Поиск резервов роста доходов федерального бюджета

А.Н. Исмагилов, студент
Научный руководитель:
Н.С. Шмиголь, канд. экон. наук, доцент
Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации (Россия, г. Москва)
Экономика и бизнес: теория и практика
№12-1 2018

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы увеличения доходов федерального бюджета, дается авторский анализ и оценка структуры и динамики доходов федерального бюджета за период 2006-2017 гг. Выделены направления повышения доходов федерального бюджета: отраслевая диверсификация, приватизация объектов государственной собственности, повышение качества администрирования налогов, цифровизация экономики. В дополнении, рассматривается проблема повышения налогов как одного из инструментов увеличения доходов федерального бюджета, определены основные проблемы сбалансированности федерального бюджета.

На сегодняшний день доходы федерального бюджета призваны стать основным источником стимулирования экономического роста в стране. Вместе с тем, заявленные Минэкономразвития России и используемые при расчете показателей федерального бюджета темпы роста экономики на уровне, не превышающем 2%, не могут обеспечить решение поставленной в майском Указе Президента Российской Федерации задачи входа России в число пяти ведущих экономик мира. По данным Счетной Палаты Российской Федерации, ухудшился прогноз экономического роста: прогноз роста ВВП на 2019 год понижен Правительством Российской Федерации с 2,2% до 1,3%, а Банком России - с 1,5-2,0% до 1,2-1,7% [1]. Такое ухудшение прогноза роста российской экономики, несмотря на значительное улучшение внешних условий для российского экспорта, свидетельствует о необходимости выявления внутренних резервов экономического развития, совершенствования проводимой экономической политики, повышения ее эффективности с точки зрения достижения национальных целей и решения стратегических задач развития Российской Федерации. Для более быстрого роста нужны реальные инвестиции в экономику, в том числе за счет доходов федерального бюджета. Поэтому поиск резервов роста доходов федерального бюджета сегодня является актуальной задачей.

Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета, отражающий качество управления доходами, а также качества прогнозирования доходов федерального бюджета за последние 12 лет свидетельствует о сохраняющейся зависимости доходной части федерального бюджета от поступлений волатильных нефтегазовых доходов, несмотря на тенденцию в снижении их доли в общем объеме доходов [2]:

Динамика доля нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета

Рис. 1. Динамика доли нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджет

Из данных на рисунке 1 видно, что главная тревожная тенденция, которую можно выявить, анализируя данные графика, заключается в том, что доля ненефтегазовых доходов с некоторыми колебаниями находится на примерно одном уровне, составляя 40-50% всех доходов федерального бюджета. Таким образом, несмотря на дискуссии о необходимости диверсификации российской экономики, развитии других экономический отраслей, технологичных производств, зависимость России от продажи нефти и газа сохраняется, что, несомненно, не может давать никаких гарантий по поводу увеличения доходов федерального бюджета, о сохранении его стабильности и сбалансированности. Другой тенденцией является увеличение доли налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, однако в доле ВВП налоговые доходы остаются примерно на одном уровне, что позволяет сделать предположение об улучшении качества администрирования и собираемости налогов, налоговая нагрузка при этом не увеличивается. Анализ динамики фактических доходов федерального бюджета и прогнозных значений на 2018, 2019 и 2020 показывает, что налоговые доходы имеют стабильную положительную тенденцию к росту, однако неналоговые доходы растут не так уверенно, а безвозмездные поступления сокращаются.

Структура ненефтегазовых доходов федерального бюджета за 2012-2017 гг. представлена на рисунке 2:

Состав и структура основных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2012-2017 годах

Рис. 2. Состав и структура основных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2012-2017 гг.

Из данных на рисунке 2 следует, что основную долю в структуре доходов федерального бюджета устойчиво занимает налог на добавленную стоимость, вторым по величине доходным источником является поступления акцизов, на третьем месте -поступления по налогу на прибыль организаций. Поскольку в федеральном бюджете преобладает доля налоговых доходов, данное обстоятельство обусловливает необходимость применения налоговых инструментов увеличения доходов бюджета.

В соответствии с отмеченной выше зависимостью значительной доли доходов федерального бюджета от ситуации на мировом рынке нефти и газа (динамика изменения нефтегазовых доходов соответствует динамике изменения цены на нефть), одной из самых действенных и необходимых для российской экономики мер повышения доходной части федерального бюджета представляется усиление отраслевой диверсификации, то есть развитие реального сектора экономики. Рост числа организаций, осуществляющих свою деятельность в ненефтегазовых отраслях, могло бы привести к повышению устойчивости налоговых доходов (налог на прибыль является важной статьей доходов федерального бюджета) [3, с. 37]. Тем более, что в существующих на сегодняшний день условиях санкций и некой обособленности от внешнего рынка капитала, у отечественных компаний есть реальные возможности для развития и повышения конкурентоспособности своей продукции.

Еще одним инструментом повышения доходов федерального бюджета может стать приватизация объектов государственной собственности. В распоряжении Правительства РФ от 08.02.2017 №227-р утверждается план приватизации федерального имущества. В нем прогнозируется проведение приватизации 477 акционерных обществ, 298 унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, а также иного имущества России в 1041 объектах. Это должно оптимизировать структуру собственности государства. При этом прогнозируется, что прирост неналоговых доходов федерального бюджета составит 5,6 млрд. руб. ежегодно в течение 2017-2019 гг. [4]. Подобная мера должна улучшить качество оказываемых услуг, поскольку целью организаций, контролируемых государством, не является извлечение прибыли, они располагают поддержкой со стороны государства, поэтому не имеют мотивации для оказания высококачественных услуг. Частный бизнес, напротив, заинтересован в оказании услуг высокого качества для привлечения большого количества клиентов в условиях жесткой конкурентной среды с целью максимизирования своей прибыли. Более того, государство может заказывать оказание услуг (государственные заказы) у самых эффективных исполнителей.

Для выполнения майского указа Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительством Российской Федерации было принято решение о повышении с 2019 года ставки НДС с 18% до 20%, поскольку для реализации поставленных стратегических целей и задач необходимо было найти дополнительные 8 трлн руб. Как заявил министр финансов А.Г. Силуа-нов, федеральный бюджет ежегодно будет получать дополнительные 600 млрд руб. от роста НДС, что с учетом роста ВВП даст примерно 4 трлн руб. за 6 лет [5]. Однако представляется, что такой шаг может нести за собой негативные последствия, о чем заявляли многие специалисты. Представляется, что негативный эффект от повышения НДС может перевесить положительные моменты от повышения ставки НДС, а именно:

  • самый болезненный удар будет нанесен по потреблению. Дополнительная налоговая нагрузка ляжет на плечи рядового потребителя, на население страны. Особенно сильно это скажется на социальных группах с низкими доходами, то есть пенсионеров, инвалидов, малоимущих и т.д. Повышение цен в условиях сохранения уровня зарплат, пенсий, социальных выплат приведет к снижению располагаемых доходов граждан, что в целом снизит уровень жизни населения. Компании уже в конце 2018 г. начали повышать цены на свою продукцию, не дожидаясь вступления изменений законодательства в силу;
  • рассматривая экономику в целом, можно утверждать, что результатом сокращения уровня потребления станет замедление темпов экономического роста, который и без того сегодня ниже среднего значения по всему миру [6];
  • повышение НДС уменьшит внутренний спрос. Это должно компенсироваться увеличением инвестиций, то есть переходом к инвестиционной модели роста, что, с точки зрения стратегического развития, правильно. Однако существуют более эффективные средства ускорения национальной экономики, к примеру, перераспределение государственных расходов, увеличение финансирования инфраструктурных проектов их Фонда национального благосостояния [6].

То же касается и пенсионной реформы, которая может рассматриваться исключительно как вынужденная мера Правительства РФ. Правительство идет на этот шаг из-за ситуации с трудовыми ресурсами, поскольку серьезно сокращается показатель количества трудоспособных граждан на одного пенсионера. По подсчетам «Центра стратегических разработок» к 2044 г. на 1 пенсионера будет приходиться всего лишь 1,5 работающих гражданина [7]. В структуре расходов федерального бюджета социальная политика, включающая пенсионные выплаты, занимает наибольшую долю расходов [2]:

Структура расходов федерального бюджета в 2017 году

Рис. 3. Структура расходов федерального бюджета в 2017 г

После проведения реформы у нынешних пенсионеров, по заявлениям Д.А. Медведева, должны вырасти пенсии. Финансовый эффект от повышения пенсионного возраста, по прогнозам директора Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимира Назарова, будет нарастать ежегодно более чем на 1% ВВП к 2030-м годам. По подсчетам директора аналитического департамента УК «БКС Сбережения» Сергея Суверова повышение пенсионного возраста должно снизить дефицит ПФР на несколько сотен млрд. рублей [7]. Таким образом, вследствие того, что граждане будут позже выходить на пенсию, увеличатся страховые взносы во внебюджетные фонды, а также будет обеспечен рост НДФЛ, который является важной доходной статьей региональных бюджетов. Дополнительные доходы региональных бюджетов могли бы пойти на решение ряда внутри региональных проблем, что снизило бы нагрузку федерального бюджета в отношении объемов межбюджетных трансфертов.

Представляется, что рост собираемости НДС следует обеспечивать не за счет повышения ставки налога, а реализуя такие направления экономической политики, как стимулирование деловой активности, создание комфортных условий для развития новых предприятий, улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Еще одним способом увеличения доходов федерального бюджета является повышение качества администрирования доходов бюджета, что прежде всего, связано с борьбой против теневых схем уклонения от уплаты налогов (например, проблемой теневого сектора по налогу на добавленную стоимость являются физические лица, ведущие незарегистрированную предпринимательскую деятельность). Для этого необходимо принять соответствующие поправки в налоговое законодательство, а также повысить эффективность контроля за уплатой налогов [8]. В частности, это касается вопроса активизации работы по инвентаризации и систематизации налоговых льгот, а также борьбы с уклонением от уплаты налогов. Более того, у администраторов, осуществляющих прогнозирование и планирование федерального бюджета, отсутствуют единые методики расчетов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Принятие единых методик, которые улучшили бы администрирование налогов, могло бы стать подспорьем для четкого формирования доходной части федерального бюджета.

Можно обратиться к примеру СССР, в котором было изменено соотношение налоговых и неналоговых поступлений. Необходимо увеличить неналоговую часть поступлений с помощью финансирования и развития видов экономической деятельности. Как и в современной России, в СССР была нехватка финансовых ресурсов на развитие промышленности, однако власти осуществляли бюджетные инвестиции в развитие экономики, чтобы в будущем получить больше доходов [9].

Важной предпосылкой для увеличения доходной части федерального бюджета должна стать цифровизация экономики. Россия может получить позитивный эффект от цифровизации как в экономике, так и социальной сфере. Цифровая экономика способна внести существенный вклад в экономический рост, а как следствие увеличить доходы федерального бюджета, поскольку с ее помощью можно получить прирост производительности труда. В частности, сегодня существует концепция четвертой промышленной революции («Индустрия 4.0»). Эффект от ее внедрения в России можно представить в виде следующей схемы:

Эффект для России отменён исходя из расчётного эффекта внедрения технологий индустрии 4.0 в развивающихся странах с поправкой на долю ВВП России в общем ВВП развивающихся стран

Рис. 4. Эффект для России оценен исходя из расчетного эффекта внедрения технологий «Индустрия 4.0» в развивающихся странах с поправкой на долю ВВП России в общем ВВП развивающихся стран.

Источник: Росстат, ЦБ РФ, HIS, IMF, The Internet of Things, McKinsey Global Institute

Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному собранию в мае 2017 года заявлял: «Цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики -вопрос национальной безопасности и независимости России» [10]. Внедрение элементов цифровой экономики могло бы повысить прибыльность государственных корпораций, доходы которых направляются в федеральный бюджет.

На сегодняшний день в числе главных проблем, тормозящих рост доходов федерального бюджета, можно выделить:

  • отток капитала из экономики России;
  • несовершенство принципа открытости и прозрачности бюджетной системы РФ, поскольку ежегодно Счетная палата Российской Федерации выявляет огромное количество нарушений использования государственных ресурсов;
  • недостаточный контроль за формированием государственных ресурсов и качеством их использования;
  • ухудшение основных социально-экономических показателей.

Существует много возможностей увеличения доходной части федерального бюджета. Перед Правительством Российской Федерации стоит задача выявить наиболее эффективные способы и внедрить их с целью обеспечения стабильного роста национальной экономики. Безусловно, в текущей экономической и геополитической ситуации сделать это будет очень сложно. Тем не менее, чтобы в будущем федеральный бюджет и в целом российская экономика не оказались в еще худшем положении, нужно предпринимать определенные действия уже сегодня и выводить российскую экономику из стагнации.

Библиографический список

1. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации // Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». [Электронный ресурс]. - URL: http://audit.gov.ru/upload/iblock/a80/a80472058c7347c07c26802f8f0de316.pdf (дата обращения 14.10.2018)

2. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2006 г.). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/ (дата обращения 14.10.2018)

3. Косов М.Е., Иванова Я.Я. Особенности формирования федерального бюджета в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 83 (85-3). - С. 32-38.

4. Распоряжение Правительства РФ от 08.02.2017 № 227-р (ред. от 06.03.2018) «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212726/ (дата обращения 14.10.2018)

5. ВЕДОМОСТИ // Экономике дорого обойдется решение повысить НДС. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/06/14/772832-povisit-nds (дата обращения 14.10.2018)

6. Forbes // Нищая страна: сколько россияне заплатят за повышение НДС. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/363107-nishchaya-strana-skolko-rossiyane-zaplatyat-za-povyshenie-nds (дата обращения 14.10.2018)

7. РБК // Почему правительство решилось на повышение пенсионного возраста. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/economics/14/06/2018/5b2281c89a7947620bf42b9d (дата обращения 14.10.2018)

8. Храмченко А.А., Заралиди В.П. Проблема дефицита федерального бюджета РФ, поиск альтернативных источников формирования доходов // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 7 (15). - С. 357-358.

9. Косое М.Е. Совершенствование механизма формирования федерального бюджета Российской Федерации в современных условиях. // Вестник экономической безопасности. - 2018. - №1.

10. Российская газета // Арифметика будущего. [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2017/07/05/putin-sravnil-cifrovuiu-ekonomiku-s-elektrifikaciej.html (дата обращения 14.10.2018)

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ