Способы управления государственным долгом

Савчук Анна Викторовна,
Научный руководитель:
Киевич Александр Владимирович
Полесский государственный университет,
г. Пинск, Беларусь
2018 / Финансы и учетная политика

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты государственного долга. Проведён анализ внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, а так же источники его погашения. Рассмотрены основные теоретические подходы к управлению государственным долгом. Определены основные меры, направленные на оптимизацию государственного долга Республики Беларусь.

В современной экономике государственный долг уже довольно давно рассматривается как объективное явление в функционировании государства. При этом данному явлению подвержены не только развивающиеся, но и высокоразвитые страны, среди которых США, Германия, Италия Япония, Канада, Испания.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Беларусь, государственный долг определяется как совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени [1].

Республика Беларусь так же использует государственные заимствования. Согласно данным Министерства финансов Республики Беларусь, государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2016 г. составил 32 855,9 млн. руб. или 39,4 % к ВВП при пороговом значении, установленном на уровне 45%. По состоянию на 1 января 2017 г.

Государственный долг увеличился на 13,4% по сравнению с предыдущим годом и составил 36 958,0 млн. руб. или 32,5% к ВВП (таблица 1).

Таблица 1. Динамика государственного долга Республики Беларусь за 2016-2018 гг.

Государственный долг, всего Внешний государственный долг Внутренний государственный долг
млн. руб. % к ВВП млн. долл.млн. долл. США % к ВВП млн. руб. % к ВВП
01.01.2016 32 855,9 32,5 12 446,3 22,7 9 744,3 9,8
01.01.2017 36 958,0 39,4 13 645,1 28,5 10 234,2 10,9
01.01.2018 42 172,5 39,3 16 726,8 30,7 9 175,6 8,6

Примечание: Источник [2]

Общий объем привлеченных внешних государственных займов с января по декабрь 2016 года составляет 1934,9 млн. долларов США, в том числе: 800,0 млн. долларов США заимствовано у Евразийского фонда стабилизации и развития; 552,0 млн. долларов США получено от Правительства и банков Российской Федерации; 446,9 млн. долларов США было получено от банков КНР; 134,2 млн. долларов США заимствовано в Международном банке реконструкции и развития; 1,8 млн. долларов США - средства Европейского банка реконструкции и развития и Северного Инвестиционного Банка.

Внешние государственные займы в 2017 году увеличились на 2105,8 млн. долларов США или на 108 % по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году суммарный объём привлечённых внешних государственных займов составил 4 040,7 млн. долларов США, из которых: 1 400,0 млн. долларов США представлено еврооблигациями; 1 309,5 млн. долларов США - займы Правительства и банков Российской Федерации; 800,0 млн. долларов США -Евразийского фонда стабилизации и развития; 306,6 млн. долларов США -банков КНР; 159,4 млн. долларов США - Международного банка реконструкции и развития; остальная часть заимствованных средств на сумму 65,2 млн. долларов США была получена у Европейского банка реконструкции и развития и Северного Инвестиционного Банка [1].

Нельзя не отметить, что Республика Беларусь не относится к странам с крайне высоким уровнем заимствованных ресурсов и, как следствие, высокими издержками по выплате процентов и обслуживанию полученных кредитов. Платежи по обслуживанию государственных кредитов в 2016 году составили 7,9% к доходам республиканского бюджета при пороговом значении 10 %.

Погашение внешнего государственного долга с начала 2017 года составило 1 029,4 млн. долларов США, из которых: 364,3 млн. долларов США погашено Правительством Российской Федерации; 353,1 млн. долларов США -Евразийским фондом стабилизации и развития; 245,8 млн. долларов США -банками КНР; 62,1 млн. долларов США - Международным банком реконструкции и развития; 3,6 млн. долларов США - США; 0,5 млн. долларов США - Европейским банком реконструкции и развития и Северным Инвестиционным Банком [2].

За январь-декабрь 2017 года было размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 449,9 млн. долларов США и 200,0 млн. рублей. Погашено валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 1 290,6 млн. долларов США и 189,7 млн. рублей.

Известно, что долговая нагрузка государства связана не только с положительными эффектами от получения заёмных средств, но и с отрицательными, к примеру, выплата процентов за пользование заёмными средствами, издержки по обслуживанию государственного долга. В связи с этим разрабатываются различные способы регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относят:

  • конверсия - изменение размера доходности займа, т.е. снижение или повышение процентной ставки, выплачиваемой государством кредиторам;
  • консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;
  • унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;
  • отсрочка погашения займа - изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;
  • аннулирование - полный отказ государства от своих обязательств.

Для решения проблем в области управления государственным долгом необходима реализация комплекса мероприятий, которые бы способствовали замедлению роста государственного долга и его дальнейшему снижению. Одной из таких мер является оптимизация объема и реструктуризация расходов государственного бюджета. С другой стороны, пополнению бюджета может способствовать процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности. Важную роль играет и привлечение в страну иностранных инвестиций, что ведет к сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений и увеличению поступлений в бюджет за счет появления новых налогоплательщиков. Таким образом, государственный долг может принести экономике значимые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.

Список использованных источников:

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г. - Минск: Амалфея, 2008. - 184 с.

2. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Состояние государственного долга Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/condition/ archive/ (дата доступа: 10.03.2018)

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ