Регулирование налоговой ставки, как способ повышения эффективности налогового администрирования поступлений НДФЛ

Г.Р. Зарипова,
магистрант 2 курса Финансовый университет при Правительстве РФ,
Ууфимский филиал
Научный руководитель: Т.Н. Шашкова
к.э.н, кафедра: «Учет, анализ, аудит»,
Финансовый университет при Правительстве РФ, уфимский филиал
2016 / Инновационная наука

Аннотация

В данной статье рассмотрена система налогообложения доходов физических лиц. Приведены рекомендации по совершенствованию шкалы налогообложения доходов. На основе данных о денежных доходах населения России приводится обоснование введения «прогрессивной шкалы» налогообложения.

При формировании бюджета Российской Федерации значительную роль играет налог на доходы физических лиц: его доля в формировании бюджета страны из года в год увеличивается (таблица 1).

Таблица 1. Динамика структуры основных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2012-2014 гг.

Показатели 2011 2012 2013 2014
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Всего поступило налогов в консолидированный бюджет 9723,33 100,00 10958,20 100,00 8598,89 100,00 9694,14 100,00
Налог на прибыль организаций 2271,36 23,36 2355,40 21,49 2036,35 23,68 2305,89 23,79
Налог на доходы физических лиц 1994,97 20,52 2260,30 20,63 2497,78 29,05 2688,69 27,74
Налог на добавленную стоимость 3660,13 37,64 3874,90 35,36 2088,66 24,29 2405,19 24,81
Акцизы 603,70 6,21 783,60 7,15 964,15 11,21 1009,48 10,41
Налог на имущество 288,04 2,96 341,90 3,12 912,88 10,62 990,67 10,22
Налог на добычу полезных ископаемых 2042,69 21,01 2459,40 22,44 2580,82 30,01 2901,17 29,93

Являясь федеральным налогом, НДФЛ затрагивает интересы практически 70 млн. экономически активного населения России.

Налог на доходы физических лиц — это один из важнейших налогов, который позволяет максимально реализовать основные принципы налогообложения, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени.

Взимание налога на доходы физических лиц регулируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Одной из основных проблем НДФЛ является социально-экономический аспект - справедливая ставка налога, которая позволит снизить урон интересам налогоплательщиков и максимально справедливо перераспределять доходы.

В России на сегодняшний день наблюдается тенденция трансформации системы обложения налогом на доходы физических лиц от фискальной к социальной: систематически совершенствуется механизм обложения НДФЛ. Однако изменения не оказывают существенного воздействия на общий размер налоговой обязанности отдельного налогоплательщика.

Экономически активное население тянет не только бремя НДФЛ, но и косвенных налогов, которые включаются в цену товаров, работ и услуг. Ввиду этого большая часть денежных доходов населения идет на потребление, а их накопление практически несущественно [2,с.57].

Согласно макроэкономическим данным о социально-экономическом развитии причины бедности связаны с состоянием рынка труда, деятельностью институтов социальной поддержки населения и высоким уровнем неравенства. На это указывает динамика уровня и структуры доходов населения (таблица 2).

Таблица 2. Распределение общего объема денежных доходов населения по группам населения в процентах к итогу

Доходы населения и социально-экономическое расслоение Годы
1995 2000 2005 2010 2012 2013
Средняя сумма доходов населения (в месяц), руб. 517 2282 8090 18960 23300 25930
Располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году. 90 120 120 110 110 100
Распределение общего объема денежных доходов по 20-% группам населения, в процентах:
1-я группа (с наименьшими доходами) 6,2 6,0 5,5 5,3 5,3 5,3
5-я группа (с наибольшими доходами) 46,3 46,7 46,7 47,7 47,6 47,6
Коэффициент Джини 0,388 0,396 0,410 0,420 0,419 0,418

Как видно из таблицы 2, в России наблюдается устойчивая динамика увеличения неравенства населения по получаемым доходам. Так в 2013 г. на долю 20% наиболее обеспеченного населения (5-я группа) приходилось 47,6% от общего объема денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченного населения - 5,3%. При этом коэффициент Джинни, показывающий степень неравенства различных вариантов распределения доходов, увеличивается, приближается к единице (абсолютное неравенство).

Поэтому особое значение имеет анализ влияния ставок НДФЛ на платежеспособность разных категорий населения. Одной из основных проблем НДФЛ в настоящее время является «плоская шкала» налогообложения, так как применение единой основной ставки не способствует выполнению налогом одной из своих главных функций - распределительной, и может привести к значительному расслоению населения.

К примеру, во Франции, давно введен прогрессивный налог на доходы богатых граждан, а в России, к сожалению, до сих пор существует плоская шкала налогообложения. Иными словами, у нас в стране и уборщица, и представитель крупной компании платят одинаковый в процентном соотношении налог со своего дохода: 13%.

Учитывая, что в стране средний класс составляет примерно 10-15 % от общей численности населения можно сделать вывод, что единая нынешняя ставка налога на доходы физических лиц не соответствует структуре нашего общества [3,с. 11].

В процессе формирования НДФЛ необходимо учитывать экономические, социальные, психологические факторы. Расслоение доходов населения выступает одним из основных факторов при выборе шкалы и границ налогообложения.

В связи с этим предлагается исключить все формы прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работника. Установить необлагаемый минимум доходов граждан для возможности уменьшения налоговых обязательств на сумму жизненно необходимых расходов, при этом исключить возможность пользования им для физических лиц, чьи доходы превышают 100 тыс.руб. в месяц и более 1 млн. в год. Тяжесть налогового бремени должна приходиться на налогоплательщиков, с доходами значительно превышающих средний уровень. Предлагаемые ставки НДФЛ приведены в таблице 3

Таблица 3. Предлагаемые ставки НДФЛ

Размер совокупного облагаемого дохода (год) Необлагаемая сумма Ставка налога
до 1000000 руб. в размере прожиточного минимума за предыдущий квартал, социальные вычеты 13%
от 1000001 руб. и выше социальные вычеты 15%

Как видно из таблицы 3, физическим лицам, имеющим размер совокупного дохода за год до 1 млн. руб. предлагается оставить налоговую ставку неизменной, при этом установив необлагаемый минимум доходов в размере прожиточного минимума и социальных вычетов, за текущий квартал. Доходы, превышающие 1 млн. руб. в год и выше предлагается установить величину налоговой ставки в размере -15%, установив необлагаемый минимум в размере социальных вычетов.

В таблице 4 приведен пример исчисления НДФЛ для разных групп населения: чьи доходы за месяц ниже прожиточного минимума, выше, и составляют более 100 тыс. руб. в месяц. ( на 4 квартал 2015 г. прожиточный минимум в России составляет -9452 руб. (по данным Министерства труда РФ.)

Таблица 4. Сравнительный анализ НДФЛ, уплачиваемого по действующей ставке и по предлагаемой

Показатели/группы 1-ая 2-ая 3-я
9452 и менее от 9452 и более от 100000 и более
Совокупная сумма дохода за месяц 6900 25000 500000
НДФЛ по действующей ставке - 13% для всех групп населения 897 3250 65000
НДФЛ по предлагаемой ставке 0 2021,24 ((25000-9452)*13%) 75000
Итоговая сумма за налоговый период (год) по отдельным группам доходов
по текущей ставке 10764 39000 780000
по предлагаемой 0 24255 900000
Итоговая сумма за налоговый период (год) по всем группам доходов
по текущей ставке 829764,00
по предполагаемой ставке 924255,00

Грубый подсчет, приведенный в таблице 4, показывает, что если ввести предложенную ставку налога на доходы физических лиц, то налоговая нагрузка у населения с наиболее низкими и средними доходами сократится. Благодаря этому расслоение населения по уровню доходов снизится, а поступления в бюджет от налога на доходы физических лиц увеличатся на 12 %. (924255*100/829764 - 100).

Таким образом, использование Российским государством прогрессивной шкалы налогообложения окажется благоприятным как для бюджета страны, так и для населения в целом.

В заключение хотелось бы отметить, что для налогоплательщиков с наиболее высокими доходами данные предложения могут восприниматься как «наказание за богатство». Однако именно при следовании вышеизложенному подходу и соблюдении указанных принципов можно надеяться, что прогрессивная система НДФЛ будет и результативной и оптимальной.

Список использованной литературы:

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Бублик Н.Д., Лукина И.И., Шашкова Т.Н. Организация налогового контроля: состояние и пути развития. Уфа: ВЗФЭИ, 2008 - С.314

3. Юрченкова Н.В.Налоговые вычеты по НДФЛ как элемент социализации налоговой политики // Известия Тульского Государственного Университета. Экономические и Юридические Науки, Тульский государственный университет (Тула). №4-1,С.57,2013 г.

4. Блюменталь О.И., Шемякина М.С.Совершенствование системы налоговых вычетов и регулирование налоговой ставки как способы повышения эффективности налогового администрирования поступлений НДФЛ // Новый Университет. Серия: экономика и право.Общество с ограниченной ответственностью Коллоквиум (Йошкар-Ола).№9(31), С.11,2013 г.

5. Федеральная служба государственной статистики. Социальное положение и уровень жизни населения России.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ