Проблемы эффективного управления муниципальной собственностью

Ерофеев И.С.
студент магистратуры,
Российский государственный университет правосудия
(филиал), г. Нижний Новгород
Отечественная юриспруденция
№7 (32) 2018

Аннотация: в статье анализируются проблемы эффективного использования муниципальной собственности, рассмотрены мнения специалистов на проблемы и пути их решения, предложены способы повышения эффективности при управлении муниципальной собственностью.

Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность - имущество, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований. Муниципальную собственность можно охарактеризовать как ключевой инструмент, позволяющий органам местного самоуправления решать вопросы местного значения, способствуя этим социально-экономическому развитию муниципального образования. [1, с. 17].

Редко когда удается, чтобы управление чем-либо проходило гладко и идеально. Это же можно отнести и к управлению собственностью муниципальных образований в России. Многие специалисты и эксперты в данной области говорят о том, что регулирование отношений происходит плохо и не эффективно.

Следует отметить, что местное самоуправление является важным и неотъемлемым институтом современного общества. Деятельность местного самоуправления осуществляется через управление муниципальной собственностью. В муниципальную собственность входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. [2, ст.215].

В данной работе, в результате изучения трудов специалистов и экспертов в данной области, были обобщены проблемы управления муниципальным имуществом и рассмотрены возможные пути для их решения.

Например, Артемьев А.А. считает, что в Российской Федерации ключевой проблемой является управление земельно-имущественным комплексом, так как проведение сложных систем часто находится в противоречии с интуитивными представлениями о системе, и именно поэтому принимаемые управленческие решения не всегда совпадают с теми решениями, которые приняты на основе практического опыта. Для решения данных проблем, автор предлагает осуществить стратегическое управление, которое будет направлено на извлечение наибольших выгод из преимуществ субъекта управления. Предлагается два направления: первое связано с созданием конкретных форм и условий землепользования, второе в использовании земли путем создания нормативно-правовой базы. Так же Артемьев А.А. отмечает, что решение всех функций должно быть направлено в первую очередь на реализацию интересов граждан. [3, с. 116].

Егорова И.С. и Соколова Т.А. говорят о том, что в структуре доходов местных бюджетов видна усиливающаяся зависимость муниципальных образований от субъектов Российской Федерации в части финансового обеспечения. Оценка эффективности муниципальных унитарных предприятий происходит при помощи финансово-экономических показателей и при этом совсем не учитывается бюджетная и социальная эффективность. Авторы, в качестве решения данной проблемы предлагают проводить всесторонний анализ деятельности муниципальных унитарных предприятий и отмечают важность практического применения этих положений. Так же, авторы говорят о необходимости расстановки приоритетов муниципальными предприятиями. [4, с.138].

В работе отмечена лишь малая часть проблем возникающих при управлении муниципальной собственностью, в реальности их намного больше, и довольно часто они вытекают из-за несовершенства действующего законодательства. Малая эффективность от использования муниципальной собственности связана так же с тем, что преобладают в составе этой собственности имущественные комплексы организаций социальной сферы, а так же жилищно-коммунального хозяйства.

Можно предложить следующие способы повышения эффективности при управлении муниципальной собственностью:

  1. Отмена налога с продаж. Этот налог был введен на территории многих субъектов Российской Федерации с целью получения дополнительных средств. На практике, по мнению специалистов, он показ свою неэффективность.
  2. Долевое участие и партнерство органов местного самоуправления с частными предпринимателями муниципального образования. Партнерство даст возможность местным органам власти обеспечить предоставление определенных услуг населению на договорной основе.
  3. Необходимо развитие механизмов для участия жителей муниципальных образований в управлении объектами муниципальной собственности. Для этого нужно:
    1. предоставлять жителям возможность участвовать в процессе создания плановых документов;
    2. налаживать систему обратной связи для открытой дискуссии относительно плановых документов;
    3. обеспечить доступ к проектам плановых документов в Интернете и официальных сайтах муниципальных образований;
    4. поддерживать общественные проекты по развитию муниципальных образований;
    5. проводить общественные слушания по тем или иным вопросам.

В итоге, на сегодняшний день существует множество причин, из которых вытекает невысокая эффективность в управлении муниципальной собственностью. Механизмы эффективности нуждаются в доработке и совершенствовании. Искоренить данные проблемы возможно только при применении комплексного и системного подхода к их решению. Возможно, не будет лишним перенять положительный опыт в решении данного вопроса у иностранных государств.

Также, необходимо понимать, что именно удовлетворение потребностей граждан и повышение уровня и качества их жизни должно является конечной целью деятельности органов местного самоуправления. Именно поэтому определяющую роль в повышении эффективности в отношении управления муниципальной собственностью может сыграть активизация участия местных жителей при решении вопросов местного значения.

Повышение уровня и качества жизни населения - одна из важнейших задач местного самоуправления, а достижение этой цели в значительной мере зависит от эффективности использования объектов муниципальной собственности.

Список литературы

1. Леви А.В. Эффективное управление муниципальной собственностью // Региональная экономика и управление. 2011. № 1.С. 17-26.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018).

3. Артемьев А.А. Значение территориального интереса управления собственностью региона и муниципального образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1.С. 116-118.

4. Егорова И.С., Соколова Т.А. Об эффективности управления муниципальной собственностью. С. 138-143.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ