Управление муниципальной собственностью как инструмент повышения инвестиционной привлекательности территории

Коваль В.А.,
Студент,
Вангородская С.А.,
Доцент кафедры Социальных технологий,  кандидат социологических наук, доцент
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,
г. Белгород
Наука и современность
№51 2017

В статье рассмотрены аспекты управления муниципальной собственностью, в том числе и экономический. Собственность муниципального образования является ресурсной основой муниципалитета, что обуславливает ее использование в качестве инструмента привлечения инвестиций. Раскрываются положительные и отрицательные стороны управления муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность представляет огромный интерес для изучения, поскольку то имущество, на которое муниципальное образование имеет права, является ресурсной основой муниципалитета. От управления этой собственностью муниципальное образование может не только извлечь прибыль в результате ее приватизации, но и налоговые поступления, которые при условии рационального распоряжения муниципальной собственностью могут стать дополнительным источником дохода для местного бюджета. Доходы, полученные муниципальным образованием в результате распоряжения его собственностью, могут быть направлены на решение актуальных проблем населения конкретной территории.

Управление муниципальной собственностью регулируется большим числом нормативно-правовых актов, среди которых следует выделить: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и многие другие.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальная собственность представляет собой имущество, находящееся в ведении муниципального образования, средства местных бюджетов, а также права, которыми обладают муниципалитеты.

На основании данного федерального закона муниципальная собственность включает в себя следующие виды имущества:

  1. имущество, предназначенное для решения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  2. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, муниципальных служащих и прочих;
  3. имущество, служащее для решения вопросов местного значения [2].

Гражданский кодекс Российской Федерации наделяет муниципальное образование теми же правами, что и граждан Российской Федерации, предоставляя ему право владения, пользования и распоряжения. Это значит, что муниципалитеты в Российской Федерации равны в правах совместно с гражданами, что является положительным обстоятельством при выстраивании гражданских отношений между муниципальным образованием и населением [1].

Органами местного самоуправления, которые задействованы в управлении муниципальной собственностью, являются следующие субъекты управления имуществом муниципалитета: представительный орган, глава, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Проверку эффективности управления муниципальной собственной осуществляет контрольно-счетный орган муниципального образования.

Муниципальной собственности присущи такие особенности, как:

  1. позволяет муниципальному образованию быть независимым во взаимоотношениях с субъектами гражданских правоотношений, в том числе при исполнении муниципалитетом своих прав и обязанностей;
  2. служит механизмом поддержки и защиты местного населения [3, с. 109].

Следует отметить, что собственность муниципального образования может выступать в роли инструмента повышения инвестиционной привлекательности территории. Такая привлекательность, как правило, достигается тем, что органы местной власти создают определенные условия для ведения бизнеса посредством предоставления земельных участков, объектов недвижимости в аренду. Качество объектов муниципальной собственности и их содержание очень важны для лиц, инвестирующих в территорию муниципалитета.

Объекты муниципальной собственности также служат некой основой для органов местного самоуправления, в соответствии с которой происходит социально-экономическое развитие территории, ее развитие и проведение градостроительной политики.

Модернизация объектов муниципальной собственности не только способствует повышению привлекательности территории муниципального образования, но и дальнейшему развитию такой территории, поскольку именно она является ресурсной основой муниципалитета.

Однако, одной из проблем, возникающих в процессе распоряжения муниципальной собственностью, является то, что управление имуществом муниципалитета органами местного самоуправления зачастую ограничиваются приватизацией объектов собственности. Приватизация не всегда является действенным инструментом распоряжения муниципальной собственностью, поскольку она дает лишь единовременный эффект, по сравнению, например, с арендой.

Рассмотрим некоторые показатели управления муниципальной собственностью в Корочанском районе Белгородской области.

В 2015 году инвестиции в основной капитал и средства на долевое строительство составили в Корочанском районе 5846,8 тыс. рублей за счет средств муниципального бюджета и 21945 тыс. рублей - инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности [5].

Данные вливания свидетельствуют о том, что функционирование организаций, находящихся в муниципальной собственности, положительно и может быть привлекательно для инвесторов. Для муниципального района «Корочанский район» такие вливания существенны, учитывая, что количество населения составляет 39213 человек.

Совместная хозяйственная деятельность муниципального образования и субъектов предпринимательства чрезвычайно важна для повышения инвестиционной привлекательности территории любого муниципального образования, и Корочанский район Белгородской области не является исключением. Обеспечение здоровой конкуренции на рынке, будь то рынок услуг, недвижимости или товарный рынок, положительно влияет на увеличение количества лиц, заинтересованных в инвестировании в такой муниципалитет, в особенности, если в перспективе возможны прибыль и дальнейшее развитие.

Не стоит забывать о том, что чем больше доходы муниципального образования, тем выше его социально-экономическое развитие, а, следовательно, и обеспечение большей устойчивости такого развития.

Доходы в местный бюджет Корочанского района от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили в 2015 году 10272 тыс. рублей, от продажи материальных и нематериальных активов - 4177 тыс. рублей [5].

Наличие основных фондов муниципальной форм собственности по полной учетной стоимости в том же году составило: по коммерческим организациям - 277241 тыс. рублей, по некоммерческим организациям - 2082316 тыс. рублей [5].

Одним из направлений деятельности администрации Корочанского района является создание благоприятных условий для индивидуального жилищного строительства. Как результат - за 2015 год в районе было построено и сдано 177 жилых домов (из них, 174 - индивидуальной застройки), общая площадь которых составила 25307 кв. м. План сдачи жилых домов перевыполнен на 101,2 процента [6].

В рамках проводимых мероприятий по подготовке объектов энергетического и жилищно-коммунального хозяйства МУП «Тепловик» были выполнены работы по техническому перевооружению котельных в селах Заячье и Короткое, что позволило обеспечить стабильным теплоснабжением объекты социального назначения.

Такая модернизация одного из объектов муниципальной собственности положительно сказывается на развитии муниципалитета, в особенности, если улучшение такого рода имущества направлено не только на развитие предприятия или организации, но и на обеспечение потребностей населения территории муниципалитета. Проведение улучшений, связанных с развитием объектов собственности муниципального образования требует определенных материальных ресурсов.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением С.А. Чудинова, который, на основе проведенного анализа делает вывод о «преимущественно затрат- ном характере объектов муниципальной собственности, постоянном увеличении расходов, связанных с ее обслуживанием и модернизацией. Изношенность объектов недвижимости либо нахождение их в непригодном для использования состоянии часто приводит к сдаче в аренду или, что еще хуже, продаже по минимальной цене. За продолжительный период реформ так и не был разработан и утвержден единый классификатор объектов недвижимости, что порождает искажение сведений и создает существенные препятствия по ведению кадастра. Такая информация впоследствии является причиной некорректного определения налоговой базы и множества судебных и административных споров» [4, с. 75].

Необходимо отметить, что также одним из главных недостатков модели управления муниципальным имуществом во всех муниципальных образованиях является отсутствие единой системы оценки объектов недвижимости, обеспечивающей соответствие результатов оценки рыночным ценам, приводящее к постоянному занижению ее стоимости, а, следовательно, и к сокращению поступлений в бюджет. Это затрудняет анализ, стратегическое планирование, прогнозирование тенденций и ожидаемых поступлений в местные бюджеты, делая практически невозможным контроль реальных денежных потоков в сфере недвижимости.

Принятие муниципальной программы, направленной на извлечение не только максимальной прибыли из муниципальной собственности, но и эффекта от реализации такой собственности, должно стать приоритетной целью обозначенной программы. Муниципальная программа по распоряжению муниципальной собственностью должна включать в себя не только имущественные объекты муниципального образования, но и эффект, который должен быть достигнут в результате осуществления тех или иных действий с ними (например, в случае аренды или приватизации). Если эффект не может быть достигнут на данный момент, то следует отложить выполнение одного действия в пользу другого, более выгодного для муниципального образования. Такая программа не может иметь долгосрочный характер, поскольку рынки подвижны и, как правило, изменения могут повлиять на достижение желаемого результата как в лучшую, так и в худшую сторону.

Таким образом, муниципальная собственность представляет собой не только комплекс имущественных прав, ресурсную основу, но и достаточно эффективный инструмент для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования посредством осуществления управления имущественным комплексом, организациями и учреждениями на основе учета потребностей потенциальных инвесторов, с одной стороны, и местного населения - с другой.

По итогам проведенного анализа можно предложить такие направления по повышению инвестиционной привлекательности территории посредством осуществления управления муниципальной собственностью, как: 1) разработка и реализации стратегии управления имущественным комплексом Корочанского района с последующим принятием соответствующих программ по повышению эффективности управления муниципальной собственностью и проектов, направленных на модернизацию основных фондов муниципалитета; 2) увеличение масштабов предоставления земельных участков в аренду хозяйствующим субъектам, которые заинтересованы в развитии, проецируемом на повышение социально-экономических показателей Корочанского района 3) пересмотр системы градостроительного планирования Корочанского района, основанного на старых методах, проектирование городского и сельского пространства должно осуществляться таким образом, чтобы муниципальные образования имели возможность интенсивного развития в будущем без дополнительных затрат, которые, как правило, возникают в силу неприменимости старых методов проектирования в настоящем времени; 4) детальное изучение объектов муниципальной собственности с целью выявления более перспективных с последующим их развитием, способным принести не только доходы в будущем, но и некоторые положительные эффекты в области повышения инвестиционной привлекательности территории муниципального образования уже сегодня.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Спра- вочно-правовая система «КонсультантПлюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Версия Проф».

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Версия Проф».

3. Оганесян А.А. Совершенствование управления муниципальной собственностью как условие реализации муниципальных экономических интересов [Текст] / А.А. Оганесян // Социально-культурное и политико-экономическое развитие территорий РФ. - 2014. - С. 106-113.

4. Чудинов С.А. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути совершенствования [Текст] / С.А. Чудинов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - № 2. - С. 74-78.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Территор. орган фед. служба гос. статистики по Белгородской области. - Белгород, 1999-2017. - Режим доступа: http://www.belg.gsk.ru.

6. Администрация муниципального района «Корочанский район» Белгородской области [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Пресс-центр администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области. - Короча, 2017. - Режим доступа: http://www.korocha.ru.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ