Особенности проектного финансирования в отечественной экономике

Александров Андрей Владимирович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики
Москвичева Анастасия Игоревна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
198013, Россия, Санкт-Петербург, проспект Московский, 26
Азимут научных исследований: экономика и управление
№3 (24) 2018

Аннотация. В статье рассмотрено содержание и основные виды проектного финансирования. Проектное финансирование представляет собой процесс привлечения и использования финансовых ресурсов для реализации инвестиционного проекта, при котором, как правило, управление финансами потоками проекта осуществляется совместно всеми его субъектами, а дополнительное обеспечение возврата инвестиций, как правило, отсутствует. Основными видами проектного финансирования с точки зрения субъектного состава его участников являются проектное финансирование, осуществляемое на солидарное основе несколькими частными соинвесторами, проектное кредитование и проектное финансирование, осуществляемое на основании использования бюджетных средств или финансовых ресурсов специальных государственных внебюджетных фондов и государственных корпораций. Произведен анализ тенденций изменения объемов проектного финансирования и проектного кредитования в экономике Российской Федерации в 2011-2017 г.г. Систематизированы основные проблемы организации и осуществления проектного финансирования в отечественной экономике, которые дифференцированы в рамках трех групп: проблемы в области нормативно-правового обеспечения проектного финансирования; проблемы в области экономического поведения коммерческих банков, задействованных в проектном финансировании; инфраструктурные проблемы организации и осуществления проектного финансирования. Предложены направления активизации участия коммерческих банков РФ в процессе проектного финансирования. Так, целесообразно введение минимального обязательного норматива ЦБ РФ в части проектного кредитования, осуществляемого коммерческими банками, по аналогии с существующими нормативами достаточности капитала, ликвидности банка, что позволит увеличить стимулы коммерческих банков РФ к предоставлению проектных кредитов.

Одним из достаточно популярных инструментов долгосрочного финансово-кредитного обеспечения инвестиционных проектов, реализуемых организациями различных форм собственности и отраслей экономики, является проектное финансирование. В наиболее общем виде проектное финансирование представляет собой процесс привлечения и использования финансовых ресурсов для реализации инвестиционного проекта, при котором, как правило, управление финансовыми потоками проекта осуществляется совместно всеми его субъектами, а дополнительное обеспечение возврата инвестиций (например, в форме залога или гарантийных обязательств третьих лиц) отсутствует [1, с. 6].

Основными видами проектного финансирования с точки зрения субъектного состава его участников являются:

  1. Проектное финансирование, осуществляемое совместно несколькими участниками инвестиционного процесса, без использования кредитных ресурсов коммерческих банков и безвозмездного финансирования. Вариантом проектного финансирования такого рода может быть финансирование проектов, осуществляемое при участии негосударственной инвестиционной компании или частного инвестиционного фонда.
  2. Проектное финансирование, осуществляемое с использованием кредитных ресурсов коммерческого банка (проектное кредитование). При этом, в отличие от классического банковского кредитования юридических лиц, специалисты коммерческого банка принимают участие в управлении инвестиционным проектом.
  3. Проектное финансирование, в рамках которого используются государственные или муниципальные финансовые ресурсы, либо средства государственных внебюджетных фондов или государственных корпораций. В Российской Федерации такого рода деятельность осуществляется такими структурами как Инвестиционный фонд РФ, Фонд "Сколково", ГК "Ростехнологии", ГК "Роснано", а также рядом региональных фондов поддержки инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, регламентирующим процесс предоставления бюджетных средств на цели проектного финансирования является Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2014№ 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" [2]. В указанном нормативно-правовом акте определяется процедура распределения средств бюджета РФ на цели проектного финансирования посредством определения банков-агентов, посредством которого осуществляется использование государственных финансовых ресурсов на указанные цели.

Тенденции изменения объемов проектного финансирования в целом и проектного кредитования в частности представлены на рисунке 1.

Темпы роста объёмов проектного финансирования и проектного кредитования в экономике РФ процент к уровню 2010 года

Рисунок 1 – Темпы роста объемов проектного финансирования и проектного кредитования в экономике Российской Федерации, % к уровню 2010 г. [3, с. 512]

Как показано на рисунке 1, за 2010-2017 г. г. объем проектного финансирования в экономике РФ увеличился в 2,07 раза. Такого рода увеличение было обусловлено, в первую очередь, активизацией деятельности органов государственной власти различного уровня в части поддержки инициатив в части бюджетного софинансирования инвестиционных проектов. Вместе с тем, за тот же период темп прироста объектов банковского проектного кредитования составил лишь 10,1 %, а в 2014-2017 г.г. имеет место устойчивое снижение объемов банковского проектного кредитования.

Доля проектного кредитования в общей структуре банковского кредитования юридических лиц государств-членов G8

Рисунок 2 – Доля проектного кредитования в общей структуре банковского кредитования юридических лиц государств – членов G8, 2017 г. [4, с. 352]

Более того, как показано на рисунке 2, активность коммерческих банков РФ в части проектного кредитования существенно уступает аналогичному показателю ведущих государств мира - членов так называемой "Большой восьмерки" (G8). По нашему мнению, подобная ситуация связана не только с повышенными рисками проектного кредитования в экономике РФ, сколько с недостаточным государственным стимулированием коммерческих банков к осуществлению кредитных операций такого рода.

Следует отметить, что в специальной литературе представлены различные точки зрения по вопросу о наиболее типичных проблемах проектного финансирования в РФ. Так, А.И. Закиева выделяет следующие основные проблемы организации и осуществления проектного финансирования в отечественной экономике: "относительно высокая стоимость капитала, которая напрямую связана с нестабильностью банковского сектора; неблагоприятные условия для инвестиций; длительный период отбора проектов для финансирования, поскольку в РФ ранее не был развит рынок проектного финансирования; кроме того, в стране нет проектов, которые могли бы считаться примером успешной реализации механизма проектного финансирования" [5, с. 173].

Нельзя в полной мере согласиться с А.И. Закиевой по вопросу о том, что в экономике современной Российской Федерации полностью отсутствует положительный опыт реализации механизма проектного финансирования. Так, например, на принципах классического проектного финансирования был осуществлен ряд инвестиционных проектов модернизации экономики моногорода Сосновый Бор Ленинградской области (проекты в области малого машиностроения, деревообработки, целлюлозно-бумажной промышленности и т.п.) в 2012-2015 г.г., в рамках ОЭЗ "Алабуга" (Республика Татарстан) в 2016-2017 г.г. Вместе с тем, практика эффективного применения механизмов проектного финансирования в РФ, действительно, является явно недостаточной с точки зрения возможности бенчмаркинга передового опыта в данной области наиболее успешных проектов, его использования в других отраслях и секторах отечественной экономики.

По мнению Ю.В. Павкиной, основной проблемой организации и осуществления проектного финансирования в отечественной экономике является низкий уровень транспарентности, информационной "прозрачности" механизмов такого рода финансирования, особенно осуществляемого при участии государственных фондов и корпораций. Так, не вполне ясны критерии предоставления бюджетного проектного финансирования; недостаточно проработаны механизмы оперативного и стратегического контроля за расходованием бюджетных средств на исследуемые цели, что, соответственно, порождает коррупционные риски [6, с. 31].

Н.Г. Гудиев указывает на такую концептуальную проблему организации и осуществления проектного финансирования с участием коммерческого банка, характерную не только для экономики РФ, но и для проектов, реализуемых на основе проектного финансирования в зарубежных государствах с рыночной экономикой, как концептуальные различия в интересах инициатора проекта и банка кредитора [7, с. 39].

Такого рода противоречия могут существенно снизить уровень потенциальной эффективности проектного финансирования.

Для их минимизации целесообразна тщательная предварительная юридическая проработка условий договора проектного финансирования, возможное подключение к его реализации третьих лиц в качестве гаранта или страхователя рисков и т.п.

По мнению А.В. Завалишина, одной из ключевых проблем проектного финансирования в отечественной экономике является крайне недостаточное участие в его механизме страховых компаний [8, с. 36].

Вместе с тем, в США и государствах Западной Европы страховые организации достаточно активно участвуют в процессе проектного финансирования, обеспечивая определенное снижение уровня финансово-экономического риска для его участников, в первую очередь коммерческих банков.

По результатам анализа специальной литературы нами систематизированы основные проблемы организации и осуществления проектного финансирования в Российской Федерации, представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Основные проблемы организации и осуществления проектного финансирования в экономике Российской Федерации

Группы проблем Основные проблемы организации и осуществления проектного финансирования
1. Проблемы в области нормативно-правового обеспечения проектного финансирования - недостаточная определенность критериев финансирования инвестиционных проектов из средств государственного бюджета;
- недостаточная транспарентность контроля за бюджетными средствами, направляемыми на цели проектного финансирования;
- отсутствие законодательных стимулов к активизации проектного кредитования коммерческими банками РФ за счет собственных средств.
2. Проблемы в области экономического поведения коммерческих банков, задействованных в проектном финансировании - сравнительно высокие риски долгосрочного проектного кредитования в РФ;
- наличие в 2015-2018 г.г. более выгодных с точки зрения соотношения доходности и риска направлений вложения банковских ресурсов (ипотечное и потребительское кредитование, краткосрочные валютные операции, краткосрочное кредитование юридических лиц и т.п.);
- нацеленность крупных банков, получающих средства из бюджета РФ в качестве агентов по операциям проектного финансирования, не столько на реализацию исследуемого механизма, сколько на использование полученных финансовых ресурсов в иных целях.
3. Инфраструктурные проблемы - неразвитость института независимой финансово-экономической экспертизы эффективности и рисков инвестиционных проектов;
- отсутствие интереса у страховых компаний РФ к страхованию рисков проектного финансирования;
- неравномерность развития инфраструктуры государственной поддержки проектного финансирования в разрезе регионов РФ, неразвитость такого рода инфраструктуры (региональные инвестиционные фонды, гарантийные фонды, технопарки и т.п.) в дотационных регионах.

* Систематизировано автором

В специальной литературе представлены различные подходы к совершенствованию института проектного финансирования в РФ. Так, ряд авторов считают ключевым направлением повышения эффективности данного финансового института повышение уровня транспарентности процедур проектного финансирования на всех стадиях его осуществления [9, с. 37; 10, с. 128]. Другие исследователи указывают на необходимость формирования института страхования рисков проектного финансирования в РФ [11, с. 48; 12, с. 187].

По нашему мнению, для активизации процессов проектного финансирования и проектного кредитования в Российской Федерации целесообразно, в первую очередь, активизировать стимулы для коммерческих банков для участия в такого рода операциях. В частности, возможно введение минимального обязательного норматива ЦБ РФ в части проектного кредитования, осуществляемого коммерческими банками, по аналогии с существующими нормативами достаточности капитала, ликвидности банка и т.п. Кроме того, государственная поддержка проектного финансирования в РФ была бы, на наш взгляд, более эффективной не в рамках достаточно широко использующегося в настоящее время варианта прямого бюджетного финансирования, а в качестве предоставления государственных гарантий коммерческим банкам, предоставляющим проектные кредиты для реализации инвестиционных инициатив в приоритетных для национальной экономики секторах.

Список литературы:

1. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. М.: Альпина Паблишер, 2015. 408 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2014 № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (с изменениями и дополнениями от 15.04.2017). [Экономико-правовая база "Гарант"]. Режим доступа: свободный (дата обращения 16.06.2018).

3. Российский статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2018. 784 с.

4. Российская экономика. Тенденции и перспективы. М.: Из-во Института экономической политики, 2018. 582 с.

5. Закиева А.И. Перспективы проектного финансирования инвестиционных проектов в России //

6. Материалы IV науч.-практ. конф. "Проблемы экономики и управления". Спб., 2015. С. 171-173.

7. Павкина Ю.В. Проблемы проектного финансирования в России // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т.5. № 1.С. 29-32

8. Гудиев Н.Г. Проблемы проектного финансирования в современной России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 2.С. 38-43.

9. Завалишин А.В. Специфика проектного финансирования в отечественной экономике // Проблемы экономики и управления. 2018. № 3.С. 35-38.

10. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2015. 328 с.

11. Беликов Т.А. Минные поля проектного финансирования. М.: Альпина Паблишер, 2009. 220 с.

12. П.Родионов И.И. Проектное финансирование. М.: Алетейя, 2015. 186с.

13. Молчанов С.А. Основы проектного финансирования. М.: ИнфотропикМедиа, 2018. 412 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ