Оценка и анализ налоговых рисков научно-производственной фирмы «Мета-хром»

Е.Н. Чекулаева
кандидат экономических наук,
доцент кафедры информатики и системного программирования,
Поволжский государственный технологический университет, Россия.
Новый университет. Серия «Экономика и право»
№8-9 (54-55) 2015

Рассматриваются основы оценки и анализа налоговых рисков на примере Научно-производственной фирмы «Мета-хром». Отражены понятие налогового риска и проблемы их возникновения на предприятии, а также предложены основные рекомендации по их решению.

Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций. Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного оттока.

Под налоговым риском понимают неопределенность относительно достижения целей хозяйствующего субъекта в результате воздействия факторов, связанных с процессом налогообложения, которая может проявиться в виде финансовых (и иных) потерь или в возможности получения дополнительной выгоды (дохода) в результате позитивных отклонений [3, с. 30]; опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем [4, с. 23].

Рассмотрев данные определения, можно дать следующее определение налогового риска. Налоговый риск - это возможный ущерб налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления.

Формулируя понятие «налоговый риск», необходимо подразумевать его негативный характер. Причем негативный характер налогового риска имеет определенные формы проявления не только для налогоплательщиков, но и для всех субъектов налоговых правоотношений, признаваемых таковыми в соответствии со статьей 9 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В данной статье подробнее остановимся на рисках налогоплательщиков - юридических лиц, возникающих в результате деятельности самого налогоплательщика и подлежащих прогнозированию и управлению проблем организации и их анализа.

Как правило, налоговые риски данной категории усиливаются при:

  • изменении налогового законодательства;
  • наличии неточных формулировок отдельных налоговых норм;
  • смене бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии.

Основным источником потенциального возникновения налоговых рисков является выездная налоговая проверка, хотя риски налогового контроля со стороны налогоплательщика могут быть оценены по официальным методикам налоговых органов и минимизированы путем управления показателями, подлежащими оценке. Выездная налоговая проверка - вид налоговой проверки, которая в отличие от камеральной налоговой проверки производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года. Она может проводиться как по одному, так и по нескольким видам налогов, уплачиваемых одним налогоплательщиком [5. С.121].

Проанализируем налоговые риски на примере Научно-производственной фирмы "Мета-хром".

Научно-производственная фирма "Мета-хром" (НПФ "Мета-хром") расположено в Республике Марий Эл, в г. Йошкар-Оле. Предприятие было зарегистрировано в ИФНС по г. Йошкар-Оле в 2000 году и до настоящего времени место постановки на учет является неизменным. Основной деятельностью Научно-производственной фирмы "Мета-хром" является разработка испытательного и измерительного оборудования по заданию различных отраслей промышленности. Научно-производственная фирма "Мета-хром" находится на общей системе налогообложения.

Бухгалтерский и налоговый учет в Научно-производственной фирме "Мета-хром" ведется структурным подразделением - бухгалтерией. В состав бухгалтерии входит расчетный и материальные отделы, то есть самостоятельного отдела (или хотя бы ответственного работника), который призван заниматься налоговыми платежами, управлением и анализом налоговых рисков не выделен. Задачи по оценки налоговых рисков возложены на главного бухгалтера, который имеет возможность осуществить только последующий контроль уровня налоговых рисков, что уже не изменит сложившейся в текущем налоговом периоде ситуации. Кроме того, главный бухгалтер не реализует функции текущего учета и анализа данных, а загружен работой по систематизации всех учетных данных, принятий стратегических решений.

В организации учета и анализа налоговых рисков в Научно-производственной фирме "Мета-хром" существует следующий ряд проблем:

  • нет специализированного на проблемах мониторинга налоговых рисков персонально ответственного за сбор и анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками;
  • не ведется мониторинг налоговых рисков на постоянной основе, а деятельность в сфере управления налоговыми рисками сводится только к оспариванию решений налоговых органов по результатам проверок.
  • не разработаны внутренние документы, устанавливающие единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков.

На предприятии часто встречаются ситуации, когда бухгалтер из года в год выявляет одни и те же налоговые риски у предприятия, однако никакая работа по снижению рисков не проводится. Также весьма распространенной причиной материализации налоговых рисков является недостаточное отслеживание сотрудниками организации арбитражной практики и разъяснений по спорным налоговым вопросам, что часто приводит к невозможности своевременно отреагировать на такие изменения и защищать позицию организации при предъявлении к ней аналогичных налоговых претензий. Часто причиной служит недостаточность или перегруженность персонала текущими задачами, такими как: подготовка налоговой отчетности, консультирование подразделений и ведение дел по налоговым вопросам в судах.

Оценка налоговых рисков предприятия представляет собой анализ по 12-ти критериям, которые содержатся в "Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (приказ ФНС России от 14.10.2008 №ММ-3-2/467). Эти критерии предполагают оценку налоговых рисков предприятия методом аналогии, т.е. сравнении конкретного налогового риска с аналогичной ситуацией по предприятиям отрасли.

Предприятию необходимо систематически анализировать свою деятельность, по каждому критерию:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. В бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких календарных лет.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.[1]

В таблице 1 представлены показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за 2013-2014 гг., необходимые для расчета показателей риска.

Таблица 1. Исходные данные для расчета налоговых рисков Научно-производственной фирмы НПФ"Мета-хром" за 2013-2014 гг.

Показатели 2013 год 2014 год
Выручка от продажи, тыс.руб. 63722 91574
Себестоимость продукции, тыс. руб. 40744 57050
Валовая прибыль, тыс. руб. 22978 34524
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 5803 11070
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 7269 10867
Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 1597 2132
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. 5672 8735

Наиболее высокой выручка от продаж была в 2014 году, по сравнению с 2013 годом она увеличилась на 27852 тыс. руб. Однако именно в 2014 году показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли достигли наивысших значений за 2 года. Этому способствовало сокращение себестоимости продукции. Также предприятие уплатило и максимальную сумму налога на прибыль в размере 2132 тыс. руб. в 2014 году.

По данным таблицы 1, можно провести расчеты по критериям Концепции планирования выездных налоговых проверок и определить присутствует ли налоговый риск в деятельности организации по данным критериям.

Рассчитав налоговую нагрузку по НПФ "Мета-хром", и сравнив ее со средней налоговой нагрузкой по отрасли, можно увидеть, что:

НП/(В + ВП) * 100% [7]

НП - общая сумма налогов
В + ВП - общая выручка (валовая прибыль и выручка)

Налоговая нагрузка НПФ "Мета-хром" в 2013 году = 1,84, в 2014 году = 1,69

Средняя нагрузка по отрасли в 2013 году =4,5 в 2014 году = 5,4

Организация не ведет свою финансовую деятельность с убытками, стало быть этот налоговый риск может не приниматься в расчет.

Следующий критерий оценки налоговых рисков: доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев. Критерий рассчитывается на основании данных Деклараций по НДС, и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету к сумме начисленного НДС, умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%. Результат по НПФ «Мета-хром» не превышает 89%, поэтому данный налоговый риск отсутствует.

Следующий критерий предполагает опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год).

Соотношение доходов 2014 года к доходам 2013 года: 0,9

Соотношение расходов 2014 года к расходам 2013 года: 0,7

Темп роста доходов превышает темп роста расходов, поэтому этот налоговый риск также не имеет отношения к НПФ «Мета-хром».

Следующий налоговый риск связан со средней заработной платой. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника не должен быть ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Средняя заработная плата вычисляется как отношение общей заработной платы к количеству работников умноженных на количество месяцев анализируемого периода. В данном случае за 2014 г.: 9 850 700 / 80 х 12 = 10 261 руб.

Согласна статистическим данным средняя заработная плата в проектных организациях, специализирующихся в области строительства, составляла 17911,9 рублей. В НПФ «Мета-хром» средняя заработная плата ниже, чем в аналогичных компаниях, поэтому данный налоговый риск является реальным.

Следующий налоговые риски (6,7,8,9,10) не имеют отношения к НПФ "Мета-хром" в силу специфики организации (не является индивидуальным предпринимателем, не работает с контрагентами-перекупщиками и посредниками), не облагается сельхозналогом, не получало от налоговых органов уведомлений о выявлении несоответствия показателей деятельности, не производило смены адресов во время налоговых проверок.

Следующий налоговый риск: отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Рентабельность НПФ «Мета-хром» в 2013 г. составила 14,2%, в 2014 г.- 19,4 превысила среднюю рентабельность по отрасли (в 2013 г.- 7,5%, в 2014 г.- 6,8%), что говорит об отсутствии у НПФ «Мета-хром» данного налогового риска.

Последний возможный налоговый риск - ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Это связано с применением следующих схем ухода от налогов:

Первая из них связана с получением необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок. Здесь включаются в цепочку хозяйственных связей лица, не исполняющие свои налоговые обязательства. В результате создаются фиктивные расходы, уменьшающие прибыль для целей налогообложения, и необоснованно получаются вычеты по НДС.

Вторая схема популярна в компаниях, работающих с недвижимостью (агентства недвижимости, инвесторы, страховые компании), - вексельная схема. Покупатель квартиры, заключивший договор инвестирования на строительство жилья, расплачивается с застройщиком (агентством недвижимости) векселем, приобретенным у организации, зависимой от застройщика. Это позволяет всем участникам незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.

Третья схема способствует получению необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной продукции (водки). Специфика данной схемы связана с тем, что налоговая нагрузка по акцизу при производстве из спиртосодержащей продукции гораздо ниже, чем при производстве из этилового спирта.

Последняя схема уделяет внимание компаниям, штат которых наполовину состоит из инвалидов. Формально такая организация соответствует требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, но при этом она производит продукцию силами не инвалидов, а персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга.

Научно-производственная фирма "Мета-хром" не применяет ни одну из этих схем.

Анализ налоговых рисков НПФ «Мета-хром» показал, что у организации существует один реальный налоговый риск - выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Та как этот критерий может заинтересовать налоговый органы, организации необходимо собрать максимальное количество документов, которые оправдывают невысокие доходы персонала (среди возможных причин могут быть названы: неполный рабочий день, низкая квалификация, недостаток опыта работы и т.д.). В состав бухгалтерии НПФ «Мета-хром» необходимо назначить специализированного на проблемах мониторинга налоговых рисков персонального ответственного за сбор, анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками.

Помимо подготовки налоговой отчетности, в функции специалиста по налогообложению необходимо включить оптимизацию текущих платежей и налоговой нагрузки, а также анализ и снижение налоговых рисков.

В Научно-производственной фирме «Мета-хром» необходимо разработать документ, устанавливающий единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков. В данном документе необходимо отразить механизм управления налоговыми рисками, анализ причин возникновения и метод устранения налоговых рисков, также необходимо отобразить организационные элементы мониторинга налоговых рисков организации.

Как правило, наиболее существенные налоговые риски возникают еще на этапе планирования крупных сделок и принятия ключевых бизнес - решений, таких как реструктуризация бизнеса или начало нового вида деятельности.

В заключение следует отметить, что всесторонняя оценка налоговых рисков со стороны участников налогового процесса как налогоплательщиков, так и государственных органов приведет к росту налоговой дисциплины и снижению количества и объема налоговых споров.

Библиографический список

1. «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Текст]: приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333// Консультант Плюс.

2. «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Текст]: приказ ФНС России от 08.04.2011 г. №ММВ-7-2/258 // Консультант Плюс.

3. Гончаренко, Л.П. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. №2. С.30-31.

4. Категория риск в инвестиционно-строительной деятельности: сб.науч.тр. / С.Г. Дятлов.: СПб:

5. Издательство СПбГУЭФ, 2008. 123 с. [5] Миронова О.А, Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2007. 428 с.

6. Щекин, Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права: учеб. пособие. М.: Статут, 2007.112 с.

7. http://www.profiz.ru/peo/5_2011/nalogovaia_nagruzka.

8. Murzina E.A., Larionova N.I., Yalyalieva T.V. Supervising the efficiency of governmental control of regional economy: legal aspects and economic essence // Mediterranean Journal of Social Sciences. -2015. - Т.6. - № 2. - С. 370-374.

9. Кошаева И.П., Мурзина Е.А. Проблемы контроля налогообложения добавленной стоимости // Вестник международных научных конференций. - 2015. - № 6 (10). - С. 68-71.

10. Душева Я.В., Мурзина Е.А. Анализ результативности выездных налоговых проверок при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля // Вестник международных научных конференций. - 2014. - № 1. - С. 66-78.

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ