Прямые налоги и их место в налоговой системе российской федерации

Зотиков Николаи Зотикович
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов и экономической безопасности,
Чувашский государственный университет,
Россия, Чебоксары
Львова Марина Вячеславовна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса,
Чувашский государственный университет,
Россия, Чебоксары (
Костанайский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Челябинский государственный университет»,
Республика Казахстан, г. Костанай
2017 / Актуальные вопросы экономических наук

Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и на уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

Проблемы взимание прямых налогов в Российской Федерации, будучи нерешенными, так или иначе продолжают существовать и наносить вред экономике страны. В современном обществе уменьшение недополучения прямых налогов в бюджет является необходимым условием сокращения социально-экономических проблем.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг) [1, с. 49].

В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом [2, с. 64].

При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).

Как утверждает П.П. Грушевский, одним из достоинств прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т.п.) [3, с. 59].

Так же к достоинствам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.

Исследуем динамику поступлений налоговых доходов. Для этого обратимся к таблице 1.

Таблица 1. Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.)

Динамика налоговых доходов Относительное отклонение налоговых доходов, %
Виды доходов 2013 2014 2015 2014/2013 2015/2013
Всего налоговых доходов 11600,38 14788,39 16562,92 27,48 42,78
Налог на прибыль организаций 1 774,57 2 270,54 2 355,70 27,95 32,7
Налог на доходы физических лиц 1 790,50 1 995,81 2 261,48 11,47 26,3
Налог на добычу полезных ископаемых 1 406,31 2 042,55 2 459,40 33,45 74,9

Общие доходы в периоде с 2013 по 2015 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что часть бизнеса вышла из теневой экономики, также увеличились доходы граждан, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.

Поступления от налога на прибыль организаций с 2013 по 2015 увеличились на 581,13 млрд.руб. или на 32,7 %. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на 26.3 %. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053, 09 млрд. руб. или на 74,9 % [4, с. 19].

Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налоговых доходов в периоде с 2013 по 2015 год имели тенденцию к росту. Наиболее значительный темп роста наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых - 32,7 % и 74,9 % соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков.

Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации тыс. руб. представлены в таблице 2.

Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2015 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых - 40.4 % и налог на прибыль организаций - 19,2 %, при этом снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 19,2 % и 1,8 % соответственно.

Таблица 2. Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации, тыс. руб.

Налоги 2013 г. Удельный вес (%) 2014 г. Удельный вес (%) 2015 г. Удельный вес (%)
Налоговые поступления всего в том числе: 366520 100 421134 100 491786 100
Налог на прибыль организаций 78802 21,5 87596 20,8 94423 19,2
Налог на добычу полезных ископаемых 130481 35,6 160873 38,2 198682 40,4
Налог на доходы физических лиц 12828 3,5 8844 2,1 8852 1,8

Рассмотрим налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации (таблица 3).

Таблица 3. Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации, тыс. руб.

Налоги 2013 г. Удельный вес (%) 2014 г. Удельный вес (%) 2015 г. Удельный вес (%)
Налоговые поступления всего в том числе: 890382 100 1260302 100 1557244 100
Налог на прибыль организаций 33478 37,6 51798 41,1 658714 42,3
НДФЛ 251088 28,2 412119 32,7 527906 33,9
НДПИ 77463 8,7 123510 9,8 175969 11,3

Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3 %, налог на доходы физических лиц - 33,9 % и налог на добычу полезных ископаемых -11,3 %. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов. Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7 %, налога на доходы физ. лиц - на 5,7 % и налога на добычу полезных ископаемых - на 2,6 %.

Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1 %, налога на прибыль организаций - 11,7 %. (таблица 4).

Таблица 4. Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации, тыс. руб.

Налоги 2013 г. Удельный вес (%) 2014 г. Удельный вес (%) 2015 г. Удельный вес (%)
Налоговые поступления всего в том числе: 410571 100 558357 100 692358 100
НДФЛ 231562 56,4 333897 62,1 429954 59,8
Налог на прибыль организаций 54195 13,2 70353 12,6 81006 11,7
НДПИ 27919 6,8 42993 7,7 62312 9,0

Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2015 г. поступления составили 15,22 % в общем объеме поступлений, тогда как в 2014 и 2013 гг. -16,35 % и 17,3 % соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2013-2015 гг. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу [4, с. 15].

Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 5.

Таблица 5. Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Динамика налоговых доходов Отклонение
Виды доходов 2013 2014 2015 2014 / 2013 2015 / 2014
Консолидированный бюджет РФ 38,1 39 41,9 2,4 7,4
Местные бюджеты 68,3 70,3 69,9 2,9 -6,0

Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2014 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2013 г., а в 2015 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2014 г.

Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2014 г. по сравнению с 2013 г., а также в 2015 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2014. г.

В 2015 году задолженность бюджету по прямым налогам составила 770,3 млрд. рублей из них 25,1 % составляют задолженность по налогу на прибыль организации, 0,7 % - налог на доходы физических лиц и 0,4 % -налог на добычу полезных ископаемых, что представлено в таблице 6.

Таблица 6. Структура задолженности по прямым налогам за 2015 год

Задолженность Из нее
млрд. рублей в % к итогу недоимка урегулированная задолженность
млрд. в % к итогу млрд. руб. в % к итогу
Всего 770,3 100 405,3 100 365 100
в том числе:
налог на прибыль организации
165,6 25,1 64,1 15,8 100,5 27,5
НДФЛ 5,4 0,7 2,9 0,7 2,5 0,7
НДПИ 3,7 0,4 1,9 0,5 1,7 0,5

Недоимка по налоговым платежам за 2015 год составила 405,3 млрд. рублей. Урегулированная задолженность за 2015 год составила 365 млрд. рублей.

Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства и задолженность, взыскиваемую судебными приставами, можно отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет.

Во многом это связано с уклонением как организаций, так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства.

По нашему мнению, необходимо выбрать правильные и чётко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс российской федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (действующая редакция от 29.12.2015) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04 января 2016. - № 1 (часть I). - Ст. 26.

2. Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России [Текст] / Е.Ю. Бабенко. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2014. - 562 с.

3. Грушевский П.П. Бюджетная система [Текст] / П.П. Грушевский. -М.: Омега-Л, 2015. - 854 с.

4. Грозовский Б. Бюджетная система России [Текст] / Б. Грозовский // Ведомости. - 2015. - № 5. - С. 8-12.


Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ