Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг в сфере интернет-технологий. Методика «Гоал-костинг»

В.В. Паршуткина,
студент
Мордовский государственный
университет им. Н.П. Огарёва
Россия, г. Саранск
Международный журнал гуманитарных и естественных наук
№4-3 2019

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг в сфере интернет технологий. Проанализированы характерные особенности методики «гоал-костинг», основанной на двух методах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: «таргет-костинг» и «кай- зен-костинг». Выявлена и обоснована необходимость употребления специальных счетов для учета затрат в сфере интернет-технологий. На основе проведенного исследования автором предлагается осуществлять постепенное снижение затрат на этапе производства продукции и оказания услуг, так как благодаря этому достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыльность.

Развитие рынка информационных технологий способствует ужесточению требований, предъявляемых к производимым продуктам и оказываемым услугам, усилению конкуренции во всех сегментах рынка, что, в свою очередь, влечет увеличение временных затрат. Постоянный контроль затрат и анализ себестоимости продукции сферы интернет-технологий обеспечивает устойчивость организации, возможность достигать намеченные стратегические цели, умение быстро и грамотно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Затраты, возникающие в сфере интернет-технологий, составляют существенную часть затрат от общей суммы затрат организации. Для учета таких затрат определяются источники данных, в качестве которых могут использоваться бухгалтерская и финансовая отчетность, системы учета рабочего времени и др.

Особенностью сферы интернет-технологий является высокая доля затрат на оплату труда персонала. Это связано с тем, что специалисты данной области обладают умениями, навыками, знаниями, без применения которых невозможно достичь конечного результата, владеют английским языком на высоком профессиональном уровне, имеют достаточный опыт. Также отличительной особенностью является постоянно изменяющийся характер затрат.

Основным методом учета затрат и калькулирования себестоимости продукции сферы интернет-технологий является позаказный метод, который обладает таким серьезным недостатком, как отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат [2].

Затраты по созданию продукции, выполнению работ, оказанию услуг сферы интернет-технологий группируются следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Классификация затрат сферы интернет-технологий

По договорам (заказам) на создание продукции, выполнение работ, оказание услуг:
учитывается индивидуальность производимой продукции, оказываемых услуг и работа в соответствии с конкретным заказом покупателя.
По экономическим элементам:
материальные затраты,
затраты на оплату труда,
отчисления на социальные нужды,
амортизация,
прочие затраты.
По статьям в зависимости от видов деятельности и характера продукции и услуг: прямые и косвенные (основные н накладные).
    Виды деятельности:
  1. разработка;
  2. модернизация;
  3. поддержка и тестирование программного обеспечения в сети Интернет;
  4. деятельность консультативная в области технологии пере дачи данных;
  5. ддеятельность по управлению компьютерным оборудованием в сети Интернету;
  6. прочие услуги, связанные с использованием вычислительной техники в сети Интернет;
  7. деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации: деятельность веб-порталов;
  8. прочая деятельность в области информационных услуг в сети Интернет.
Связанные с производством определенного продукта прямо отнесенные на его себестоимость:
-затраты на материалы;
-затраты на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг:
-затраты по работам, выполняемым сторонними организациями, связанные с выполнением конкретных заказов;
-прочие затраты (внешняя оптимизация сайта, услуги хостинга).
Связанные с производством нескольких продуктов, управлением и обслуживанием организации:
-содержание и ремонт зданий, сооружений, оборудования (благоустройство территории, содержание в надлежащем санитарном состоянии здании и помещении):
-расходы на. охрану труда (создание необходимых санитарно-гигиенических условий);
-расходы на охрану и безопасность (оплата вневедомственной и пожарной охраны, компьютерная безопасность);
-расходы на подготовку н переподготовку* (оплата учебных отпусков):
-налоги, сборы и другие обязательные отчисления;
-представительские расходы (прием и обслуживание представителен других организаций);
-командировочные расходы работников общетехннческнх, общехозяйственных служб, аппарата управления;
-прочие расходы (услуги связи, почтовые, канцелярские расходы);
-затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;
-амортизация.
Варианты включения данных затрат в себестоимость конкретного продукта:
с помощью специальных расчетов;
списание в конце отчетного периода непосредственно на финансовый результат организации.

Калькулирование себестоимости продукции и услуг сферы интернет- технологий, на наш взгляд, должно осуществляться на основе двух основополагающих методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: «таргет-костинг» и «кайзен-костинг».

Таргет-костинг применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции. Цена при этом методе представляет собой желаемую величину, к которой должна стремиться организация. Данная система учета затрат распространена по всему миру в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобиле-строение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и сфере обслуживания.

Кайзен-костинг применяется на этапе производства для достижения целевой себестоимости. Сметная себестоимость при этом методе сравнивается с желаемой, а разница между ними должна быть устранена на производственном этапе путем выявления «узких мест» и сокращения производственных издержек. Данная система учета затрат может быть использована везде, при этом не только самостоятельно, но и параллельно с другими методами учета затрат [1].

Данные методы целесообразно объединить в один, получивший название «гоал-костинг», т.е. калькулирование целевой себестоимости путем постановки кайзен- задач, способствующий постепенному снижению затрат и достижению такого уровня себестоимости, при котором обеспечивается необходимая норма прибыли организации.

Методика «гоал-костинг» учитывает главным образом качество, характер и свойства разрабатываемого продукта или оказываемой услуги сферы интернет- технологий.

Гоал-костинг включает в себя следующие стадии, присущие методу таргет- костинга: проведение маркетингового анализа продукции и услуг с целью определения их конкурентоспособности; определение маркетинговой стратегии и группы целевых потребителей.

Кайзен-задачи, в свою очередь, основаны на целевом снижении отдельных статей затрат и себестоимости в целом в процессе создания продукции и оказания услуг. По-становка и решение кайзен-задач в организациях сферы интернет-технологий реализуется только в рамках управленческого учета. Такие задачи ставятся перед всеми работниками предприятия, независимо от их участия в конкретном проекте.

Согласно методике «гоал-костинг» в учете применяются следующие основные счета, присущие сфере интернет- технологий (табл. 2).

Таблица 2. Счета, используемые в учете

25.1 Общетехнические расходы
43.1 Готовая продукция. Созданная продукция
43.2 Готовая продукция. Оказанные услуги
90.11 Выручка от реализации продукции
90.12 Выручка от оказанных услуг
90.21 Себестоимость созданной продукции
90.22 Себестоимость оказанных услуг
49 Продукция и услуги сферы интернет технологий

Калькулирование себестоимости продукции и услуг сферы интернет- технологий на основе гоал-костинга осуществляется по схеме, представленной на рисунке 1.

Калькулирование себестоимости продукции и услуг сферы интернет-технологий по методике гоал-костинг

Рисунок. Калькулирование себестоимости продукции и услуг сферы интернет-технологий по методике гоал-костинг

Таким образом, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции и услуг сферы интернет-технологий имеет немаловажное значение. От правильности построения задач, степени существенности контроля зависит характер затрат. Целью любой организации, занимающейся деятельностью по управлению компьютерным оборудованием, обработке данных, пре-доставлению услуг по размещению информации, поддержке программного обеспечения и прочей деятельностью в области информационных услуг в сети Интернет, должно быть постепенное снижение затрат на этапе производства продукции и оказания услуг, так как благодаря этому достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыльность.

Библиографическим список

1. Акашева В.В. Кудряшова М.Ю. Проблемы управления затратами на сельскохозяйственных предприятиях на примере СПК «РАССВЕТОВСКИИ» / Акашева В.В., Кудряшова М.Ю. // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2014. - № 6 (38). - С. 108-111.

2. Акашева В.В. Ларионова Ю.Е. Способы снижения энерго- и ресурсозатрат при производстве молочной продукции / Акашева В.В., Ларионова Ю.Е. // Экономика и социум. - 2014. - № 4-1 (13). - С. 275-280.

3. Шевелев А.Е. Требования к организации бухгалтерского учета на предприятиях, осуществляющих инновационную деятельность в условиях технопарка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Рынок: теория и практика». - 2006. - № 15 (70). - С. 382-420.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ