Пути совершенствования кредитования реального сектора экономики

Галухин А.В
кандидат экономических наук, научный сотрудник.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
«Вологодский научный центр Российской академии наук».
Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а.
Тел.: +7(8172) 59-78-10.
Проблемы развития территории. 2018. № 6

Совершенствование механизмов и инструментов кредитования реального сектора экономики является актуальным направлением повышения темпов социально-экономического развития территорий. В статье проанализировано значение ресурсов банковского сектора в экономике и сделан вывод о его увеличении в последние годы. Цель статьи заключалась в выявлении направлений и разработке комплекса мероприятий по повышению доступности и роли кредитования реального сектора экономики как одного из ключевых факторов активизации социально-экономического развития территорий. Методологическую основу исследования составляют принципы экономического, статистического и сравнительного анализа, методы обобщения. В результате рассмотрения тенденций кредитования, базирующихся на статистических данных Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, информационного портала «Банкиру» и других, сделан вывод о том, что концентрация на крупнейших банках с доминированием «госбанков» направляет рынок к снижению конкуренции и возможным новым проблемам, приводящим к вливаниям существенных объемов государственных средств для поддержки таких кредитных организаций.

При этом количество субъектов федерации, в которых отсутствуют собственные региональные банки, увеличивается с каждым годом. Выявлено, что фундаментальная слабость региональных банковских систем препятствует созданию устойчивой финансовой основы расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов. В статье предложен комплекс мероприятий по увеличению вклада ресурсов банковской системы в повышение темпов экономического развития территорий, среди которых расширение механизма докапита-лизации на региональные банки, изменение процентной политики кредитных учреждений в рамках финансирования проектов инвестиционного характера, увеличение лимитов субсидированных кредитов приоритетных отраслей экономики для целей технического перевооружения и импортозамещения, смягчение регулятивных норм кредитования при оценке качества обслуживания долга и финансового положения заемщиков. Результаты исследования могут быть востребованы органами власти при корректировке финансовой политики, а также полезны специалистам и научному сообществу, занимающимся вопросами развития кредитования реального сектора экономики.

Реализация приоритетов социально-экономического развития страны и ее территорий неотъемлемо связана с устойчивым развитием национальной финансовой системы, в том числе путем развития внутренних источников долгосрочных финансовых ресурсов, совершенствования механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, модернизации и расширения направлений поддержки кредитования стратегических отраслей, наукоемких и высокотехнологичных производств. Отмеченные направления зафиксированы в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года1 в качестве ключевых задач в рамках развития денежно-кредитной компоненты финансовой системы страны и увеличения вклада ресурсов банковской системы в социально-экономическое развитие территорий.

1 О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Необходимо отметить, что вклад кредитно-финансовых ресурсов в развитие экономики России на современном этапе увеличивается [1; 2]. Об этом ярко свидетельствует рост объемов выдачи кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам. Их объем по отношению к ВВП РФ в 2017 году приблизился к 46% (табл. 1). При этом согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, в среднесрочной перспективе ожидается дальнейший рост объемов выдачи кредитов и займов2.

2 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы. URL: http://economy.gov.ru

Таблица 1. Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора Российской Федерации

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Совокупные активы (пассивы) банковского сектора, млрд руб. 49509,6 57423,1 77653,0 82999,7 80063,3 85191,8
% к ВВП 72,6 78,5 98,0 99,5 92,9 92,6
Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность, млрд руб. 27708,5 32456,3 40868,5 43985,2 40938,6 42366,2
% к ВВП 40,6 44,4 51,6 52,7 47,5 46,0
из них кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам, включая просроченную задолженность, млрд руб. 7737,1 9957,1 11329,5 10684,3 10803,9 12173,7
Кредиты банков в инвестициях организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства), млрд руб. 806,3 1003,6 1098,7 849,9 1172,8 1308,1
% к инвестициям организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) 8,4 10,0 10,6 8,1 10,4 10,9
Вклады физических лиц, млрд руб. 14251,0 16957,5 18552,7 23219,1 24200,3 25987,4
% к ВВП 20,9 23,2 23,4 27,8 28,1 28,2
Депозиты и средства на счетах нефинансовых и финансовых организаций (кроме кредитных организаций), млрд руб. 14565,1 16900,5 23418,7 27064,2 24321,6 24843,2
% к ВВП 21,4 23,1 29,6 32,5 28,2 27,0
Источник: Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели от июля 2018 г. № 189 / Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_189.pdf

Важно заметить, что с началом кризисных явлений в национальной экономике на протяжении 2014-2017 гг. кредитование нефинансовых организаций стагнировало. Более того, в реальном выражении за последние 4 года произошло сжатие кредитного портфеля предприятий и организаций (снижение составило 15%). Драйвером роста банковского кредитования в последние годы стали займы, предоставляемые физическим лицам [3; 4]. В первую очередь это касается жилищных кредитов. Так, в 2017 году доля жилищных кредитов достигла внушительных 42%, в то время как в 2011 году она составляла 30%, а в 2006 году равнялась только 9% (табл. 2).

Таблица 2. Задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями физическим лицам

Показатель 2006 год 2011 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Кредиты, выданные физическим лицам, млрд руб. 882,9 3715,3 9698,9 11005,3 10366,8 10610,9
Жилищные кредиты, млрд руб. 77,4 1102,3 2647,4 3517,1 3912,8 4464,5
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

Экономика страны и каждого региона в отдельности во многом зависит от эффективного взаимодействия банковского и реального секторов экономики, поскольку предприятия не всегда способны осуществить масштабные инвестиционные проекты ввиду ограниченности собственных финансовых ресурсов. При этом деятельность предприятий, особенно малых и средних, напрямую зависит от доступности кредитов на местах [5]. Экономисты Луиджи Гуизо, Пао-ла Сапиенца и Луиджи Зингалес на примере Италии доказали, что развитость финансовой системы региона повышает вероятность того, что люди будут открывать свой бизнес, способствует увеличению числа новых фирм и позволяет им расти быстрее. По данным исследования, компания, которая работает в регионе с наиболее развитой финансовой системой, растет на 67% быстрее, чем бизнес в среднем по стране [6].

Развитие банковской деятельности в регионах имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего наблюдается резкий разрыв между регионами по обеспеченности банковскими услугами (табл. 3), вызванный неравномерностью экономического развития самих регионов Российской Федерации [7]: чем инвестиционно привлекательнее регион, тем более развита его банковская система.

Таблица 3. Задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в расчете на душу населения, тыс. руб.

Субъект РФ 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
г. Москва 312,2 423,0 502,9 555,4 646,8 637,9 690,1
г. Санкт-Петербург 144,2 191,4 233,4 260,2 293,6 289,6 283,9
Ямало-Ненецкий АО 71,1 90,2 142,0 224,1 210,5 321,0 278,9
Тюменская область 57,8 70,1 93,4 128,8 145,4 214,2 191,7
Республика Ингушетия 6,5 14,5 14,5 15,8 15,2 14,5 11,7
Республика Крым н/д н/д н/д н/д 1,3 4,2 11,0
Республика Дагестан 6,6 8,5 9,8 11,7 11,6 9,1 8,6
г. Севастополь н/д н/д н/д н/д 1,4 3,3 6,7
Республика Тыва 6,7 8,8 10,9 12,6 11,6 8,5 6,2
В целом по Российской Федерации 73,5 95,2 112,7 125,2 141,4 142,7 148,2
Рассчитано по: данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

Так, число кредитных организаций в РФ сократилось за последние 7 лет на 389 единиц (-38,4%). В 2017 году не имели собственных региональных банков такие субъекты федерации, как Брянская область, Орловская область, Смоленская область, Архангельская область, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Ямало-Ненецкий АО, Республика Бурятия, Забайкальский край, Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский АО.

При этом количество банков, головной офис которых находится в г. Москве в 2017 году составило 314 единиц. Это больше, чем в Приволжском, Северо-Западном, Южном, Сибирском, Уральском, Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, вместе взятых. Например, в г. Санкт-Петербурге (который немногим более чем в два раза уступает г. Москве по численности населения) количество кредитных организаций в 9 раз меньше, чем в столице страны (табл. 4).

Таблица 4. Число кредитных организаций, ед.

Регион 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Российская Федерация 1012 978 956 923 834 733 623
Центральный ФО, в т. ч.: 585 572 564 547 504 434 358
г. Москва 514 502 494 489 450 383 314
Приволжский ФО, в т. ч.: 118 111 106 102 92 85 77
Республика Татарстан 26 25 23 22 22 22 20
Северо-Западный ФО, в т. ч.: 71 69 70 70 64 60 49
г. Санкт-Петербург 39 39 39 41 41 39 33
ЮжныйФО 47 45 46 46 45 42 38
Сибирский ФО 56 54 53 51 44 41 37
Уральский ФО 51 45 44 42 35 32 29
Дальневосточный ФО 27 26 23 22 22 17 18
Северо-Кавказский ФО 57 56 50 43 28 22 17

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

Статистические данные Банка России позволяют сделать вывод о чрезвычайной монополизации банковского сектора России, крайней неравномерности в обеспечении всеми видами банковских услуг субъектов федерации и недостаточном развитии региональных банковских систем [8; 9]. По данным в РФ действующими являются уже только 530 кредитных организаций. Основной причиной отзыва банковских лицензий в пресс-релизах Банка России называется высокорискованная кредитная политика или бизнес-модель - размещение средств в низкокачественные активы, неадекватная оценка рисков и недоформирование резервов [12].

Таблица 5. Величина активов десяти крупнейших банков РФ на 01.06.2018

Название банка Регион регистрации Активы, тыс. руб. Доля, %
Сбербанк России Москва и обл. 25 247 064 642,00 30,02
ВТБ Санкт-Петербург и обл. 12 357 435 215,00 14,69
Газпромбанк Москва и обл. 6 047 527 444,00 7,19
Россельхозбанк Москва и обл. 3 392 278 656,00 4,03
Национальный Клиринговый Центр Москва и обл. 3 129 487 074,00 3,72
Альфа-Банк Москва и обл. 2 890 100 084,00 3,44
Московский Кредитный Банк Москва и обл. 1 904 795 207,00 2,26
Банк «ФК Открытие» Москва и обл. 1 742 360 871,00 2,07
Промсвязьбанк Москва и обл. 1 337 318 220,00 1,59
ЮниКредит Банк Москва и обл. 1 284 534 636,00 1,53
ИТОГО х 84 110 538 751,00 100
Источник: Официальный сайт ИА «Банки.ру». URL: http://www.banki.ru

Рост бизнеса крупных игроков и работа регулятора по очищению банковского сектора с одновременным огосударствлением и санацией крупных банков привели к проработке возможных ограничений по экспансии государственного сектора в банковской системе [13]. По мнению экспертов портала banki.ru, концентрация на крупнейших банках с доминированием «госбанков» направляет рынок к снижению конкуренции и возможным новым проблемам, приводящим к вливаниям существенных объемов государственных средств для поддержки таких кредитных организаций [14].

Региональные финансовые системы в России сегодня характеризуются фундаментальной слабостью [15; 16]. Например, в Вологодской области на 01.01.2010 года было зарегистрировано восемь банков. В настоящее время в регионе действует три зарегистрированных коммерческих банка - ЗАО «Банк «Вологжанин», АО «СеверСтройБанк», ПАО «БАНК СГБ» (табл. 6).

Таблица 6. Сравнительная характеристика коммерческих банков Вологодской области по состоянию на 01.01.2018

Показатель характеристики ЗАО «Банк «Вологжанин» ПАО «БАНК СГБ» АО «СеверСтройБанк»
Активы, млн руб. 4379 37528,2 335
Место по размеру активов в стране/регионе 283/2 101/1 489/3
Чистая прибыль (убыток) в 2017 году, млн руб. -175,3 443,7 0,8
Место по размеру чистой прибыли в стране/регионе 328/2 91/1 н/д /3
Собственные средства, млн руб. 502,3 3815,2 319,8
Место по размеру собственных средств в стране/регионе 355/2 137/1 442/3
Доля собственных средств в активах банка, % 11,5 10,1 95,5
Кредитный портфель, млн руб. 1935,8 14485,1 291,4
Доля в кредитном портфеле банковской системы, % 0,004 0,03 0,0006
Кредиты предприятиям и организациям, млн руб. 1489,6 6586 45,6
Доля в кредитном портфеле банковской системы кредитования предприятий и организаций, % 0,004 0,02 0,0001
Кредиты физических лиц, млн руб. 446,3 7899,1 245,7
Доля в кредитном портфеле банковской системы кредитования физических лиц, % 0,004 0,07 0,002
Источники: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru ; данные официального сайта ИА «Банки.ру». URL: http://www.banki.ru

 При этом ни один из них не входит в топ-100 крупнейших банковских организаций страны. Это свидетельствует о том, что фактические возможности кредитования банками региона бизнеса и населения незначительные. Так, доля кредитного портфеля в совокупности региональных банков Вологодской области не превышает 0,04% совокупного кредитного портфеля банковской системы России.

Небольшие банки вынуждены проводить переговоры по присоединению к другому банку либо ускоренно наращивать собственный капитал в результате ужесточения регулятивных мер ЦБ РФ по нормативу достаточности капитала [17]. Последний раз данный норматив был пересмотрен 1 января 2018 года и составил не менее 1 млрд руб. для уни-версальных3 банков и не менее 300 млн руб. для банков с базовой лицензией4.

3 Банки с базовой лицензией смогут осуществлять основные операции: привлекать средства во вклады, осуществлять денежные переводы, покупать и продавать иностранную валюту, открывать и вести счета, выдавать кредиты гражданам и организациям. Они не смогут открывать счета в иностранных банках, не получат права открывать за границей дочерние организации или филиалы. При этом к ним будет применяться упрощенное регулирование, в частности, обязанность исполнения только пяти обязательных нормативов - нормативов достаточности собственного капитала (H1.0), достаточности основного капитала (Н1.2), текущей ликвидности (Н3), максимального риска на заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) и максимального риска на связанное с банком лицо или группу лиц (Н25).

4 Банки с универсальными лицензиями могут открывать, с разрешения регулятора, филиалы или представительства за рубежом, а также осуществлять все остальные операции, в которых закон ограничивает кредитные организации с базовыми лицензиями.

Именно региональные, местные банки становятся надежными партнерами для малого и среднего бизнеса на местах. Местные банки очень важны для экономического развития регионов [18]. В крупных федеральных банках процесс согласования выдачи кредита предприятию может затянуться на несколько месяцев. В региональном банке рассмотрение заявки занимает меньше времени, поскольку банк гораздо лучше знаком со спецификой местного бизнеса, знает своих заемщиков, а значит, быстрее проводит оценку, может адекватнее оценить кредитоспособность и, соответственно, предложить лучшие условия.

Несмотря на то что крупные банки обладают разветвленной филиальной сетью, подразделения на местах, как правило, лишены или сильно ограничены в самостоятельном принятии решения о выдаче кредитов. За филиалами зачастую остается только техническая работа по проверке документации, а все решения принимаются в головных организациях, где нет глубокого всестороннего понимания ни региона, ни бизнеса.

За последние годы в России появилось множество новых инструментов регионального развития - зоны территориального развития, технопарки, индустриальные кластеры и т.д. Однако никакие новые механизмы не заработают в полной мере, пока не будут устранены главные ограничители роста, в том числе фундаментальная слабость региональных финансовых систем.

Крупные федеральные банки слишком медленно двигаются в сторону регионов и обходят стороной сегменты экономики с низкой доходностью. Занимая значительную долю рынка, они могут позволить не принимать на себя повышенные риски инвестиционного или долгосрочного кредитования в регионах, а также излишние издержки, связанные с кредитованием и обслуживанием мелких клиентов. Им труднее подстраиваться под специфику разных регионов страны. В то же время региональные банки недостаточно капитализированы и испытывают затруднения с доступом к ресурсам. Они обслуживают значительную долю рынка кредитования малого и среднего предпринимательства, но не имеют возможности полностью удовлетворить спрос на кредиты.

Между тем, как показывает практика, создание в регионах новых банков и упрочение их позиций тормозятся такими факторами, как сложившиеся прочные отношения между крупными региональными банками и промышленными предприятиями, сопротивление местных властей, отсутствие квалифицированных кадров, финансовых и материальных ресурсов. Такое положение объясняется и нестабильностью денежного обращения в России, что негативно сказывается на регионах, удаленных от концентрации бюджетных средств, корпоративного капитала и частных сбережений. К этому следует добавить боязнь конкуренции, хотя одна из задач реформирования банковской системы в стране состояла именно в том, чтобы создать конкурентную среду как естественный стимул для саморазвития банков.

Участившиеся отзывы лицензий сопровождаются активным обсуждением в средствах массовой информации и провоцируют еще большую панику и нестабильность на рынке. В таких условиях мелкие банки теряют клиентов (которые переходят к более крупным игрокам) и становятся еще менее конкурентоспособными. В результате растет и концентрация активов крупных банков. Конечными жертвами оказываются предприниматели, малый и средний бизнес (и прежде всего в регионах), а также российская экономика.

Банковской системе России для ускорения темпов экономического роста, повышения инвестиционной и инновационной активности в процессе модернизации российской экономики необходимо дальнейшее расширение кредитования реального сектора экономики, что должно сопровождаться модернизацией как всего финансового сектора, так и его важнейшей части - банковской системы России. Нехватка финансовых ресурсов в экономике приводит к ограничениям конкуренции, роста производства, стимулируя высокий уровень инфляции.

Согласно Основным направлениям государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в настоящее время на этапе перехода экономики к росту на первый план выходит задача создания условий и стимулов для устойчивого развития. Вместе с тем на текущем этапе ключевой задачей для Банка России является закрепление темпов роста потребительских цен вблизи 4%, а также формирование доверия к проводимой денежно-кредитной политике. При этом в качестве основных направлений для достижения макроэкономической стабильности выбрано закрепление практики к индексации регулируемых цен и тарифов на коммунальные услуги населению на уровне не более 4% в год, сохранение консервативного подхода к формированию государственных финансов в рамках применения бюджетного правила, а также проведение взвешенной денежно-кредитной политики. При этом в сентябре 2017 года Банк России одобрил стратегию поэтапного выхода из применения специализированных инструментов рефинансирования с целью постепенного замещения льготного кредитования рыночными механизмами.

Проведенный анализ вклада банковской системы в обеспечение экономического развития территорий позволил определить, что банковский сектор страны сегодня не решает в полной мере задач по обеспечению реального сектора экономики доступными кредитами [19]. При этом Президент РФ В.В. Путин неоднократно обращал внимание на то, что банковский сектор страны должен отвечать задачам, стоящим перед экономикой страны, особенно в отношении создания инновационных производств, финансирования крупных инфраструктурных проектов.

В последнее время финансовое положение банков, в первую очередь банков с государственным участием, улучшилось [20]. Об этом свидетельствует рост капитализации банков. Более того, в кризисные периоды государство оказывало финансовую поддержку банковской системе. При этом получить инвестиционный кредит все еще крайне сложно, процентные ставки завышены, а долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, как это принято в мировой практике, на 10-15 лет практически не применяется.

Для увеличения вклада банковской системы в формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста территорий целесообразно реализовать ряд мер.

Необходимо совершенствование механизма докапитализации банков путем расширения круга банков, которым возможно предоставление государственной помощи, на региональные банки с активами от 10 млрд рублей. Таковыми являются опорные социально значимые для регионов банки (по расчетам РСПП их порядка 70). При этом докапи-тализируемый банк получает деньги от Банка России под ключевую ставку Банка России минус 1 процентный пункт с условием выдачи не выше ключевой ставки Банка России плюс 1 процентный пункт.

Кроме того, чрезвычайно важным является изменение процентной политики в банковской сфере в целом в качестве ориентира целесообразно считать переменные, связанные с динамикой рентабельности компаний реального сектора экономики.

Для расширения возможностей развития малых и средних предприятий следует предусмотреть предоставление кредитов, выдаваемых в рамках целевой программы кредитования малого и среднего бизнеса на цели модернизации производств по ставкам на уровне финансирования крупного бизнеса5.

5 По Программе стимулирования кредитования субъектов МСП для субъектов среднего предпринимательства предлагается ставка 9,6% годовых, для субъектов малого предпринимательства - 10,6% годовых. Программы льготного кредитования Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли и Министерства сельского хозяйства максимальный уровень ставки ограничивают 6,5% годовых.

Необходимо увеличить объемы финансирования мероприятий по субсидированию процентных ставок по кредитам, полученным промышленными предприятиями, в целях технического перевооружения и организации нового производства, в т. ч.:

  • рассмотреть возможность увеличения субсидий на компенсацию части затрат на закупку сырья, материалов, запчастей и комплектующих предприятиям в объеме 1 млрд рублей;
  • расширить субсидирование на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление сезонных закупок сырья и материалов, проведение технического перевооружения и реализацию инновационных проектов по реконструкции и созданию новых предприятий;
  • внедрить в практику комплексное субсидирование затрат промышленных предприятий при реализации инновационных проектов от проектирования, создания производственных мощностей и научного сопровождения.

Одним из наиболее действенных инструментов стимулирования кредитных операций банков могли бы стать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющие объединять возможности государства и финансовых институтов для реализации приоритетных экономических проектов и программ. Примерами таких механизмов в финансово-банковской сфере служат, в частности, предоставление государственных гарантий по банковским кредитам, совместное финансирование инвестиционных проектов, субсидирование процентных ставок по ссудам, а также рефинансирование государством стандартных кредитных продуктов.

Целесообразно предусмотреть предоставление банкам возможности не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика по ссудам, реструктурированным, например, в случае изменения валюты долга, вне зависимости от изменения срока погашения ссуды (основного долга и/или процентов), размера процентной ставки.

Перспективным является внесение изменений в регулятивную и надзорную практику Банка России, прежде всего, следует придерживаться не универсального (как предлагает Банк России), а дифференцированного подхода к требованиям по нормативам ликвидности и достаточности собственного капитала банка, регулируемым в зависимости от его специализации, отраслевой структуры, состава клиентов и учредителей, а также качества кредитных портфелей.

Результаты исследования роли кредитования и поиска направлений повышения доступности заемного финансирования для предприятий и роли ресурсов банковской системы как ключевого источника активизации социально-экономического развития территорий позволили сделать следующие основные выводы:

  1. Увеличение вклада ресурсов банковской системы в социально-экономическое развитие территорий сопровождается сжатием кредитования предприятий в результате ужесточения регулятивных мер Центрального банка России по оценке качества ссудного портфеля и уровня принимаемого банками кредитного риска на фоне роста стоимости фондирования пассивов банковского сектора и общей неопределенности в российской и мировой финансовых системах.
  2. Концентрация на крупнейших банках с доминированием «госбанков» ведет рынок страны к снижению доступности финансовых услуг для предприятий, конкуренции между кредитными учреждениями и возможным новым проблемам, которые могут привести к необходимости новых вливаний существенных объемов государственных средств для поддержки «системно значимых» кредитных организаций.
  3. Фундаментальная слабость региональных банковских систем, отсутствие в стране «длинных» денег и сохраняющаяся политика таргетирования инфляции Банком России в среднесрочной перспективе не позволят обеспечить рост кредитования до уровня развитых стран, что будет сдерживать потенциально возможные темпы роста экономики.

Результаты исследования могут быть востребованы органами власти при корректировке финансовой политики, а также полезны специалистам и научному сообществу, занимающимся вопросами развития кредитования реального сектора экономики. Предложенные в статье направления совершенствования механизмов и инструментов кредитования реального сектора экономики, в числе прочих, будут способствовать задействованию имеющихся резервов банковской системы с целью активизации социально-экономического развития и укрепления экономической безопасности государства и его территорий.

Литература

1. Масленников В.В. Влияние современной денежно-кредитной политики России на экономический рост // ЭКО. 2015. № 10. С. 153-166.

2. Банки и финансовые рынки XXI века - потенциал развития / под ред. Ю.И. Новикова, Н.П. Радков-ской. СПб.: СПбГЭУ 2016. 299 с.

3. Печенская М.А. Актуальные вопросы развития потребительского кредитования в Российской Федерации // Вопросы территориального развития. 2015. № 10 (30). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/ article/1707/full?_lang=ru

4. Петров М.В. Финансирование компаний в условиях замедления экономики и санкций // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. № 3 (105). С. 84-89.

5. Маммаева Д.С. Банковское кредитование реального сектора экономики региона. Махачкала: Наука, 2011. 149 с.

6. Mazzoli M. Banks, Industrial Structure and Monetary Policy in Transition Economies. Future of Banking, 2004, vol. 9, pp. 184-199.

7. Национальная экономическая безопасность России в условиях обострения объективных и инициированных рисков и угроз / Е.Б. Ленчук [и др.]. М. - СПб.: Нестор-История, 2018. 752 с.

8. Травкина Е.В., Коваленко С.Б. Особенности современных условий кредитования предприятий реального сектора российской экономики // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3.С. 69-71.

9. Данилов-Данильян А. Проблемы управления банковской системой России как источником инвестиций в интересах преодоления текущего экономического кризиса // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 8.С. 73-79.

10. Barth J.R. Bank regulation and supervision in 180 countries from 1999 to 2011. National bureau of economic research. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 110 p.

11. Кучиева А.З. Повышение доступности банковского кредитования реального сектора экономики // Вестн. Северо-Осетин. гос. ун-та им. Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3.С. 325-328.

12. Рябова Д.А. Проблемы банковского кредитования как источника финансирования реального сектора экономики в условиях рецессии // Вектор экономики. 2017. № 11 (17). С. 51-54.

13. Соловьева С.В. Роль государственного и частного капитала в финансировании и кредитовании реального сектора экономики // Проблемы экономики. 2013. № 1.С. 63-66.

14. Модернизация финансовой сферы России / под ред. В.К. Сенчагова. М. - СПб.: Нестор-История, 2011. 304 с.

15. Ускова Т.В., Лукин Е.В., Воронцова Т.В. Проблемы экономического роста территории. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 170 с.

16. Лысаковская Е.В. Управление рисками при кредитовании предприятий малого бизнеса. М.: Изд-во Соврем. гуманит. ун-та, 2013. 161 с.

17. Куликова О.О. Анализ влияния изменений условий банковского кредитования на реальный сектор экономики // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6 (35). С. 46-48.

18. Mazzoli M. Banks, Industrial Structure and Monetary Policy in Transition Economies. Future of Banking, 2004, vol. 9, pp. 184-199.

19. Поварова А.И. Консервативная денежно-кредитная политика как важнейший ограничитель экономического роста // Проблемы развития территории. 2016. № 6.С. 180-195.

20. Ольховик В.В. Особенности современной практики налогообложения прибыли банков и кредитования реального сектора экономики в зарубежных странах // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2015. № 1 (30). С. 45-50.


Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ