Расходы государственного бюджета

Л.П. Зарецкая, старший преподаватель
А.А. Овчинников, студент
Национальный исследовательский университет
информационных технологий, механики и оптики
Россия, г. Санкт-Петербург
2016 / Международный журнал гуманитарных и естественных наук

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования и распределения федерального бюджета РФ. Авторами проведён общий анализ структуры государственного бюджета с 2014 по 2016 гг., что позволило выявить определённые тенденции, характерные для экономики большинства стран в период мирового экономического спада.

Решение о том, как потратить бюджет, который еще только планируется наполнить, имеет уровень закона, принимаемого парламентом. За распределение бюджетных средств там идут нешуточные баталии: каждый отстаивает важность трат на «свое направление». В этой сфере, как ни в какой другой, развито явление лоббирования, когда парламентарии и их группы активно, защищают финансовые интересы так или иначе связанных с ними отраслей, компаний, секторов экономики, например ВПК, энергетики и т.д.

В бюджете могут быть предусмотрены и определены расходы на образование, медицину, науку, оборону, поддержку производства, социальные обязательства государства, крупные проекты в экономике, охрану правопорядка, помощь некоторым нуждающимся в ней регионам, борьбу с чрезвычайными ситуациями и многое другое.

Собственно бюджетной сферой стоит считать те структуры, которые полностью содержатся за счет бюджетного финансирования. Например, органы государственного управления или медицинские учреждения, университеты, армия, органы внутренних дел и прочие, получают деньги из бюджета и расходуют их на зарплату сотрудников и т.д. А вот производители товаров и услуг, поставляемых по результатам конкурсов на госзаказ этим организациям, к бюджетной сфере не относятся, хотя и получают оплату из бюджета. Даже если такой производитель работает только на исполнение госзаказа, кроме бюджетных организаций, все равно не относится к бюджетной сфере.

Относить же или нет к этой категории предприятия госсектора - вопрос формальнотеоретический. С одной стороны, эти предприятия существуют, как и любые другие коммерческие фирмы, за счет самоокупаемости, а с другой стороны, их доходы полностью принадлежат казне как их собственнику.

Структурные инвестиции: расходы с дальним прицелом.

Помимо перечисленных выше направлений расходования бюджетных средств, почти очевидных для большинства граждан, имеются и иные.

Зачастую государство выступает как этакая глобальная девелоперская компания (компания, занимающаяся развитием территорий) в масштабах страны, если допустимо такое сравнение. Оно осуществляет то, что называют структурными инвестициями, то есть капиталовложениями в создание технических и организационных условий для прихода и работы в какую-либо сферу частного бизнеса уже с его инвестициями.

Например, к какому-либо месторождению полезных ископаемых не ведут никакие дороги. Если это не проект масштаба, достойного гигантов, бизнес не заинтересован в таком месторождении, ибо до него просто не добраться, а дороги строить слишком дорого для частного инвестора - это окупится очень нескоро. Но если государство проложит туда дорогу, то частному капиталу это сразу может стать интересным, и начнется развитие уже, возможно, и без государственных денег: построят завод, около него - населенный пункт, туда придет торговый и банковский бизнес и т.д. Картина отчасти идиллическая, но вполне реальная.

Со временем затраты на структурные инвестиции вполне могут вернуться в казну за счет новых налоговых поступлений от развивающегося бизнеса там, где он без такого толчка от государства никогда бы не развился. Счет в таких вопросах может идти на десятилетия, но для проектов такого масштаба это вполне приемлемо.

Бывают и проекты, не сулящие больших экономических выгод в обозримом будущем, но без которых нормальное развитие и существование страны затруднительно. Такие проекты, как правило, очень велики и затратные и не всегда преследуют чисто экономические цели. Построить, скажем, обсерваторию вряд ли захочет кто-либо, кроме государства, ибо расходы на фундаментальную науку могут вообще никогда не окупиться.

Бывает и такая, на первый взгляд парадоксальная ситуация, когда государственные расходы превышают доходы - это дефицит. Обратная ситуация называется профицитом. В качестве примера, в таблице 1 представлена структура бюджета РФ.

Таблица 1. Структура бюджета РФ в 2014-2016 гг.

Показатель 2014 г. Закон 216-ФЗ [2] 2015 г. Закон 349-ФЗ[4] 2016 г. Закон 349-ФЗ[3]
Доходы, всего 14238,8 14564,9 15905,7
% ВВП 19,9 18,3 18,3
Расходы, всего: 13960,1 15361,5 16392,2
% ВВП 19,5 20,0 18,9

Из данных представленных в ней, отчетливо видна ситуация дефицита. Более подробно расходы государственного бюджета по статьям, представлены в следующей таблице 2.

Таблица 2. Структура затрат государственного бюджета в 2014-2016 гг.

2014 г. 2015 г. 2016 г.
Закон 216 ФЗ (млрд. руб.) % к общему объему Проект (млрд. руб.) % к предыдущему году % к общему объему Проект (млрд. руб.) % к предыдущему году % к общему объему
Всего: 13960,1 100,0 15252,3 109,3 100,0 15975,5 104,7 100,0
Общегосударственные вопросы 1013,9 7,3 1105,5 109,0 7,2 1134,3 102,6 7,1
Национальная оборона 2470,6 17,7 3031,3 122,7 19,9 3339,8 110,2 20,9
Нац. безопасность и правоохранительная деят. 2065,7 14,8 2140,9 103,6 14,0 2122,4 99,1 13,3
Нац. Экономика 2219,0 15,9 2205,5 99,4 14,5 1996,9 90,5 12,5
Жилищно -коммунальное хозяйство 123,3 0,9 122,6 99,5 0,8 79,3 64,6 0,5
Охрана окружающей среды 54,5 0,4 49,0 89,8 0,3 51,6 105,3 0,3
Образование 640,2 4,6 610,5 95,4 4,0 623,1 102,1 3,9
Культура, кинемотография 97,9 0,7 95,9 98,0 0,6 96,7 100,8 0,6
Здравоохранение 480,8 3,4 391,0 81,3 2,6 396,5 101,4 2,5
Социальная политика 3506,4 25,1 4168,3 118,9 27,3 4344,7 104,2 27,2
Физическая культура и спорт 77,3 0,6 102,9 133,2 0,7 97,4 94,6 0,6
СМИ 72,7 0,5 54,0 74,3 0,4 48,6 90,0 0,3
Обслуживание гос. и му-ницип. долга 432,4 3,1 459,7 106,3 3,0 529,2 115,1 3,3
Межбюджетные трансферты 705,4 5,1 715,2 101,4 4,7 715,4 100,0 4,5
Условно утвержденные расходы 399,4 2,5

Библиографический список

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016).

2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012 N 216-ФЗ (действующая редакция, 2016).

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 01.12.2014 N 384-ФЗ (действующая редакция, 2016).

4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2013 N 349-ФЗ (действующая редакция, 2016).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ