Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту в сфере закупок

М.И. Тимохина,
студент
Научный руководитель:
П.А. Паулов,
канд. юрид. наук, доцент
Самарский государственный экономический университет
Россия, г. Самара
Международный журнал гуманитарных и естественных наук
№6-1 2019

Аннотация. В данной статье рассматриваются меры ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту; проводится анализ механизмов взыскания неустойки с поставщика (подрядчика, исполнителя).

В процессе реализации государственного (муниципального) контракта возможны нарушения исполнения сторонами обязательств. Данные нарушения приводят к ущемлению интересов добросовестного контрагента.

С целью обеспечения должного исполнения обязательств сторонами в контракт включается обязательное условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

По общему правилу, предусматривается привлечение в равной степени, как поставщика (подрядчика, исполнителя), так и заказчика к гражданско-правовой ответственности [1, с. 438].

Законодательством о закупках для обеспечения государственных (муниципальных) нужд предусматриваются традиционные формы неустойки в соответствии с действующим гражданским законодательством. Такая неустойка может выражаться в виде уплаты штрафа или пени, а именно:

  • за нарушение обязательств, обусловленных сроком исполнения, применяется неустойка в виде пени за каждый день просрочки;
  • за нарушение иных обязательств - неустойка в виде штрафа единовременно.

Например, по делу № А68-5030/2015 суд первой инстанции, установив факт просрочки исполнения подрядчиком обязательств по выполнению работ, удовлетворил исковые требования государственного заказчика о взыскании неустойки в виде пени. Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию суда первой инстанции.

В рамках другого дела государственный заказчик обратился в суд с иском к обществу-подрядчику о взыскании штрафа за нарушение обязательства по контракту, а именно за неисполнение подрядчиком условия о привлечении к исполнению контракта соисполнителя. Установив факт нарушения подрядчиком обязательства, суд счел правомерным требование о взыскании штрафа.

В настоящее время судебная практика показывает, что в ряде случаев существуют исключения, а именно «сторона контракта может быть освобождена от ответственности, если докажет, что обязательство, предусмотренное контрактом, не исполнено или исполнено ненадлежащим образом вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, либо по вине другой стороны» [2, с. 105].

Ранее действующим Федеральным законом от 21. 05. 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее - №94-ФЗ от 21.05.2005 г.) [3] была предусмотрена ответственность, носящая практически односторонний характер и применяемая, в основном, заказчиками в отношении поставщика.

С принятием Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - №44-ФЗ от 05.04.2013 г.) [4] произошли изменения в области применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение сторонами обязательств по государственному (муниципальному) контракту.

Например, некоторыми авторами отмечается, что «нормы №44-ФЗ носят ретрибутивный характер, поскольку они хотя и предусматривают достаточно высокий размер штрафных санкций в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, но уравновешены корреспондирующей ответственностью заказчика в части уплаты штрафов за неисполнение принятых им на себя обязательств, не связанных с нарушением сроков» [5, с. 125].

Правила и порядок применения неустойки к недобросовестному агенту регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 г. №1042.

Исходя из анализа существующей практики, определим механизмы взыскания неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) государственного (муниципального) контракта. Рассмотрим их.

  1. Обращение заказчика в суд о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойки. Полагается, что данный способ является не вполне эффективным, поскольку требует временных затрат, связанных с участием в судебных процессах.
  2. Включение в содержание государственного (муниципального) контракта условия об удержании начисленной неустойки за счет причитающихся с заказчика платежей. предполагается, что данный способ не противоречит законодательству, однако также является малоэффективным, т.к. если государственный (муниципальный) контракт выполнен не в полном объеме, то заказчик вынужден обратится за взысканием неустойки в суд.
  3. Наиболее часто встречаемым способом является взыскание заказчиком неустойки (штрафа, пени) за счет предоставленного поставщиком обеспечения. Отмечается, что и данный способ имеет недостаток, а именно, сумма банковской гарантии или залога может оказаться недостаточной для оплаты всех начисленных неустоек или банковская гарантия утратит силу ввиду отзыва у банка лицензии.

Таким образом, полагаю, что за нарушение исполнения сторонами обязательств по государственному (муниципальному) контракту в сфере закупок предусматривается мера ответственности - неустойка. Данная мера классифицируется на срочную (пени) и единовременную (штраф). Механизм взыскания с недобросовестного агента требует наиболее четкой регламентации.

Библиографический список

1. Паулов П.А., Соловьева Т.А. Реестр государственных контрактов как фактор повышения эффективности государственных закупок // Бюллетень науки и практики. - 2018. -Т. 4. № 12. - С. 438-441.

2. Галицкая А.А. Ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту // Вестник академии права и управления. - 2018. - №3 (52). - С. 105-111.

3. Федеральный закон от 21.05.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс.

5. Рыбакова Е.А. Проблемы применения мер ответственности сторон за ненадлежащее исполнение государственных или муниципальных контрактов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т. 10. №3.- С. 125-133.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ