Особенности налично-денежного обращения в России

Нодари Дарчоевич Эриашвили,
профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,
доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Александр Иванович Григорьев,
доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин
Владимирского юридического института
Федеральной службы исполнения наказаний России,
кандидат юридических наук
Вестник Московского университета МВД России
№1 2016

Аннотация. Рассмотрение особенности наличного обращения в Российской Федерации. Проанализировано законодательство как в России, так и за рубежом, в том числе нормативные правовые акты Банка России, а также сложившаяся судебная практика.

Органы государственной власти все больше и больше стимулируют субъектов предпринимательской деятельности осуществлять расчеты с контрагентами не наличностью, а в безналичном порядке. Это понятно — при большом обороте «виртуальных» денег государство существенно сэкономит на выпуске денег бумажных, к тому же безналичные расчеты проще контролировать. Но в некоторых случаях нет необходимости заполнять платежки, и суды не стремятся ограничить право предпринимателей рассчитываться между собой небольшими суммами в наличных рублях.

Минфин России уже давно планировал перевести максимум платежных операций в виртуальное поле. Организации и предприниматели и так обязаны по общему правилу расплачиваться между собой безналичными деньгами (п. 2 ст. 861 ГК РФ), а вот для граждан подобных ограничений пока нет (п. 1 ст. 861 ГК РФ). Финансовое ведомство подготовило и опубликовало на портале regulation.gov.ru законопроект «О внесении изменений в статью 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который сейчас проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. Публичные слушания по нему завершились 26 октября.

Предполагалось, что сделки дороже 600 000 руб. граждане смогут осуществлять только при наличии банковского счета.

К сожалению, данный законопроект в настоящее время Государственной Думой РФ отклонен.

Идею сокращения оборота наличности активно продвигает и глава Сбербанка Герман Греф. Летом 2011 года он обратился, в то время. Председателю Правительства РФ Владимиру Путину с письмом, где объяснил, что большой объем наличных операций затрудняет работу банков и препятствует превращению России в международный финансовый центр.

Сейчас объем наличной денежной массы в России составляет 11,9% ВВП, тогда как в США — 6,6%, а в Мексике и Бразилии еще меньше — 5,3% и 4,2% соответственно. По мнению банкира, необходимо выплачивать все зарплаты, пенсии и пособия в безналичной форме, а все крупные торгово-сервисные предприятия заставить принимать к оплате банковские карты. Из-за высокой доли наличных в денежном обороте Россия теряет до 1%.

Объем денежной массы в России в узком определении по состоянию на 1 августа 2015 года составляет 1,161,1 млрд. руб. Это довольно большое значение по сравнению другими развитыми странами.

В составе денежной массы выделено два компонента:

  • наличные деньги в обращении (МО) — наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монету в обращении.
  • безналичные средства — остатки средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт) и срочных счетах, открытых в банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.

Кстати, один из самых низких показателей использования наличных зафиксирован в Южной Корее — 2%. В США этот показатель равен 7%, в Евросоюзе — 9%. Многие страны уже начали сокращать свои издержки и постепенно вводят ограничения на использование наличных. Так, с 1 апреля 2011 года запрещена оплата наличными покупок, стоящих больше €3 тысяч в Греции. В начале марта в Италии был принят закон, запрещающий использовать наличные при сделках на сумму свыше €1 тысячи. В Болгарии и Испании власти запретили продажу жилья за наличные.

Швеция может в ближайшее время полностью оказаться от наличных денег: сегодня в стране 97% всех операций осуществляются по безналичному расчету. Это снижает уровень коррупции, повышает собираемость налогов и сокращает издержки финансовых организаций, объясняют эксперты. Россия также идет по этому пути, но в силу «инертности мышления и укоренившейся в обществе привычки использовать наличную валюту» в ближайшие 15 лет доля налички в обороте может снизиться с нынешних 25% до минимум 10%.

В скором времени Швеция сможет полностью отказаться от использования наличных денег: их оборот в стране составляет 3%, говорится в данных World Payments Report 2011. Сегодня даже билеты на автобус в большинстве городов граждане оплачивают с помощью мобильных сервисов, а банки и вовсе отказываются от операций с наличными. Даже пожертвования в церковь принимаются с помощью банковских карт. Стоит отметить, что королевство было первой в мире страной, которая в 1661 году ввела в оборот бумажные деньги.

В Европе доля реальных денег в среднем составляет те же 10%. Большинство европейцев даже не знают, как выглядят 500 евро, такую купюру принимают весьма неохотно и, как правило, догадываются, что ее обладатель из России. Французы, например, держат в бумажнике не более 20 евро.

Пытаясь привить населению культуру использования безналичных расчетов, Италия и Греция ввели лимит на расчеты наличными. В Италии при оплате покупок на сумму свыше 1000 евро, в Греции — свыше 1500 евро.

Процент наличности в денежном обороте страны отражает степень экономической и общественной стабильности государства, уровень финансовой грамотности и доходов населения, а также глубину криминализации общества.

Российский показатель использования наличных денег составляет 25% и является одним из самых высоких в мире. Выше он только в Молдавии, Албании, Грузии, Ираке и на Украине.

Но от идеи ограничения наличного оборота прошло изрядно много времени. И числа противников этой идеи не убавилось. По их мнению, с одной стороны сначала нужно ввести антимонопольное регулирование и четко отслеживать немыслимо высокие банковские комиссии, так как комиссии в России почти вдвое выше, чем в России. Так, в 2012 году по системе Visa комиссия в ЕС- 0,72 %, в России- 1,3%, по MasterCard-0,89 и 1,37% соответственно. С другой стороны, введение обязанности осуществления расчетов в безналичном порядке влечет за собой принуждение физических лиц к заключению с кредитной организацией договора банковского счета, в то время как подобное принуждение запрещено статьей 421 ГК РФ.

На наш взгляд, откладывать ограничение наличными не стоит, так как ограничение наличными сократит возможность теневых платежей, деньги должны прийти в банки, а те смогут расширить кредитование. Замминистра финансов Алексей Моисеев считает, что ограничение наличными может стать «очень важной мерой по привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики».

Налично-денежное обращение представляет собой непрерывный процесс движения наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения.

Наличные деньги используются:

  • в обороте товаров и услуг;
  • для выплаты заработной платы, премий, пособий, пенсий;
  • для выплаты страховых возмещений по договорам страхования;
  • при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода;
  • населением для платежей за коммунальные услуги и проч.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между:

  • населением и юридическими лицами;
  • физическими лицами;
  • юридическими лицами;
  • населением и государственными органами;
  • юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное обращение осуществляется при помощи различных видов денег (банкнот, банковских билетов, казначейских билетов, металлических монет). Обращение наличных денег с участием граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляется без ограничения суммы, между юридическими лицами, а также с участием физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, — в суммах, которые не превышают размеры, установленные Правительством РФ. Во всех остальных случаях денежное обращение осуществляется только в безналичной форме.

Обращение иностранной валюты — как наличной, так и безналичной — регулируется валютным законодательством. В качестве платежного средства иностранная валюта может выступать по разрешению ЦБ РФ в строго определенных случаях в соответствии с валютным законодательством РФ.

Порядок и сроки сдачи наличных денег.

С июня 2014 года Центральный банк РФ ввел новые правила расчетов наличными. Указание Банка России от 7.10.2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее — указание № 3073-У). И хотя лимит таких расчетов остался прежним — 100 000 руб., правила его применения детализированы и приведены в соответствие с требованием валютного законодательства и правоприменительной практикой.

Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства (в том числе и микропредприятия) получили право вести кассовые операции в упрощенном порядке. Для того чтобы понять, какие организации могут им воспользоваться, нужно обратиться к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 4 данного закона к малым предприятиям относятся юридические лица при выполнении следующих условий:

  • суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (для микропредприятий — 15 человек);
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (для микропредприятий — 60 млн руб.).

В чем же заключается упрощенный порядок ведения кассовых операций?

Во-первых, индивидуальные предприниматели и малые предприятия могут не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе. В связи с этим возникает вопрос: что делать с приказом об утверждении лимита остатка наличных денег на 2014 г.? Если его оставить действующим, то получается, что до конца года нужно будет придерживаться установленного норматива. Если же его отменить, то проверяющие расценят это как отсутствие лимита с начала года, в то время когда он был необходим. На наш взгляд, в этом случае целесообразно издать новый приказ, в котором со ссылкой на новый порядок ведения кассовых операций отказаться от установления лимита остатка денег в кассе.

Во-вторых, индивидуальные предприниматели могут не оформлять кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера), а также не вести кассовую книгу. В порядке ведения кассовых операций уточнено, что такой поблажкой могут воспользоваться те предприниматели, которые в соответствии с НК РФ ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности. Не совсем понятно, почему ЦБ РФ сделал на этом акцент. Под данный критерий подпадают абсолютно все предприниматели. Ведь и на общей системе налогообложения, и на упрощенной системе, и на патентной системе, и при уплате ЕСХН предприниматели ведут книгу учета доходов или доходов и расходов. А на ЕНВД предприниматели ведут учет физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности.

В остальном новый порядок ведения кассовых операций не претерпел глобальных изменений, хотя изначально разработчики этого документа планировали достаточно много новаций, в том числе утверждение новых форм кассовых документов. Тем не менее, изменения есть.

Специалисты Банка России уточнили круг лиц, на которых распространяется порядок ведения кассовых операций. В прежнем порядке было сказано, что он распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет (за исключением Банка России), а так же на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Теперь же порядок ведения кассовых операций установлен для юридических лиц (кроме Центробанка и кредитных организаций). Данное уточнение связано с тем, что с 2013 г. бухгалтерский учет ведут все без исключения организации (подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому теперь указание на то, что порядок ведения кассовых операций распространяется и на упрощенцев, не имеет смысла.

Есть изменения в порядке установления лимитов подразделений организаций. Раньше для обособленных подразделений устанавливался свой лимит только в том случае, если специально для них открыты расчетные счета в банках. В этом случае организация рассчитывала свой лимит без учета остатка денежных средств, хранящихся в таких подразделениях. Если же у организации есть подразделения, но у них нет собственных расчетных счетов в банке, организация устанавливала единый лимит с учетом остатков наличных денег в этих подразделениях.

В новом порядке сказано, что если обособленное подразделение сдает наличные денежные средства на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, то лимит остатка для такого подразделения устанавливается отдельно. При этом организация, в состав которой входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу организации, определяет лимит остатка с учетом лимитов остатка, установленных для этих подразделений. Кроме того, теперь организация должна направить обособленному подразделению экземпляр распорядительного документа об установлении подразделению лимита кассы.

Откорректирован и порядок оформления кассовых документов. В прежнем порядке кассовые документы мог оформлять работник, определенный руководителем организации путем издания распорядительного документа по организации. При этом необходимо было заручиться согласием главного бухгалтера. Теперь одобрение главного бухгалтера больше не требуется1.

1 Волохова А.: Кассовые операции теперь ведем поновому. // «Бухгалтерское приложение» №23. 2014 г. 16 июня.

Лимит кассы — это предельная сумма средств, которая может находиться в кассе организации (исчисляется согласно кассовой книге по остатку на конец дня).

Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление в кассе наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Руководитель утверждает следующие документы (с 1.01.12 г.):

  • расчет лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации;
  • приказ (распоряжение) об установлении суммы лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации.

Расчет лимита остатка наличных денежных средств определяется двумя методами:

Метод первый: по объему поступлений денежных средств в кассу

Только вновь созданное юридическое лицо, а также «новый» ИП в расчете могут указывать ожидаемый объем поступлений выручки.

Для определения лимита остатка наличных денег учитывается объем поступлений наличных денег за выполненные работы, оказанные услуги, товары и др. Исчисляется по формуле (формула 1):

L = V / Р * Nc,

где L — лимит остатка наличных денег в рублях;
V — объем поступлений наличных денег за выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;
Р — расчетный период;
Nc — период времени между днями сдачи денежной наличности в банк.

Расчетный период (Р) с 1.01.12 г. устанавливается организацией самостоятельно.

Согласно Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 12.10.11 г. № 373-П этот период не может превышать 92 рабочих дней юридического лица (ИП).

Период времени между днями сдачи в банк денежной наличности (Nc) также исчисляется в рабочих днях. Если организация сдает наличную выручку в банк раз в неделю, но при этом у нее установлена пятидневная рабочая неделя, то показатель Nc должен иметь значение, равное 5 дням, при шестидневной неделе — 6 дням, а если организация работает без выходных — 7 дням. Важный момент: указанный период не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении юридического лица (ИП) в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — 14 рабочих дней.

Период, на который организацией утверждается лимит кассы, может быть любым. Как правило, это календарный год. В случае необходимости лимит кассы можно корректировать. Например, при изменении объемов поступлений наличных денег за выполненные работы, оказанные услуги необходимость пересмотра установленного лимита остатка наличных денег определяется организацией или ИП (письмо ЦБ РФ от 15.02.12 г. № 36-3/25).

Пример 1:

Организация берет за основу следующие показатели:

  • Р — расчетный период с 1.12.11 г. по 31.12.11 г. (период пиковых поступлений денежных средств в кассу). При этом расчетный период составляет 31 день;
  • Nc — период времени между днями сдачи в банк денежной наличности (инкассация) — 2 дня;
  • V — объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за расчетный период составляет 200 000 руб.;

Применяем формулу 1 и рассчитаем лимит остатка денежной наличности:

200 000 руб. / 31 день х 2 дня = 12 903 руб.

Метод второй: по объему выдачи в подотчет (при отсутствии поступлений наличных денег)

Только вновь созданное юридическое лицо «новый» (ИП) в расчете могут указывать ожидаемый объем выдачи денежных средств в подотчет.

Организация (ИП) при отсутствии поступлений наличных денежных средств от реализации выполненных работ, оказанных услуг учитывает объем выдачи наличных денег (за исключением выплат заработной платы, премий, материальной помощи и других выплат, включенных в фонд заработной платы и выплат социального характера). Расчет производится по формуле (формула 2):

L = R / Р * Nn,

где L — лимит остатка наличных денег в рублях;
R — объем выдачи наличных денег в подотчет;
Р — расчетный период, за который учитывается объем выдачи наличных денег, в рабочих днях (например, период самого большого объема выдачи наличных денег). При этом расчетный период составляет не более 92 рабочих дней;
Nn — период между днями получения по денежному чеку в банке организацией (ИП) наличных денег (исчисляется в рабочих днях). При этом последний (Nn) не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении юридического лица (ИП) в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — 14 рабочих дней.

Пример 2:

  • Р — расчетный период с 1.12.11 г. по 31.12.11 г. равен 31 рабочему дню;
  • R — объем выдачи наличных денег в подотчет составит 15 500 руб.;
  • Nn — получение по денежному чеку наличных денежных средств из банка осуществляется 2 раза (вместе с заработной платой);
  • лимит остатка наличных денег равен 1000 руб. (15 500 руб. /31 день х 2 дня) или можно утвердить лимит кассы 1000 руб. на 2012 г.2

2 Тимофеева А.: Кассовые операции. Расчет лимита остатка наличных денежных средств.// Финансовая газета. №35. 2012 г. 13 сентября

Хотелось — бы обратить внимание, что по итогам анализа судебной практики судов кассационной инстанции видно, что количество споров, касающихся обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за превышение лимита расчетов наличными не так уж велико. Вероятно, это объясняется не слишком высоким размером штрафов для организаций и мало кто из них доходит до кассационной инстанции в процессе спора с контролирующим органом. Таким органом является налоговая инспекция — именно она уполномочена проводить соответствующие проверки и выносить постановления о привлечении к административной ответственности (ст. 23.5 КоАП РФ).

Пример 3:

Организация купила за наличный расчет товары стоимостью 120 000 руб. Поставщик выбил на эту сумму кассовый чек и оформил товарную накладную. Других поставок в рамках данного договора не было и не будет. Вправе ли налоговые органы оштрафовать организацию за превышение лимита расчетов наличными? Возможны ли проблемы со списанием расходов на приобретение товара в налоговом учете?

Расчеты наличными деньгами между организациями, между организацией и ИП, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.

За нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в расчетах наличными сверх лимита, предусмотрен административный штраф. Для организации он составляет от 40 000 до 50 000 руб., а для ее должностного лица, например руководителя, — от 4000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

В КоАП РФ не сказано прямо, кого налоговые органы вправе оштрафовать за подобное нарушение: плательщика, получателя платежа или обе стороны сделки. Вместе с тем, по мнению судов, субъектами данного административного правонарушения являются обе стороны расчетов. То есть как получатель наличных денег, так и плательщик. Так, правомерность привлечения покупателя к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ подтверждается в постановлениях ФАС Поволжского округа от 03.12.2008 № А72-3587/2008 и от 12.10.2010 № А65-6852/2010.

Таким образом, если при проверке налоговые органы оштрафуют организацию за расчеты наличными сверх лимита, отменить штраф в судебном порядке будет проблематично. В то же время на то, чтобы привлечь организацию к административной ответственности, у налоговой инспекции есть всего два месяца со дня, когда был оплачен товар поставщику (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Считать этот срок с даты обнаружения нарушения налоговые органы не вправе. Ведь такая возможность у них появляется, только если речь идет о длящемся нарушении (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Так как сделка между контрагентами завершена, и больше они не рассчитываются наличными, нарушение, о котором идет речь, не является длящимся.

Что касается признания расходов в налоговом учете, то у налоговой инспекции нет оснований для претензий. Организация вправе признать при расчете налога на прибыль любые расходы, которые документально подтверждены, экономически обоснованны и направлены на получение прибыли (ст. 252 НК РФ). Налоговый кодекс не ставит право налогоплательщика на списание расходов в зависимость от соблюдения им кассовой дисциплины.

Интересно, что диспозиция ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ сформулирована таким образом, что не допускает привлечения к ответственности за превышение лимита для расчетов наличными в рамках расчетов между индивидуальными предпринимателями или с их участием. В редакции данной нормы, предложенной Минфином Рос- сии, это несоответствие также не устранено. В то время как лимит распространяется и на этих субъектов, как было сказано ранее. Именно на этот пробел порой давят правонарушители, обжалуя постановления о привлечении к ответственности в виде штрафа. Так, например, ФАС Дальневосточного округа указал, что несоблюдение компанией предписаний о размере наличных денежных средств, которыми могут рассчитываться юридические лица по одному договору, не образует состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, если расчеты производились с индивидуальными предпринимателями (постановление от 11.12.2009 № Ф03- 7241/2009 по делу № А59-2836/2009).

Заметим, что в целом ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность и для должностных лиц, и для организаций. Причем Конституционный суд РФ в определении от 21.03.2013 № 382-0 разъяснил, что положение это не противоречит основному закону страны даже в случае, когда к ответственности привлекается генеральный директор — единственный учредитель ООО как должностное лицо и само ООО как лицо юридическое.

Обратите внимание на то, чтобы избежать сверхлимитных наличных расчетов, субъекты предпринимательства могут заменить один договор на несколько сделок с меньшей стоимостью, не превышающей установленный предел. Однако если суд установит, что такие действия являются формальными, то организация или предприниматель рискуют попасть под административную ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ (Постановление ФАС Поволжского округа от 3.12.2008 г. № А72-3587/2008).

В общем случае при продаже товаров(работ, услуг) за наличный расчет продавец обязан применить контрольно-кассовую технику (KKT), которая должна быть зарегистрирована в налоговых органах, и выдать покупателю кассовый чек. Такие требования установлены п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ « О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ). Поскольку сферой применения Закона № 54-ФЗ являются наличные расчеты, то не имеет значения, кто и в каких целях совершает покупки. Эта позиция подтверждена и в письме ФНС России от 10.06.2011 г. № АС -4-2/9303«О направлении ответов на вопросы».

Обратите внимание, что приобретая товары (работы, услуги), покупатель (организация или предприниматель) может потребовать от продавца оформить и квитанцию к приходно-кассовому ордеру (ПКО).

В условиях, когда выдаются два документа, свидетельствующие об оплате, у продавца будет иметь место «задвоение» выручки. Чтобы этого избежать, придется сумму, на которую выписан ПКО, снимать с Z-отчета по ленте KKT. Аналогичные разъяснения содержаться в письме УФНС России по г.Москве от 20.04.2011 г. № 17-15/38757.

Необходимо отметить, что если при наличных расчетах будет нарушен предельный размер наличными, то покупателю товаров (работ, услуг) налоговые органы могут отказать в применении вычета по НДС. Несмотря на то, что в главе 21 НК РФ нет такого условия в части применения вычетов, тем не менее, арбитражная практика по данному вопросу свидетельствует о том, что такие случаи имеют место (Постановления ФАС Западно — Сибирского округа от 8.12.2008 г. № Ф04-7707/ 2008 (17437-А46-25, ФАС Северо — Западного округа от 22.05.2008 г. № А56-20511/ 2007).

С учетом изложенного отметим, что наличная форма расчета в общем случае не влияет на механизм начисления налога у продавца товаров (работ, услуг)3 (Семенихин В. Операции с наличными расчетами. Начисление и вычет налога на добавленную стоимость.// Финансовая газета. № 15. 2014 г. 24 апреля).

3 Семенихин В. Операции с наличными расчетами. Начисление и вычет налога на добавленную стоимость.// Финансовая газета. №15. 2014 г. 24 апреля.

Рассмотрим ситуацию использования KKT плательщиками ЕНВД.

Согласно п. 2.1 ст. 2 Закона РФ от 22.05.03 № 54- ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (ред. от 17.07.09) с 21 июля 2009 г. плательщики ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — KKT) при условии выдачи по требованию покупателя документа, который выдастся в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи:
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Это может быть товарный чек, квитанция или любой другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ЕНВД регулируется гл. 26.3 НК РФ. Согласно ст. 346.26 НК РФ ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и может применяться для отдельных видов деятельности.

В ходе реализации предоставленных Законом № 54-ФЗ прав у плательщиков ЕНВД возникает множество вопросов, наиболее актуальный, наверное, из них сейчас это возможность применения ККТ без регистрации его в налоговых органах исключительно для удобства обслуживания покупателей и ведения учета.

Согласно письму Минфина РФ от 13.08.09 № 03- 01-15/8-413 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров (выполнение работ либо оказание услуг) без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.03 № 16 неприменением контрольно-кассовых машин, в частности является:

  • использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст.ст. 4 и 5 Закона);
  • использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Закона);
  • использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Закона);
  • использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению).

Таким образом, можно сделать вывод, что за применение незарегистрированного кассового аппарата, который используется только для внутреннего учета, налогоплательщику грозит штраф.

В то же время, применение кассового техники только для внутреннего учета не может являться противоправным действием, так как ККТ является собственностью предпринимателя и используется в его деятельности.

Что можно посоветовать в этом случае. Либо оставить все как есть, т.е. не снимать кассовый аппарат с учета в налоговых органах и использовать его в общем порядке, либо снять с учета но использовать исключительно для внутренних целей, при этом целесообразно издать приказ, о назначении использования кассового аппарата.

Не стоит забывать, что в первом случае у налоговых органов остается право проверок соблюдения предпринимателем кассовой дисциплины.

Следует отметить, что законодатель наделил налоговые органы полномочиями также контролировать выдачу чеков предпринимателями по требованию покупателя, а также налагать штрафы за отказ в выдаче чека (ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 17.07.09).

Ответственность за отказ в выдаче чека по требованию покупателя предусмотрена и в ст. 14.5 КОАП РФ. Следует отметить также, что далеко не на все предприятия, применяющие ЕНВД распространяются положения Закона № 54-ФЗ.

А именно, согласно п. 5 ст. 16 Закона РФ от 22.11.95 № № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ред. от 30.12.08) организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, в числе прочего, должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику. Таким образом, на плательщиков ЕНВД, в числе прочих товаров продающих алкоголь, разрешение о неприменении ККТ не распространяется4.

4 Тищенко С.: Использование контрольно-кассовой техники при ЕНВД. // Финансовая газета № 46. 2009 г. 12 ноября.

Следует отметить, что до 2012 года вопросы проверки кассовой дисциплины, лимита остатка денежных средств в кассе организации были прерогативой банка, в котором был открыт расчетный счет налогоплательщика. С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Минфина России от 17.10.2011 г. № 133Н. Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей в том виде, в котором он прописан Административным регламентом, существенно отличается от обычных проверок банками соблюдения кассовой дисциплины.

В соответствии с Административным регламентом кроме проверок соблюдения кассовой дисциплины проверяются ККТ, бланки строгой отчетности (БСО), полнота учета выручки, регистры бухгалтерского и налогового учета.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ