Развитие рынка объектов промышленной собственности Беларуси

Владимир Колотухин,
завсектором научно-технологического развития
отдела инновационной политики Института экономики НАН Беларуси
2019 / Наука и инновации

Аннотация. Статья содержит аналитический обзор результатов изобретательской и патентно-лицензионной деятельности, коммерциализации объектов промышленной собственности (ОПС). Приведены причины снижения патентной активности национальных заявителей и предложены меры по развитию данного рынка.

Наука становится одним из важнейших инструментов обеспечения поступательного экономического развития. Это объясняется двумя основными факторами. Во-первых, способность генерировать и внедрять достижения научно-технического прогресса обеспечивает конкурентоспособность как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий в частности. Во-вторых, наука превратилась в специфическую сферу товарного производства, поставляющую очень дорогостоящую продукцию - объекты промышленной собственности.

Рынок ОПС специфичен, он отличается неэластичностью (характеризуется слабым влиянием цены на объем спроса), а также нишевой специализацией, сегментацией. Ценовая конкуренция здесь практически неэффективна в силу того, что снижением стоимости невозможно предотвратить появление нового конкурента.

Как научно-техническая продукция объекты промышленной собственности не носят массового характера. Отсутствие традиционных каналов сбыта определяет значимость комплекса мероприятий по их продвижению на рынок и необходимость формирования соответствующей инфраструктуры. Процесс создания и коммерциализации результатов исследований связан с высокой степенью рисков.

Патентная монополия и монополия секретности на ноу-хау лежат в основе развития современного рынка научно-технической продукции. Владельцы новых технологий, защищенных патентом, оказываются в привилегированном положении по отношению к конкурентам, что позволяет им обеспечить себе сверхприбыль как от ее использования, так от реализации по лицензиям [1]. Проанализируем результаты патентной деятельности в нашей стране.

Как свидетельствуют данные табл. 1, в 2017 г. подано 524 заявки на выдачу патента на изобретение (из них 434 - от национальных заявителей), на промышленные образцы - 202 (112), полезные модели - 453 (400), однако это в 1,5-3 раза меньше, чем в 2011 г. [2].

Таблица 1. Динамика подачи заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы в Республике Беларусь за 2011-2017 гг. Источник: [2]

Годы Подано заявок на выдачу патентов на изобретения Подано заявок на выдачу патентов на полезную модель Подано заявок на выдачу патентов на промышленный образец
2011 1871 1090 311
2012 1871 1188 320
2013 1634 1146 330
2014 757 485 329
2015 691 455 211
2016 521 416 262
2017 524 453 202

Основной причиной сокращения количества заявок и регистраций ОПС в 2014-2017 гг. стало увеличение в 6-7 раз патентных пошлин для резидентов в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31.12.2013 г. №96-3. Всего за год это привело к падению числа национальных патентозаявителей в 2,3 раза, такая же тенденция сохранилась и в последующие годы. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении патентования полезных моделей, промышленных образцов и изобретений (табл. 2).

Таблица 2. Динамика выдачи патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы в Республике Беларусь за 1996-2017 гг. Источник: [2]

Период (годы) Зарегистрировано патентов на изобретения Зарегистрировано патентов на полезную модель Зарегистрировано патентов на промышленный образец
1996-2000 2635 259 343
2001-2005 4066 2358 608
2006-2010 6280 4526 1061
2011-2015 5764 3847 1468
2013 1117 952 294
2014 980 558 354
2015 902 379 230
2016 941 341 174
2017 850 306 217

В структуре патентов на объекты промышленной собственности в 2017 г. преобладают изобретения, они составляют 44%, а также полезные модели - 38%. Это свидетельствует о том, что в основе патентов лежат в большей степени результаты фундаментальных исследований [2].

Следует отметить, что в Республике Беларусь крайне мало международных заявок на изобретения. Национальными заявителями за годы существования патентной системы их подано только 268, или 0,8% от общего количества заявок (в 2012 г. - 7, в 2016 г. - 8, в 2017 г. - 23), недостаточно также и евразийских - 1498, или 4,6% (соответственно 100, 119 и 113) [3].

Активность национальных заявителей остается низкой по причине того, что недостаточный уровень финансирования науки, отсталая материально-техническая база отдельных научных учреждений не позволяют создавать научно-техническую продукцию с мировым уровнем новизны. К тому же коммерциализацию изобретений зачастую затрудняет технологический уровень и техническое оснащение отдельных предприятий.

В значительной степени неблагоприятная динамика торгового обмена отечественной наукоемкой продукцией обусловлена низким уровнем ее патентной защиты на зарубежных рынках. Немногие отечественные правообладатели технологий мирового уровня могут подать заявку на изобретение и обеспечить поддержание патентов в нескольких развитых странах ввиду их большой стоимости (десятки тысяч долларов). Получать патент на изобретение в одном государстве, не защищая нововведение одновременно в других, рискованно (конкуренты могут продублировать изобретение, запатентовать в соседних странах и организовать параллельное производство). Поэтому, не имея собственных ресурсов и государственной поддержки по патентованию изобретений за рубежом, научные организации и предприятия используют в качестве альтернативного способа сохранения интеллектуальной собственности ноу-хау, что ограничивает масштаб коммерциализации объектов промышленной собственности в пределах национальной экономики.

В последние десятилетия значительно сократился временной интервал между открытием новых знаний и их практическим использованием, поэтому главная роль в конкурентной борьбе на мировом рынке высокотехнологичных товаров отводится патентно-лицензионным структурам (их кадровому потенциалу), которые оформляют и закрепляют первенство. Поэтому в нашей стране необходимо активизировать патентно-лицензионную деятельность, а также увеличить затраты на ее проведение, связанные с правовой охраной, последующей защитой и коммерциализацией нововведений.

В нашей стране предпринимаются определенные меры в этом направлении. Так, в 2017 г. Национальный центр интеллектуальной собственности предложил внести изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь: установить льготы по уплате патентных пошлин для организаций, аккредитованных в качестве научных (25% от установленного размера), однако указанная инициатива пока не нашла отражения в Налоговом кодексе [3]. В 2009-2017 гг. принят ряд законодательных актов, стимулирующих субъекты хозяйствования и физических лиц к созданию и введению в хозяйственный оборот ОПС. Наиболее значимые льготы - освобождение от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с оборота по реализации на территории республики имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, права промышленной собственности (за исключением средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг). В результате активизировалась коммерциализация ОПС. В 2017 г. было заключено 428 лицензионных договоров, что на 18% (или на 64 единицы) больше, чем в 2015-м [2]. Их доля в общем объеме зарегистрированных договоров выросла и составила 55,5% (в 2016  г. - 48,5%), как и доля комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) - 11% (в 2016 г. - 8,5%). В прошлые годы лицензиары в большей степени уступали права на объекты промышленной собственности и тем самым лишались возможности контролировать процесс коммерциализации своих новшеств [2].

Рост количества предложений о коммерческом использовании патентов на изобретения на Бирже интеллектуальной собственности (по состоянию на 15 июня 2017  г. их зарегистрировано 2194) говорит об активизации участия авторов патентов в коммерциализации своих разработок [2]. Объем экспорта ОПС Беларуси, хотя и незначительно, но также растет, и составил 32 млн долл. Однако в основном (79,6%) это были поступления по договорам, позволяющим распоряжаться имущественными правами на исследования и разработки, незащищенные патентами [4].

Объем и структура доходов от коммерциализации результатов научно-технической деятельности в разрезе объектов интеллектуальной собственности во многом определяется развитостью в научных организациях патентно-лицензионных служб. Там, где они эффективно функционируют, объектом продаж являются изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, а где недостаточно укомплектованы - научные отчеты, конструкторско-технологическая документация. Чем выше степень патентной защиты научной продукции, тем при прочих равных условиях она дороже. Поэтому первостепенной задачей исследовательских учреждений является укрепление патентно-лицензионных и маркетинговых подразделений, повышение уровня оплаты труда (к примеру, можно распространить условия оплаты научных сотрудников на патентоведов и маркетологов).

Рынок научно-технической продукции Беларуси характеризуется превышением предложения над спросом. С одной стороны, это связано с тем, что за многие годы накопилось большое число невостребованных разработок, с другой - сказывается недостаточно высокая инновационная активность предприятий, а также отсутствие адекватной оценки интеллектуальной собственности, неразвитые рыночные отношения и слабое функционирование фондового рынка в стране.

Наиболее эффективный способ коммерциализации ОПС - открытие малых инновационных предприятий на базе производства продукции, в основе которой лежат научные разработки. Для реализации данной инициативы предлагается создать специализированную коммерческую структуру, в функции которой входили бы проведение экспертной оценки коммерческого потенциала результата научных исследований; изучение конъюнктуры рынка; финансовая поддержка новых разработок; контроль за изготовлением конкурентоспособных изделий; продвижение ОПС на отечественные и иностранные рынки. Такая служба может быть образована на базе технопарка и состоять из управляющей компании, маркетинговой и патентной служб, таможенного брокера (аналогичные субъекты эффективно функционируют в США, странах ЕС и в России). Подобные подразделения будут позиционировать себя в качестве бизнес-партнера новаторов, решивших заняться коммерциализацией своих идей через малые инновационные предприятия. Вклад научного сотрудника определяется качеством, уровнем проработки нововведения, его перспективностью и составляет до 50% от стоимости вновь созданной фирмы, которая со временем выставляется на продажу. Первоначальным капиталом названной структуры, наряду с внебюджетными средствами, могут стать патентные пошлины за ряд лет, которые государство предоставляет в виде беспроцентного кредита.

Как было отмечено, большинство действующих белорусских производств работает на традиционных технологиях, что во многом сдерживает коммерциализацию изобретений. Не развито взаимодействие с ТНК, в большей степени оно ориентировано на создание товаропроводящей сети или приобретение лицензий, чем на совместное производство наукоемкой продукции.

О незначительном влиянии результатов изобретательской и патентно-лицензионной деятельности на производство инновационных товаров и услуг в Республике Беларусь говорит тот факт, что из их общего объема в 2017 г. новыми для внутреннего рынка были 49,1%, для мирового - 0,6% [4].

Основная цель Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. - перевод национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития. В процессе ее реализации планируется создать сотни новых предприятий и производств. Для этого инновационная стратегия развития страны обязательно должна быть подкреплена глубокими исследованиями рынка. Нельзя рассчитывать на то, что если продукт будет современным и высокотехнологичным, то он автоматически будет востребованным, конкурентоспособным и высокорентабельным. Следует помнить, что мерилом качества является покупатель, а не число новейших технологий, использованных в производстве товара.

В последние годы Республика Беларусь активно создает за рубежом товаропроводящие сети, а этому процессу должны предшествовать серьезные маркетинговые исследования, которые определяют, какие отечественные товары и где могут иметь наибольший успех, каких результатов на тех или иных рынках можно достичь и что производители должны для этого сделать.

В Республике Беларусь в 2017 г. из 416 инновационно активных предприятий маркетинговые исследования проводили только 15,1%. Это объясняется тем, что в период создания новых продуктов и освоения рынков субъекты хозяйствования имеют значительные расходы на маркетинг и невысокие объемы продаж, ограничены в средствах для продвижения своих товаров [4].

При обосновании необходимости организации производства новой продукции в первую очередь следует определить объем возможного рынка, который как минимум в 50-100 раз должен превышать затраты на разработку, выпуск и реализацию нового продукта, а также показать преимущества изделия или технологии по сравнению с имеющимися аналогами [5].

Необходимо увязать инновационную политику предприятия с маркетинговой стратегией. Проблемным организациям вместо оказания прямой финансовой помощи следует выделить средства на маркетинговые исследования из централизованного инновационного фонда и разработать маркетинговую стратегию, определить перспективные ниши.

Результаты патентно-лицензионных и маркетинговых исследований научных разработок способны изменить (уточнить) приоритеты в развитии отечественной науки. Она в большей степени будет выражать потребности реального сектора экономики и социальной сферы, сформирует спрос на научную продукцию на внутреннем и внешнем рынках, повысив тем самым восприимчивость предприятий к инновациям.

Список использованных источников

1. Кудашов В.И., Нечепуренко Ю.В. Интеллектуальная собственность: экономические и организационно-правовые механизмы управления. - Минск, 2013.

2. Аналитические доклады «О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам с 1996 по 2017 годы». -Минск, 1997-2018 годы.

3. Годовой отчет Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь за 2017 год // ncip@belgospatent.by.

4. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2017 году: статистический бюллетень. - Минск, 2018.

5. Кудашов В.И. Коммерциализация инноваций // Наука и инновации. 2013. № 9.С. 32-34.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ