Особенности географической диверсификации бизнеса

Фетисова Г.В.,
Семёнова Д.Д.
Beneficium
№4 (29) 2018

Аннотация. Производство любого товара / услуги должно рассматриваться с точки зрения его диверсификации во избежание естественной тенденции к экономической концентрации, что ведет к неустойчивому росту и колебанию экономических циклов, делает экономику уязвимой для внешних событий, таких как изменение цены на доминирующий товар. Бизнес может быть диверсифицирован не только по отраслям, но и географически. Как и диверсификация в целом, географическая диверсификация основана на предположении, что рынки в разных частях мира могут не сильно коррелировать друг с другом. Большинство крупных многонациональных корпораций имеют высокую степень географической диверсификации, что позволяет им сократить расходы (в частности, на оплату труда), снизить влияние волатильности валюты на их финансовую отчетность, уменьшить риск для бизнеса и операций в целом. Кроме того, географическая диверсификация может оказать положительное влияние на доходы корпорации, поскольку высокоразвитые регионы могут компенсировать последствия более низких регионов роста. Географическая диверсификация экономических связей относится к одной из альтернативных стратегий диверсификации и широко обсуждается в сфере экономики, управления, стратегии и предпринимательства. Однако в настоящее время нет убедительных доказательств того, как данная стратегия влияет на эффективность международных продаж. Для малых и средних предприятий, в отличие от крупных, велика доля риска в географической диверсификации - это ограничения в процессе интернационализации, связанные с темпами географической диверсификации, плохо организованные маркетинговые исследования для получения информации в глобальном масштабе и, как следствие, упущение возможности позиционировать себя на международных рынках, отсутствие управленческих ресурсов, необходимых для открытия новых рынков, и др. При формировании политики географической диверсификации экономики России и определении ее целевых экономических показателей (концентрация, диверсификация, устойчивость, неопределенность, др.) необходимо разрабатывать четкие интегрированные стратегии диверсификационных механизмов, прежде всего, экономической волатильности, побочных эффектов неопределенности и цикличности бизнес-процессов, которые можно значительно смягчить, что позволит создать долгосрочный устойчивый рост экономики.

Сильная, растущая, устойчивая экономика, которая обеспечивает повышение уровня жизни населения, создавая богатство и рабочие места, поощряя развитие новых знаний и технологий, а также помогает поддерживать стабильный политический климат, - цель каждой нации в мире.

Существует связь между экономической устойчивостью и экономическим разнообразием: формирование широкого спектра прибыльных секторов национальной экономики, т.е. создание диверсифицированной ее структуры, которая не зависела бы от одной отрасли и/или региона, имела сильную внутреннюю и внешнюю направленность, обеспечивает развитие устойчивой экономической системы страны.

Одним из основных условий возможной диверсификации отраслей национального хозяйства (как товарной, так и географической) является реализация стратегий обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятий различных отраслей экономики, основными задачами которой являются:

  • стимулирование притока рабочей силы и капитала в производственные секторы экономики, которые могут поддерживать реальный рост в долгосрочной перспективе,
  • а также развитие новых знаний и технологий;
  • планирование широкого спектра мероприятий по непрерывному и последовательному росту уровня производительности и конкурентоспособности экономической базы с опорой на ресурсы;
  • выпуск широкого ассортимента товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
  • стратегическое инвестирование в отрасли, где есть конкурентное преимущество, перспективные рыночные возможности и рост потенциала, в том числе: увеличение трудового капитала за счет повышения уровня образования и импорта квалифицированных специалистов, увеличение финансового капитала путем разработки новых схем и инструментов финансирования, оптимизация эксплуатации и использования природных ресурсов, совершенствование технологий, поэтапное внедрение инноваций;
  • активное стремление к географической диверсификации своей экономической базы путем распределения затрат и продукции, в том числе к экспорту; др.

Диверсифицированный бизнес более устойчив к меняющейся экономической обстановке, позволяет получать доход из различных, не связанных между собой, источ- ников, предоставляет компании возможность расширить сегмент присутствия на рынке [4]. Однако, современные исследования, в частности, географической диверсификации направлены, в основном, на изучение того, насколько экспортирующие компании расширяются за пределами своего домашнего региона, и сколько географических регионов они обслуживают [5].

По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, объем экспорта России в январе-сентябре 2018 г. составил 327 млрд. долларов США и по сравнению с январем-сентябрем 2017 г. увеличился на 27,8%. Однако, по причине существования серьезных структурных недостатков многих отраслевых секторов экономики, в целом заключающихся в неэффективности труда, капитала, знаний и технологий, Россия продолжает оставаться страной с сырьевой экономикой; основой российского экспорта в январе-сентябре 2018 г. традиционно являются топливно- энергетические товары - 64,6% общего объема экспорта (таблица 1) [2].

Таблица 1. Товарная структура экспорта России

Товарная структура экспорта Удельный вес в структуре экспорта, %
январь-сентябрь 2017 г. январь-сентябрь 2018 г.
Топливно-энергетические товары 61,0 64,6
Металлы и изделия из них 10,1 10,2
Продукция химической промышленности 6,8 6,1
Машины и оборудование 7,0 5,7
Продовольственные товары и сырье 5,5 5,4
Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия 3,4 3,2
Другие товары 6,2 4,8
Итого 100,0 100,0

При этом на долю стран дальнего зарубежья пришлось 87,7% общего объема экспорта, стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ) - 12,3%. Географическая структура экспорта товарных групп - в страны дальнего зарубежья и страны-участницы СНГ - представлена в таблице 2.

Таблица 2. Географическая структура российского экспорта

Товарная структура экспорта Доля товаров, %
январь-сентябрь 2017 г. январь-сентябрь 2018 г.
страны дальнего зарубежья страны СНГ страны дальнего зарубежья страны СНГ
Топливно-энергетические товары 65,4 32,9 68,5 36,7
Металлы и изделия из них 9,7 12,5 9,8 13,1
Продукция химической промышленности 5,5 15,4 5,1 13,1
Машины и оборудование 5,5 16,5 4,1 16,8
Продовольственные товары и сырье 4,8 10,1 4,9 8,8
Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия 3,2 4,4 3,0 4,5
Другие товары 5,9 8,2 4,6 7,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Основные внешние торговые партнеры России в 2017 г. представлены на рисунке 1.

Географическая структура экспорта России по основным торговым партнером 2017 год в процентах от общего объема экспорта

Рис. 1. Географическая структура экспорта России по основным торговым партнерам, 2017 г., в процентах от общего объема экспорта

В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер: на его долю в общем объеме российского внешнего товарооборота в 2017 г. пришлось 42%. Соответственно, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) пришлось 31% внешнего товарооборота, на страны- участницы СНГ - 12% (в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - 9%), на страны Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) - 3%, на страны БРИКС - 18%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - 32% [2].

Вместе с тем, географическая диверсификация бизнеса может быть реализована не только и не столько через товарный экспорт.

Практика диверсификации бизнеса в разных географических регионах реализуется компаниями, прежде всего, через распределение собственных инвестиционных активов и производственных затрат с целью снижения общего риска и повышения эффективности деятельности.

Как и диверсификация в целом, географическая диверсификация основана на предположении, что рынки в разных частях мира могут не сильно коррелировать друг с другом. Например, если фондовые рынки США и Европы снижаются, поскольку их экономика находится в состоянии рецессии, инвестор может предпочесть выделить часть своего инвестиционного портфеля в страны с развивающейся экономикой с более высокими темпами роста, такими как Китай и Индия. Однако, быстро растущие рынки развивающихся стран также могут испытывать повышенный уровень политического риска, валютного риска и рыночных рисков по сравнению с более развитыми рынками.

С другой стороны, большинство крупных многонациональных корпораций уже воспользовалось возможностью распределения производственных затрат: высокая степень географической диверсификации позволяет им сократить расходы, к примеру, на заработную плату, размещая заводы в недорогих регионах мира, а также снижает влияние волатильности валюты на их финансовую отчетность [3].

При определении цели и стратегии географической диверсификации необходимо разрабатывать четкие и интегрированные стратегии диверсификационных механизмов, прежде всего, экономической волатильности, побочных эффектов неопределенности и цикличности бизнес-процессов, которые можно значительно смягчить.

Самой известной на сегодня диверсифицированной группой является Virgin Group (Великобритания) - международный конгломерат компаний, основанный Р. Брэнсоном в 1970 г. Сегодня корпорация включает в себя около 400 компаний различного профиля (в области звукозаписи, авиаперевозок, сотовой связи, кабельного телевидения, радио и др.). В 2017 г. совокупный доход всей Virgin Group составил 16,6 млрд. фунтов стерлингов, а количество сотрудников компании превысило 69 тыс. человек в 35 странах мира.

Современный уровень развития такого рода географической диверсификации даже в столь успешных российских холдингах как Группа «Интеррос», Группа «Объединенные машиностроительные заводы», ПАО «Северсталь», ПО «Ленстройматериалы» и др. невозможно сравнивать с зарубежным. Крупнейшие российские корпорации ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл» занимают в списке пятисот крупнейших компаний мира места в четвертой сотне. Некоторые примеры географической диверсификации российского бизнеса приведены в таблице 3 [1].

Таблица 3. Примеры географической диверсификации российского бизнеса

Компания Иностранные активы
ПАО «Лукойл» американская сеть АЗС
ПАО «ГМК «Норильский никель»» африканская Gold Fields
ОК «Русал» австралийская Queensland Alumina Ltd
ОАО «Трубная металлургическая компания» немецкая Sinara Handel GmbH
немецкая Sinara Trading AG
ПАО «Мечел» швейцарская Conares Trading AG
румынский завод COST
хорватский завод Zeljezara Sisak

Российские торговые представительства в настоящее время находятся в 57 странах мира в следующих макрорегионах: Европа - 23 страны, Азия - 22, Африка - 4, Северная Америка - 3, Южная Америка - 3, Латинская Америка - 1, Австралия и Океания - 1 страна.

Стоит отметить, что для малых и средних предприятий, в отличие от крупных, велика доля риска в географической диверсификации - это ограничения в процессе интернационализации, связанные с темпами географической диверсификации, плохо организованные маркетинговые исследования для получения информации в глобальном масштабе и, как следствие, упущение возможности позиционировать себя на международных рынках, отсутствие управленческих ресурсов, необходимых для открытия новых рынков. В случае, когда компания устанавливает свое присутствие на зарубежных рынках, возникает ограничение на дальнейшее расширение в связи с нехваткой управленческих возможностей и отсутствием материальной инфраструктуры, необходимой для эффективной коммуникации и координации глобальной сети. На этом этапе предприятиям рекомендуется использовать упреждающую и хорошо спланированную стратегию географической диверсификации, где в предполагаемых странах размещения производства необходимо оценить следующие показатели: стоимость трудовых ресурсов; порядок и особенности налогообложения; цены на различные товары, работы, услуги (стоимость материалов, оборудования, арендной платы); специфические затраты;1 меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров из Российской Федерации.

1 Необходимо отметить, что при создании стратегии географической диверсификации оптимальным вариантом является привлечение иностранных специалистов для планирования данного вида затрат, связанных со спецификой работы в конкретной стране.

В заключение отметим, что географическая диверсификация экономических связей относится к одной из альтернативных стратегий диверсификации и широко обсуждается в сфере экономики, управления, стратегии и предпринимательства. Однако в настоящее время нет убедительных доказательств того, как данная стратегия влияет на эффективность международных продаж.

Литература

1. Шестакова Е.В. Диверсификация компании: особенности планирования // Справочник экономиста. - 2013. - № 1. - С. 14-25.

2. Экспресс-информация // Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=53&Itemid=1981 (дата обращения: 09.11.2018).

3. Geographical Diversification // Investopedia [Электронный ресурс]. - URL: https://www.investopedia.eom/terms/g/geographical-diversification.asp#ixzz5WXXYzMUn (дата обращения: 09.11.2018).

4. Cieslik, J., Kaciak, E. & Welsh. The impact of geographic diversification on export performance of small and medium-sized enterprises (SMEs) // Journal of International Entrepreneurship. - 2012. - № 10. - Pp. 70-93.

5. Rabih Abouchakra, Chadi N., Moujaes Mazen, Ramsay Najjar, Richard Shediac. Economic Diversification The Road to Sustainable Development // Scribd [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.scribd.com/document/98047558/Economic-Diversification (дата обращения: 05.11.2018).

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ