их погашения.

Составляющие прибыли ОФЗ

Рис. 2. Составляющие прибыли ОФЗ

ОФЗ-Н - это не первый выпуск облигации Министерством финансов Российской Федерации. Их предшественники имели различные виды, они представлены в таблице 1.

Таблица 1. Виды облигации федерального займа

Название облигации Сокращенное название облигации Основные особенности
Облигации федерального займа с переменным купоном ОФЗ-ПК Начали выпускать в 1995 г, а после дефолта 1998 г. выпуск был приостановлен. Выплата купона осуществлялась один раз в полгода. Значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходностью по государственным краткосрочным облигациям за последние 4 сессии (торгов). В конце 2014 г. выпуск данных облигаций возобновлен
Облигации федерального займа с постоянным доходом ОФЗ-ПД Начали выпускать в 1998 г. Купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения
Облигации федерального займа с фиксированным доходом ОФЗ-ФД Начали выпускать в 1999 г. Их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 г. Срок обращения 4-5 лет. Купон выплачивался ежеквартально. Ставка снижалась ежегодно (от 30% в первый год, до 10% в конце срока)
Облигации федерального займа с амортизацией долга ОФЗ-АД Периодическое погашение основной суммы долга
Облигации федерального займа с индексируемым номиналом ОФЗ-ИН Выпускаются с 2015 г. Номинальная стоимость облигаций ежемесячно индексируется на предстоящий месяц в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации

Место торговли всех видов облигаций - Московская биржа.

Биржей называют место, где покупатель и продавец имеют непосредственный контакт при купле-продаже долговых ценных бумаг. Эти контакты в настоящее время осуществляются очень удобно - через Интернет. На бирже операции с ценными бумагами вправе осуществлять только через профессионального посредника - брокера.

Исключение в месте торговли составляет ОФЗ-Н. Данные облигации отличаются тем, что они продаются в банках-агентах, их нельзя продавать на рынке, а можно только предъявлять к погашению в тех же банках. А значит, доход для этих облигаций от рыночной продажи невозможен.

Предшественниками облигаций федерального займа современной России являются государственные займы. Впервые они были выпущены в царской России в конце XIX в. и успешно развивающиеся до крушения империи. Даже Временное правительство успело выпустить свои государственные займы. Объемы выпусков для экономики страны в досоветское время были ничтожно малы.

В социалистические годы, начиная с 1922 г. в РСФСР, а затем СССР, по 1957 г., государственные займы выпускались ежегодно. Последние выпуски были в 1966 и 1982 гг. Продавались займы через сберкассы. Они имели несколько типов: натуральные (выражались в виде количества продуктов), выигрышные и процентные. Распространению займов в СССР уделялось большое внимание, широко была развернута пропаганда, иногда приобретение займов населением носило принудительный характер. Займы сыграли значимую роль в проведении индустриализации в стране, в военные времена и при восстановлении разрушенного хозяйства в послевоенные годы.

Остановимся на основных параметрах облигации федерального займа для населения, порядке и условиях его размещения и обращения.

  1. Все облигации федерального займа, в том числе и для населения, выпускаются Министерством финансов РФ. Облигации федерального займа являются государственными облигациями, т.е. государство выступает гарантом выплат по ОФЗ, что говорит о высокой степени надежности.
  2. Потенциальные покупатели облигаций - совершеннолетние граждане Российской Федерации.
  3. Номинал облигации 1 000 руб.
  4. Минимальный пакет облигаций одного выпуска доступный для приобретения одним покупателем составляет 30 штук, стоимостью 30 тыс. руб.
  5. Максимальный пакет облигаций одного выпуска доступный для приобретения одним покупателем составляет 15 000 штук, стоимостью 15 млн руб.
  6. Период размещения 6 месяцев.
  7. Срок до погашения облигаций 3 года.
  8. Купонный доход выплачивается один раз в шесть месяцев.
  9. При владении ОФЗ-Н до даты погашения, т.е. в течение трех лет, доходность к погашению, примерно, такая же, как и доходности рыночных ОФЗ.
  10. Возможность в любое время до установленной даты погашения облигаций досрочного возврата вложенных средств по цене приобретения облигации, но не выше ее номинальной стоимости:
    • в течение первого года владения облигациями - возврат вложенных средств;
    • по истечении одного года владения облигациями - возврат вложенных средств вместе с доходом, накопленным за период владения.
  11. Возможность передачи ОФЗ-Н по наследству.
  12. 12. При приобретении и предъявлении облигации к выкупу агентом взимается комиссия. Комиссия изменяется в пределах от 1,5 до 0,5% в зависимости от суммы покупки приобретаемых облигаций. Чем больше стоимость пакета приобретаемых облигаций, тем ниже процент комиссии:
    • при сумме сделки от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. - 1,5%;
    • при сделке от 50 тыс. руб. до 300 тыс. руб. - 1,0%;
    • при сделке от 300 тыс. руб. до 15 млн руб. - 0,5%. Точно такой же процент комиссии будет взиматься банком с инвесторов и при досрочном выкупе облигации.
  13. ОФЗ-Н не обращаются на вторичном рынке.
  14. ОФЗ-Н не используются как залог.
  15. Ставки купонов по облигациям для определенного выпуска имеют прогрессивный характер. Их размер определяются при размещении на основании доходности выпуска трехлетней рыночной ОФЗ.
  16. Агентами по размещению и выкупу облигаций являются два банка: Сбербанк и ВТБ 24, в отделениях которых, а также в личных кабинетах на сайтах этих банков в сети Интернет, можно купить и продать облигации. Для выполнения операций с ОФЗ-Н гражданин должен иметь брокерский счет и счет депо в одном из банков-агентов. Если их нет - следует открыть. В дальнейшем в личном кабинете на сайте выбранного банка в сети Интернет можно осуществлять все необходимые операции с облигациями.
  17. Инвестор покупает облигацию в течение периода размещения по «чистой» цене плюс уплачивает накопленный купонный доход (НКД) на дату покупки. НКД рассчитывается пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска купонной облигации или даты выплаты предшествующего купонного дохода.
  18. «Чистая» цена облигации без накопленного купонного дохода определяется на основании трехлетних обращающихся ОФЗ каждую неделю за один рабочий день до следующей рабочей недели. Эта информация публикуется на сайте Министерства финансов РФ вместе с информацией о доходности облигации до погашения. Размещение выпуска в течение каждой недели происходит по этой определенной Министерством финансов РФ «чистой» цене.
  19. При погашении облигаций, в случае владения ими до даты погашения, владелец получает большую доходность по сравнению с депозитом. При досрочном погашении облигаций владелец получает меньшую доходность по сравнению с депозитом4,5.

Первый выпуск на 15 млрд руб. по номинальной стоимости, включая дополнительный на такую же сумму, был размещен полностью. Его купонная доходность от 7,5 до 10,5% годовых. В таблице 2 приведена доходность по каждому из купонов.

Таблица 2. Доходность по купонам первого выпуска ОФЗ-Н

№ купона % годовых
первый 7,50
второй 8,00
третий 8,50
четвертый 9,00
геттый 10,00
шестой 10,50

Второй выпуск был размещен примерно на 11 394 660 тыс. руб., хотя формальный размер выпуска был 15 млрд руб., его купонная доходность -от 7 до 10,1% годовых.

После окончания срока размещения второго выпуска было начато размещение третьего, с купонной доходностью от 6 до 8,6%, формальный размер выпуска 15 млрд руб. Незадолго до окончания срока размещения третьего выпуска было объявлено о дополнительном к нему выпуске, с возможностью размещения в течение полугода.

Выделим ряд достоинств ОФЗ-Н.

  1. Повышают финансовую грамотность населения страны.
  2. Стимулируют граждан России к среднесрочным сбережениям6.
  3. Развивают внутренний рынок капитала.
  4. Потенциально снижают стоимость заимствований в долгосрочной перспективе.
  5. Усиливают конкуренцию в финансовом секторе, этим самым вынуждают банки повышать качество и улучшать доступность своих услуг.
  6. Предоставляют гражданам России, в сравнении с банковским депозитами, возможность получать больший доход, (при отсутствии резких скачков инфляции в период обращения), причем риски минимальные, т.к. надежность облигаций связана с надежностью всей рублевой системы страны.
  7. Дают преимущество перед банковскими депозитами в случае срочной необходимости денежной суммы, составляющей часть вложенных денег, несколько облигации можно продать, а депозит, почти всегда, снимается полностью с потерей процентов.
  8. Надежнее корпоративных облигации и других ценных бумаг, т.к. защищены государством.
  9. Нет необходимости выбирать брокера, который может, при определенных условиях, и разориться.
  10. Повышает авторитет рубля.

Недостатки ОФЗ-Н мы объединили с нашими предложениями по улучшению их размещения.

  1. Слабая информированность населения об облигациях федерального займа, об их выпусках. Практически, отсутствует квалифицированное представление специалистами данной темы на канал ТВ, радио и в печати.
  2. Высок процент комиссии банков-агентов, которую они берут с продажи облигаций и крайне негативное отношение к комиссии при предъявлении облигаций к досрочному выкупу. Например, максимальный размер комиссии при приобретении облигаций до 50 000 руб. и при досрочном выкупе, в сумме составит 3%.
  3. Следует увеличить число банков-агентов, в которых можно купить и продать облигации.
  4. Существование ограничения для приобретения облигаций в виде установленного минимального пакета доступного для приобретения одним покупателем облигаций одного выпуска 30 штук. Его следует отменить. Минимально возможное приобретение должно быть понижено до одной облигации.
  5. Следует разработать более простой порядок приобретения и продажи облигаций в личных кабинетах на официальных сайтах банков-агентов.
  6. Комиссия банка зависит от стоимости приобретаемых облигаций, и она установлена в пользу «богатых» - покупающих большое количество облигаций. Желательна корректировка, для соответствия неофициальному названию облигаций «народные».
  7. При повышении инфляции в стране доходность по облигациям можем уступать доходности по банковским вкладам. Банковские вклады, в таких условиях, наиболее гибкие: их можно переложить на более выгодные условия.

Таким образом, можно выделить основные предложения по улучшению размещения ОФЗ-Н:

  • повысить информированность населения;
  • снизить процент комиссии банков-агентов;
  • увеличить число банков-агентов;
  • отменить минимальное ограничение для приобретения облигаций;
  • разработать более простой порядок приобретения и продажи облигаций по Интернету;
  • ликвидировать зависимость комиссии банка от стоимости пакета приобретенных облигаций;
  • создать более выгодные условия доходности по облигациям.

Примечания

1 Ефимова Е.С., Алехин Б.И. Особенности регулирования валютной ликвидности банковского сектора России в условиях санкций // Экономический журнал. 2016. № 5 (41). С. 116-125.

2 Приказ Минфина России от 15.03.2017 № 38н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа для физических лиц» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71553910

3 Букирь М.Я. Облигации: бухгалтерский учет в банках и другие аспекты работы. Москва, 2012.

4 Облигации федерального займа для населения (ОФЗ-н) - новый инструмент для сбережений россиян. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/com-mon/upload/library/2017/04/main/2017.03.23_Prezentatsiya_OFZ-n.pdf.

5 Часто задаваемые вопросы по облигациям федерального займа для физических лиц (ОФЗ-н). [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/ library/2017/04/main/FAQ.docx

6 Миронкина А.Ю. Покупательная способность рубля // ЭКО. 2017. № 5 (515). С. 153-159.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ