Оценка актуарных расчетов развития пенсионной системы

А. В. Батаев
2014 / Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского
государственного политехнического университета. Экономические науки

Рассматривается актуарная модель пенсионной системы Российской Федерации. Исследуется структура модели, проводится сравнительный анализ актуарного моделирования и показателей пенсионной системы России. На основе полученных оценок предлагаются пути совершенствования актуарной модели пенсионной системы.

Вопросы пенсионного законодательства затрагивают каждого человека. Особенно актуальны проблемы пенсионного страхования в России, и связано это, в первую очередь, с нестабильностью пенсионной системы. За последние годы в Российской Федерации произошло несколько пенсионных реформ, осуществлены многочисленные корректировки пенсионного законодательства.

До 2002 г. в России существовала распределительная система пенсионных накоплений, оставшаяся в наследство от Советского Союза. В данной системе пенсии начислялись за счет страховых взносов работающих граждан, осуществлялся так называемый «котловой» принцип, т.е. сколько собрали, столько равномерно и распределили среди пенсионеров [1].

В 2002 г. была проведена пенсионная реформа, в результате которой пенсионная система России перешла на распределительно-накопительную модель. В результате проведенной реформы трудовая пенсия стала состоять из трех составляющих: базовой, страховой и накопительной. В 2010 г. была проведена корректировка системы, и пенсия стала состоять из двух частей: страховой и накопительной [2].

В новой системе определенная сумма пенсионных отчислений шла на индивидуальный счет каждого работающего гражданина, полученные средства можно было либо оставлять государству, либо вкладывать в негосударственные пенсионные фонды. Полученные средства вкладывались в различные финансовые инструменты для возможного умножения или, по крайней мере, не обесценивания пенсионных накоплений. После выхода на пенсию человек должен был получить накопленные на его счету деньги.

Развитие пенсионной системы основывается на актуарных расчетах. Актуарное моделирование в России появилось в начале 90-х гг. ХХ в. и полностью основывалось на методиках, разработанных в развитых странах.

В общем виде актуарную модель можно представить в следующем виде (рис. 1) [3].

Структура актуарной модели

В основе актуарных пенсионных моделей лежит несколько факторов, определяющих состояние пенсионной системы: демографические, социально-экономические, макроэкономические, пенсионные. В западных странах существуют универсальные модели (модель PROST Всемирного банка и модель Международной организации труда). Данные модели позволяют осуществлять актуарное моделирование любых пенсионных систем, как чисто распределительных и накопительных, так и смешанных систем, вне зависимости от особенностей пенсионного законодательства конкретного государства [4].

Для прогнозирования российской пенсионной системы была создана собственная модель актуарных расчетов, которая позволяла обеспечить большую детализацию к специфике российского пенсионного законодательства. Модель оценки финансового состояния пенсионной системы России ориентирована:

  • на характеристику объемов поступлений в каждый из компонентов пенсионной системы, по каждой категории плательщиков в соответствии с установленными тарифами взносов;
  • на оценку обязательств пенсионной системы, в разрезе каждой категории застрахованных лиц в каждый год прогнозного периода;
  • на исчисление размера пенсии в страховом и накопительном блоках пенсионной модели исходя из размера пенсионного капитала застрахованных лиц, адекватно объему уплаченных взносов;
  • на выработку мер по обеспечению стабильного функционирования пенсионной системы;
  • на выработку рекомендаций по корректировке доходной части бюджета в случае возникновения дефицита;
  • на выработку рекомендаций по использованию бюджетного профицита в рамках действующего законодательства, включая возможность формирования страхового резерва финансовых средств и (или) дополнительной индексации пенсий, и (или) снижения ставок отчислений в пенсионную систему [3].

В 2002 г. с использованием данной модели дан прогноз развития пенсионной системы России до 2050 г. (табл. 1) [3].

Таблица 1. Основные показатели прогноза Пенсионного фонда РФ на 2003—2050 гг.

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2020 2025 2030 2035 2040 2045
Средний размер трудовой пенсии, руб. 1610,00 1844,79 2042,76 2226,17 2407,07 2604,39 2821,26 3038,72 5300,78 6404,94 7386,75 8312,80 9019,16 9642,81
Прожиточный минимум пенсионера, руб. 1588,00 1786,00 1974,00 2122,05 2276,96 2436,35 2602,02 2773,75 4621,45 5568,81 6582,08 7637,82 8709,13 9796,02
Дефицит (профицит), млрд руб. —24,72 —110,68 —128,43 —135,31 —124,29 —118,85 —123,24 —124,33 —457,86 —691,76 —839,15 —838,62 —685,37 —400,80

Фактические параметры пенсионной системы России за прошедшие десять лет приведены в табл. 2 [5, 6].

Таблица 2. Основные показатели Пенсионного фонда РФ за последние десять лет

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Средний размер трудовой пенсии, руб. 1747 2026 2538 2841 3664 4546 6177 7599 8278 9161 10400
Прожиточный минимум пенсионера, руб. 1605 1801 1958 2731 3064 3643 4100 4521 5032 5123 6021
Дефицит, млрд руб. 35 47 259 230 154 266 939 1394 938 1075 1200

При проведении сравнительного анализа между прогнозом при актуарном моделировании и фактическими показателями, получен- ными до 2013 г. было получено следующее отклонение (табл. 3), которое для большей наглядности представим на графике (рис. 2).

Сравнение показателей прогноза и фактических данных в процентном отношении

Таблица 3. Отклонение основных прогнозных показателей Пенсионного фонда РФ от фактических значений

Показатели Отклонение, %
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Средний размер трудовой пенсии 8,51 9,82 24,24 27,62 52,22 74,55 118,94 150,07 153,31 162,62 180,09
Прожиточный минимум пенсионера 1,07 0,84 —0,81 28,70 34,57 49,53 57,57 62,99 70,66 63,76 81,74
Дефицит (профицит) 41,59 —57,54 101,67 69,98 23,90 123,81 661,93 1021,21 631,56 613,86 579,69

Таблица 4. Соотношение средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера

Прогнозное значение Соотношение, %
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2022 2050
161 170 180 190 197 205 212 220 280 400

Фактические показатели, достигнутые в ходе пенсионной корректировки за последние годы, приведены в табл. 5.

Таблица 5. Соотношение средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера

Фактическое значение Соотношение, %
2010 2011 2012 2013
168 164 178 172

Как видим из приведенных данных, отклонение между прогнозными показателями и фактическими значениями достигает значительных величин уже на четвертый год прогноза. Если учитывать, что значение средней величины пенсии и увеличение дефицита пенсионного фонда являются достаточно субъективными показателями, на которые могут воздействовать политические решения, то величина прожиточного минимума является величиной более объективной, определяемой развитием экономики государ - ства, но даже по этому параметру отклонение всего за десять лет дает более 80 %.

В 2010 г. проведена корректировка пенсионного законодательства с целью уменьшения дефицита пенсионного фонда. В ре-зультате трансформации отменена базовая часть пенсии и оставлены только страховая и накопительная. Также отменены выплаты единого социального налога на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с единой ставкой 26 %, которые стали выплачиваться с суммы до 415 тыс. р., сверх этого лимита пенсионные права не распространялись. Кроме того, проведена валоризация пенсий [7, 8].

При актуарном моделировании соотношение средней пенсии прожиточного минимума пенсионера после проведенной корректировки выглядело следующим образом (табл. 4) [9, 10].

Проведенный сравнительный анализ между прогнозными показателями и фактическими по соотношению средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера представлен в графической форме на рис. 3.

Отклонение между прогнозными и фактическими показателями средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера при их соотношении

В результате проведенного исследования установлено, что отклонение уже к четвертому году прогноза по отношению к фактическим показателям достигло более 18%. Следовательно, актуарная модель на ближайшую перспективу также дает значительные отклонения.

Проведенные корректировки пенсионной системы Российской Федерации на основе актуарной модели не привели к необходимым результатам, что привело к началу новой пенсионной реформы, которая будет осуществляться с 2015 г.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

  • актуарное моделирование, основанное на показателях, заимствованных из западных моделей, даже с учетом высокой степени детализации не дают адекватного прогноза не только на длительную перспективу, но и на среднесрочную;
  • актуарные модели пенсионной системы не дают достоверных прогнозов в кризисные периоды, не учитывают специфики экономического развития Российской Федерации;
  • прогнозирование по основным показателям входной информации имеет детерминированный характер, и обусловлено это тем, что достоверных статистических данных в России накоплено еще недостаточно.

Несмотря на отмеченные недостатки, развитие актуарного моделирования в области пенсионной системы России имеет свои перспективы. При дальнейшем развитии экономики Российской Федерации и достижении ею показателей, сопоставимых с параметрами ведущих развитых стран, актуарные расчеты будут все более адекватно отражать развитие пенсионной системы, хотя это достаточно длительный процесс. Поэтому в ближайшей перспективе нужно использовать методики расчетов, адаптированных под экономическое развитие России. Накопление статистических данных позволит отойти от детерминированного подхода к заданной входной информации и обеспечит возможность давать прогнозы не только среднесрочного, но и долгосрочного характера, тем самым обеспечивая надежность и предсказуемость развития пенсионной системы Российской Федерации.

Список литературы

1. Роик В. Пенсионная система России: вызовы XXI века и пути модернизации. СПб.: Питер, 2012. С. 336.

2. Соловьев А.К. Пенсионная реформа как фактор долгосрочного экономического роста, Государственное управление // Электронный вестник. Вып. 29. Декабрь 2011 г. URL: http://www.gosbook.ru/node/42391

3.Соловьев А.К. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Бауэрс Н., Гербер Х., Джанс Д., Несбитт С., Хикман Дж. Актуарная математика, М.: Янус-К, 2001. С. 665.

5. Межгосударственный статистический комитет СНГ. URL: http://www.cisstat.com/; Содружество Независимых Государств в 2011 году: стат. ежегодник. М., 2012. С. 132.

6. Соловьев А.К., Мележик Н.В. Актуарный анализ бюджетно-финансовой самостоятельности пенсионной системы России в условиях ее реформирования // Аналитический вестник Совета

7. Федерации. № 26(510). С. 28.

8. Батаев А.В. Анализ актуарной модели пенсионной системы России // Финансы проблемы и пути их решения: теория и практика: сб. науч. тр. 15-й Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2014. С. 31—37.

9. Родионов Д.Г., Дегтерева В.А., Баранова И.В. Преодоление бедности как основное условие повышения уровня жизни населения региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2008. № 3. С. 132—137.

10. Соловьев А.К. Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов: [экон. портал]. URL: http:// institutiones.com/strategies/1506-razvitie-pensionnoj- sistemy.html

11. Федотов Д.Ю. Актуарное моделирование развития пенсионной системы России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 6.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ