Валютные ограничения внешнеэкономической деятельности

Д.В. Назарычев
кандидат экономических наук, старший преподаватель
кафедры финансов, налогов и кредита
Нижегородская академия МВД России
2018 / Юридическая техника

Современная валютная политика Российской Федерации базируется не только на национальном законодательстве, но и на согласованных принципах и нормах Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС), нацеленных на:

  • углубление экономической интеграции;
  • развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере;
  • обеспечение свободного движения товаров, услуг и капитала;
  • повышение роли национальных валют во внешнеторговых и инвестиционных операциях;
  • обеспечение взаимной конвертируемости национальных валют12.

12 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.). URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 15.08.2017).Российское валютное законодательство, несмотря на достаточно либеральный характер, содержит существенные требования к порядку совершения валютных операций, подлежащих постоянному контролю со стороны органов государственной власти, так как именно валютное регулирование и валютный контроль являются формами государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Валютное регулирование представляет собой особый институт финансового права, объединяющий нормы, определяющие валютные ограничения и сам процесс осуществления валютного контроля. Следовательно, валютное регулирование можно представить как систему, состоящую из двух самостоятельных элементов, устанавливающих определенные правила и обязанности для лиц, совершающих валютные операции:

  • меры валютного контроля;
  • меры валютного регулирования, или так называемые валютные ограничения;

Каждое из государств — членов ЕАЭС в исключительных случаях, а именно когда сложившаяся ситуация не может быть разрешена другими мерами экономической политики, имеют право вводить валютные ограничения на срок, не превышающий один год. При этом исключительными случаями являются:

  • резкие колебания курса национальной валюты государства — члена ЕАЭС;
  • негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов государства — члена ЕАЭС ниже допустимого уровня;
  • возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в государстве — члене ЕАЭС;
  • возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может нанести ущерб интересам безопасности государства — члена ЕАЭС и препятствовать поддержанию общественного порядка.

При этом участники Договора о ЕАЭС, которые ввели валютные ограничения, уведомляет об этом остальных членов в срок, не позднее пятнадцати дней со дня их введения.

Статья 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» декларирует основные цели валютных ограничений, а именно «предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации». Указанные ограничения даже могут отменяться «по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление».

Примером валютных ограничений могут служить правило о запрете расчетов в иностранной валюте между резидентами Российской Федерации или правило репатриации валютной выручки российских экспортеров и импортеров товаров, работ, услуг и капитала, действующее почти с постоянной строгостью с 1992 года. Валютные ограничения дополняются мерами контроля, например наблюдением за расчетами по внешнеэкономическими операциям с помощью паспортов сделок.

В настоящее время количество валютных ограничений сведено к минимуму. В отношении мер валютного контроля такого масштабного процесса не наблюдается. Это объясняется, прежде всего, задачами валютного регулирования. Однако даже в тех случаях, когда государство отказывается от ограничений, связанных с валютными операциями, оно, безусловно, сохраняет меры контроля над ними. Они необходимы для реализации поставленных целей валютной политики и регулирования, а также для получения статистической информации, необходимой для грамотного управления финансовыми потоками. Руководство страны, имея детальную статистику валютных операций, имеет возможность усиливать или, наоборот, ослаблять действующий валютный режим13.

13 Куликов А.С. Финансово-правовой режим валютных операций в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013.

Кроме того, регламентированный валютный контроль служит инструментом пресечения попыток проведения запрещенных или сомнительных операций под видом легальных. Именно в связи с этим система действующих валютных ограничений должна сопровождаться не просто формальной их отменой, но и, напротив, совершенствованием мер валютного контроля над деятельностью лиц, осуществляющих валютные операции. Однако здесь должны быть объективные пределы.

Если в 1990-х и 2000-х годах преобладала тенденция к постепенному отказу от валютных ограничений, то после кризисных периодов 2008—2009 годов и 2014-2015 годов снова заметно движение в сторону ужесточения валютного регулирования и возврата к наиболее эффективным с точки зрения государственной власти валютным ограничениям14.

14 Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учебно-практическое пособие. М., 2013.

Действующее валютное законодательство фактически минимизировано валютными ограничениями. Однако некоторые нормы и меры контроля по-прежнему воспринимаются как фактическое препятствие к осуществлению внешнеэкономической деятельности.

В связи с функционированием ЕАЭС и снятием определенных барьеров для свободного движения товаров, услуг и капитала должна проявиться тенденция к гармонизации валютного законодательства стран — участниц ЕАЭС. Первые шаги в этом направлении уже заложены в самом Договоре о ЕАЭС. Этот процесс может сопровождаться смягчением отдельных валютных ограничений и правил контроля, однако каждому государству-члену необходимо учитывать, что потребность своей экономики в защитных мерах должна быть гораздо выше, чем это представлялось в период относительной экономической стабильности.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ