Сравнительный анализ реальных располагаемых доходов населения в регионах российской федерации на современном этапе ее развития

В. И. Белов,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 199178
г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, 8
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Россия,
196605 г. Пушкин, Петербургское шоссе, 10
Т. А. Кабатчикова
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Россия,
196605 г. Пушкин, Петербургское шоссе, 10
2019 / Juvenis scientia

В статье рассматриваются проблемы сокращения реальных располагаемых доходов граждан РФ за последние несколько лет. Анализируются основные источники формирования доходов населения и, прежде всего, оплата труда работников. Динамика реальных доходов населения (начиная с 2013 г.) имеет отрицательную величину. Специалистами рассматриваются различные причины падения уровня реального располагаемого дохода граждан в Российской Федерации за указанные периоды. В качестве разрешения обозначенной проблемы авторами предлагается решение, связанное с внесением некоторых изменений в законодательную базу страны. Данные изменения могут способствовать повышению уровня дохода населения России.

Реальные располагаемые доходы населения являются важнейшим показателем качества жизни населения, так как именно доходы граждан являются источником удовлетворения их потребностей.

Среди источников формирования доходов населения можно выделить 3 группы поступлений: факторные доходы, трансфертные платежи, а также другие поступления. К первым относятся такие доходы, как:

  1. заработная плата;
  2. доходы от собственности, в том числе: арендная плата, проценты и дивиденды от финансовых вложений;
  3. оступления от предпринимательской деятельности.

Ко второй группе доходов, а именно к трансфертным платежам, относятся:

  1. пенсии;
  2. пособия;
  3. стипендии и т.п.

И, наконец, выделяют иные поступления, такие как:

  • страховые возмещения,
  • доходы от продажи иностранной валюты и пр. [1].

Следует отметить, что основным доходом населения в регионах России является именно оплата труда работников, так как она выступает финансовым стимулом трудовой активности граждан, а также решающим фактором формирования сбережений населения. При низком уровне доходов граждане тратят большую часть средств на текущее потребление в настоящем периоде, тем самым лишая себя возможности защититься от непредусмотренных расходов в будущем.

За последние несколько лет российская экономика столкнулась с различными экономическими проблемами, в том числе с таким явлением как падение реальных располагаемых доходов населения. Федеральная служба государственной статистики под данным показателем («реальные располагаемые доходы») понимает «доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен (ИПЦ)» [6]. В то же время под номинальными доходами поднимают общую сумму денежных средств, которая была начислена за определенный период.

Проанализируем статистические данные по доходам граждан за последние 10 лет, а также рассмотрим данные по инфляции за аналогичный период (см. рис. 1 и табл. 1).

Таблица 1. Динамика изменения темпов инфляции в РФ за 2008-2018 года

Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Темп 13,28 8,8 8,78 6,1 6,58 6,45 11,36 12,91 5,38 2,52 3,39

Составлено авторами по данным Росстата

Динамика доходов населения РФ

Составлено авторами по данным Росстата

Тот факт, что высокая инфляция за рассматриваемые периоды сопровождается сокращением номинальных доходов населения, говорит об ухудшении социально-экономического положения граждан. Это заметно по динамике реального располагаемого дохода, темпы которого с 2014 года имеют отрицательное значение. Также из рис. 1 видно, что за весь указанный период изменения номинальных доходов россиян находились в положительной зоне, однако можно наблюдать тенденцию к снижению данного показателя в целом по периоду.

За последнее десятилетие Российская Федерация пережила 2 экономических кризиса: первый случился в 20072008 годах и носил мировой характер, второй - в 2014-2015 годах на фоне нестабильной геополитической ситуации [2]. Данные события также отразились на динамике номинального дохода граждан: на графике видны 2 резких сокращения уровня номинальных доходов граждан, сначала в 2008 году, а затем в 2015 г.

Следует отметить, что в период экономического кризиса доходы населения могут выражать разные тенденции, это связано с государственной поддержкой населения, которая может выражаться в индексации социальных выплат. Именно данная ситуация сложилась в 2015 году, которая характеризуется относительно невысоким падением как номинальных, так и реальных доходов населения страны.

Экономисты выделяют несколько причин падения уровня реального располагаемого дохода граждан в Российской Федерации за указанные периоды. В первую очередь к ним относят сокращающийся уровень производства и связанный с ним дефицит государственного бюджета, наличие которого не дает возможности поддерживать незащищенные слои населения в необходимом объеме [3].

Кроме того, выделяют возрастающий уровень безработицы, особенно в последние годы. По методологии Международной организации труда было выявлено, что на 2017 год уровень безработицы среди граждан России имел значение 5,2%, а количество самих безработных составляло 3 945 114 человек. Следует учитывать, что данный метод подсчета учитывает всех трудоспособных граждан в возрасте от 15 до 72 лет. В то же время количество официальных безработных среди граждан РФ в возрасте от 18 до 65 лет (имеющих статус безработных, то есть официально зарегистрированных органами занятости населения как безработные) составляет чуть более 2 миллионов человек, что почти в 2 раза ниже. Именно из-за столь высокой реальной безработицы в России растет количество людей с низкими доходами.

Еще одной важной причиной падения реальных располагаемых доходов является инфляция, которая обесценивает реальные доходы и сбережения населения. Также следует выделить теневую экономику как фактор падения реальных располагаемых доходов, так как она усиливает дифференциацию доходов общества и способствует росту дефицита бюджета из-за сокращающихся налоговых поступлений.

Вместе с тем обращает на себя внимание и достаточно низкая эффективность реализации правительственной политики в области регулирования доходов. Это, в свою очередь, приводит к явлению, при котором наиболее обеспеченная часть населения существенно увеличивает свои доходы, в то время как люди с оплатой труда на уровне среднего или ниже среднего наоборот теряют доходы, а их сбережения с каждым годом обесцениваются.

И, наконец, в качестве одной из основных причин падения реальных располагаемых доходов принято выделять резкую дифференциацию доходов не только по регионам страны, но также по занимаемым должностям (см. таблицу 2).

Таблица 2. Соотношение 10% сотрудников с наибольшей и 10% с наименьшей средней оплатой труда

Годы 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017
Соотношение уровня заработной платы, разы 24,9 22,1 14,7 16,1 15,8 14,5 14,1

Составлено авторами по данным Росстата

Данные таблицы 2 показывают, что за 13 лет ситуация значительно изменилась. Однако по-прежнему разница в доходах данных групп населения превышает 14 раз, что не снимает с повестки дня проблему социальной дифференциации и социальной напряженности в обществе (см. таблицу 3).

Таблица 3. Динамика номинальной заработной платы и реальных денежных доходов по регионам РФ

Регион Номинальная заработная плата Реальные денежные доходы
январь — ноябрь 2017 г. / январь — ноябрь 2016 г, %
Россия 7,20 -1,10
г. Москва 7,40 -3,10
Московская область 7,90 -0,20
г. Санкт-Петербург 9,90 -2,80
Краснодарский край 5,00 -1,00
Свердловская область 6,30 -4,00
Ростовская область 7,40 -1,80
Республика Татарстан 6,30 -2,10
Республика Башкортостан 6,50 -2,50
Нижегородская область 7,30 -4,20
Республика Дагестан 5,30 3,20

Составлено авторами по данным Росстата

В таблице 3 продемонстрировано распределение населения по уровню заработной платы. В ней представлено 5 групп, каждая из которых представляет 20% населения, ранжированных по уровню дохода. Так к 5-ой группе относятся 20% людей, которые получают 48% от общей суммы выплаченных заработных плат в Российской Федерации, а 1-ые 20% процентов работников получают всего 5,8% от всего объема выплат. Обращает на себя внимание то факт, что в 2017 году 80% населения страны распоряжались 52,0% от всего объёма денежных доходов. При этом каждый пятый россиянин (20%) имел почти половину (48%) всех доходов в стране.

Кроме того, динамика реального располагаемого реального дохода также сильно зависит и от местоположения региона (см. таблицу 4).

В таблице 4 представлены регионы Российской Федерации, в которых темп изменения уровня номинальной заработной платы был выше, чем в среднем по стране. Лидером по приросту номинальной заработной платы стал Санкт-Петербург со значением в 9,9%, что выше не только среднего показателя по стране в 7,2%, но и значений в других регионах из таблицы 4. Что касается других представленных регионов, то в каждом присутствует рост номинальной заработной платы, особенно высок показатель Москвы и Московской области, которые составили 7,4% и 7,9% соответственно. Данный уровень близок к среднему показателю по России.

В подавляющем большинстве регионов РФ рост оплаты труда сотрудников в номинальном значении не привел к увеличению реальных располагаемых доходов (за исключением 11 субъектов РФ из табл. 4). Наиболее существенное снижение зафиксировано в Ямало-Ненецком автономном округе, в котором уровень реальной заработной платы сократился на 15%. Существенно сократились доходы граждан, проживающих в Магаданской области (на 11,1%), а также в Республике Бурятия - на 7,6%.

В то же время за указный период некоторые регионы показали значительное увеличение доходов, среди лидеров оказалась республика Крым, где статистикой зафиксирован рост реальной заработной платы на 13,8%.

В целях повышения роста реальных доходов населения на территории всей Российской Федерации можно предложить следующие меры. Например, внесение изменений в Трудовой Кодекс РФ позволит расширить возможности участия населения в выполняемой работе. На данный момент, в соответствие со статьей 99 ТК РФ [5], граждане могут работать 40 часов в неделю, а также не более 4 часов в течение 2 дней подряд сверхурочно. Данные нормы позволяют поддерживать работоспособность человека на оптимальном уровне. Однако с учетом того, что физические способности людей могут сильно отличаться, данные ограничения не позволяют определенной группе людей полностью раскрыть свой потенциал и получить желаемый доход в одной организации. В связи с чем изменения в законодательной базе страны могли бы расширить временные рамки сверхурочного времени, предоставив населению возможность работать желаемое количество часов [4].

Кроме того, действующая в настоящее время система приема на работу граждан по основному месту работы по трудовой книжке (в обязательном порядке), также ограничивает возможности людей полноценно выполнять работу по иному месту трудоустройства. Действующее законодательство накладывает ограничение как по времени работы (не более 4 часов в день по совместительству), так и по уровню дохода (совместителям, как правило, не выплачиваются ни дополнительные вознаграждения, ни премии, ни пособия). Вместе с тем современные информационно-телекоммуникационные технологии позволяют выполнять различную работу без личного присутствия, то есть дистанционно, что необходимо использовать на данном этапе развития российской экономики.

Литература

1. Белов В.И., Степанова Т.В. Ситуационный анализ уровня жизни населения Российской Федерации в кризисный период (2014-2015 гг.) // В сборнике: Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы IX Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2017. С. 26-29.

2. Белов В.И., Степанова Т.В. Территории опережающего развития как инструмент социально-экономической политики государства //

В сборнике: Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы X Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2018. С. 133-136.

3. Бюллетени о текущих тенденциях российской экономики // Аналитический центр при Правительстве РФ. URL: http://ac.gov.ru/ publications/5478.

4. Гражданский кодекс РФ // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683.

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// http://www.gks.ru. УДК [336.76+330.131]:330.43(045) JELC22; C58; G11

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ