Венчурный капитал, его роль в инновационном процессе

Поспелова И. Г. (Российская Федерация)
кандидат экономических наук, преподаватель
экономических дисциплин, отделение «Экономика и право»,
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Георгиевский колледж», г. Георгиевск, Ставропольский край
2016 / International scientific review

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с эффективностью развития венчурных предприятий в целях совершенствования финансирования инновационной экономики. Анализируются стадии развития венчурных предприятий и создание совместных венчурных фондов.

Экономическая роль венчурного капитала заключается в обеспечении финансовыми ресурсами инновационных компаний, в повышении качества управления ими благодаря использованию опыта инвестора в управлении, в содействии получению инновационной компанией финансирования из других внешних источников. Кроме того, институт венчурного предпринимательства поддерживает развитие инновационных отраслей, что способствует повышению международной конкурентоспособности страны, создает дополнительные рабочие места и развивает реальный сектор экономики.

Среди важнейших источников финансирования инновационных компаний на начальных этапах их развития особое место занимают денежные средства индивидуальных венчурных инвесторов, представляющие собой неформальный венчурный капитал. Формирование механизма, направленного на стимулирование и активизацию деятельности венчурных фондов в России, позволит увеличить инвестиционную активность в стране, ускорить процесс развития малого инновационного бизнеса и ориентировать российскую промышленность на рост высокотехнологичного производства.

Благодаря этому экономика страны станет не столь зависимой от сырьевых и природных ресурсов, что позволит увеличить долю ВВП от производства и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью.

Венчурный капитал - это долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и/или быстрорастущих компаний с целью получения высокой прибыли посредством продажи значительно подорожавших акций компании на фондовой бирже менеджменту этой компании и другим заинтересованным рыночным игрокам.

В России назрела необходимость перехода экономики на инновационный путь развития. Поэтому встает вопрос об организации эффективного механизма привлечения частных инвестиций и капиталов в инновационные отрасли. В то же время развитие финансовой инфраструктуры нашей страны оставляет желать лучшего. Для повышения эффективности венчурного капитала заинтересованным министерствам и ведомствам, с участием крупных игроков фондового рынка, необходимо принять следующие меры [3, с.67].

1. Для эффективного развития венчурных предприятий требуется формирование цепочки непрерывного инвестирования на всех пяти участках развития (seed, start up, early stage, expansion, exit) (таблица 1.).

Таблица 1. Стадии развития венчурных предприятий в целях совершенствования финансирования инновационной экономики

Seed - семенная стадия. Это только проект, или бизнес-идея, который необходимо профинансировать для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок.
Start up - («только возникшая компания»). Это совсем недавно образованная компания, у которой нет длительной рыночной истории. Финансирование для таких компаний необходимо для проведения научно- исследовательских работ и начала продаж.
Early stage (начальная стадия). Это компании, уже имеющие готовую продукцию и находящиеся на самой начальной стадии ее коммерческой реализации. Такие компании могут не иметь прибыли и могут требовать дополнительного финансирования для завершения научно-исследовательских работ.
Expansion (расширение). Компании, которым требуются дополнительные вложения для финансирования своей деятельности. Инвестиции могут быть использованы ими для расширения объемов производства и сбыта, проведения дополнительных маркетинговых изысканий, увеличения основных фондов или рабочего капитала [2, с.34].

В связи с вышеизложенным необходимо устранить недостатки первичного фондового рынка, обеспечивающего возможность финансирования стартовых (startup) инновационных технологических предприятий. Поэтому необходима минимизация затрат на IPO на уже существующих площадках для венчурных предприятий (площадки на РТС и ММВБ) по сравнению с обычными (по образцу лондонской AIM или варшавской SiTech).

Требуются создание технологического индекса, его популяризация и регулярная публикация в ведущих деловых изданиях и Internet-порталах. Площадка с облегченным режимом финансирования и упрощением бюрократических процедур может стать востребованной и сработать как катализатор для дальнейшего развития инновационного сектора российской экономики. Также необходима организация эффективного функционирования вторичного фондового рынка, обеспечивающего ликвидность предприятий. Появление у инвесторов возможности получать высокую доходность при выходе из венчурного предприятия (этап exit) может кардинально изменить инвестиционную культуру в стране, привлечь частный бизнес, как отечественный, так и иностранный, в развитие инновационного сектора экономики, стимулировать инвесторов избегать размещения на иностранных фондовых биржах. Развитый фондовый рынок в США стал одним из факторов успешного развития американского венчурного бизнеса.

  • Необходимо предоставление государственных гарантий венчурного инвестирования, т.е. предоставление долгосрочных банковских кредитов под государственные гарантии, а также снижение процентных ставок, так как инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала.
  • Необходимо разработать меры институционального характера для стимулирования снижения «издержек прозрачности» предприятий («прозрачные» предприятия несут риск, раскрывая информацию; в России подобные риски особенно велики из-за слабого развития защиты интеллектуальной собственности) и самих бирж (на западных биржах цена каждой услуги регламентирована), а также устранения такого препятствия для развития открытого акционирования, как нежелание руководителей компании выпускать контроль из своих рук. Для этого необходимо внесение изменений в законодательство (принятие законов об интеллектуальной собственности, регулировании иностранных инвестиций, легализации коммерческих венчурных фондов и т.п.).

На временном этапе, пока не решены проблемы институционального характера, требуется использование нестандартных методов торгов, например метода проведения двухэтапных торгов. Метод подразумевает публичное установление ценового ориентира на первом этапе и переговоры о покупке долей инвесторами на втором. Двухэтапность может помочь избежать требования прозрачности, столь дорогого пока для компаний. Все необходимые сведения инвестор может выяснить на втором этапе при частных переговорах с компанией [1,с. 32].

Подобные мероприятия станут местом стыковки интересов компаний и инвесторов, где инвесторы смогут оценить компании и принять предварительные решения о возможности их финансирования. Подобные мероприятия следует проводить по стандартам, близким к биржевым торгам, и, возможно, непосредственно на фондовых биржах (в том числе и электронных). Необходимо внедрение системы, включающей в себя оказание малым предприятиям консалтинговых, аудиторских и маркетинговых услуг через агентства, тесно сотрудничающие с биржей и знающие специфику hi-tech отраслей, так как не все венчурные предприятия в России могут самостоятельно дойти до стадии выхода на IPO, но, тем не менее, вклад их в поддержку развития инновационной экономики может оказаться существенным.

Как показывает опыт, особо эффективна поддержка, оказываемая государством в экспертизе инновационных проектов для малых предприятий научно-технической сферы. Благоприятным может также оказаться расширение сети коучинг-центров, где могли бы обучаться руководители венчурных предприятий действующим зарубежным схемам ведения венчурного бизнеса, адаптированным к российским условиям, в том числе и схемам выведения предприятий до IPO. Привлечению зарубежных инвестиций в инновационный бизнес России присущи и положительные, и отрицательные черты. Страны, вложившие средства в венчурные фонды России, очевидно, преследуют в первую очередь свои цели, а не цели России. Конечные, наиболее ценные технологии и высокотехнологичные продукты вывозятся за рубеж заказчику.

Таким образом, признавая значение зарубежных инвестиций в подъеме национальной экономики, представляются стратегически важными развитие собственной индустрии рискового капитала, а для этого необходимо создание венчурных фондов с государственным капиталом, венчурных трастовых компаний, которые смогут инвестировать средства физических лиц в реализацию венчурных проектов как государственных, так и негосударственных организаций, а также привлечение средств Пенсионного фонда и страховых компаний, что является обычной практикой в странах, где успешно осуществляется венчурный бизнес.

Возможно создание совместного венчурного фонда, от имени которого будут осуществляться рисковые инвестиции, и как результат - снижение рисков может послужить привлечению дополнительных средств. Такие фонды имеют статус финансового партнерства с ограниченной ответственностью и получили за рубежом широкое распространение. Их участники получают прибыль и несут убытки пропорционально вложенным средствам.

Одним из ключевых моментов в реализации вышеописанного является необходимость совместной работы представителей экономики и юриспруденции, что позволит внести необходимые поправки в законодательство, которые, с одной стороны, наиболее точно отвечали бы требованиям эффективного развития экономики и, с другой стороны, укладывались бы в уже принятые рамки законодательства и не имели бы подводных камней и двойного истолкования.

Также нами предложено участников российского рынка инноваций разбить на несколько групп. Это российские промышленные компании, венчурные технологические фонды, государственные фонды поддержки НИОКР и инноваций, иностранные компании, агентства по трансферу технологий. Наиболее известным венчурным технологическим фондом является Mint Capital. Это единственный в классическом смысле венчурный фонд, который работает на всех стадиях развития инновационных проектов. В перспективе венчурные технологические фонды должны стать связующим звеном между сектором малого инновационного бизнеса и крупными компаниями, но пока для этих финансовых институтов.

Малые инновационные компании и исследовательский сектор не видят в них серьезного помощника, способного привлечь инвестиционные ресурсы.

Таблица 2. Стадии инновационного развития крупных российских предприятий


Стадия
Характеристика
Организационно- управленческие инновации Структурируются отношения между подразделениями, вводятся планирование и бюджетирование, обновляются кадры, компьютеризируется обработка управленческой информации, внедряются ERP-системы.
Рыночные инновации Выстраиваются сбытовые и распределительные сети, логистические цепочки, маркетинговая политика, возможно образование вертикально-интегрированных холдингов, меняются упаковка и дизайн продукции, обновляется и расширяется ассортимент продукции.
Модернизация Обновляется оборудование, закупаются готовые технологические линии и технологии, создаются исследовательские подразделения, задача которых - разрабатывать оригинальные продукты на базе заимствованных технологий, ведутся поиски новых незанятых рыночных ниш
Инновационно- технологическое развитие Ведутся поисковые НИОКР, создаются корпоративные НИИ и венчурные фонды, привлекаются профильные научные коллективы

Также, к третьей группе участников российского рынка инноваций можно отнести государственные фонды и ряд федеральных и региональных целевых программ поддержки инновационного бизнеса, которые финансируют разные стадии развития инновационных проектов, начиная от завершения НИОКР и заканчивая внесением инвестиционных ресурсов в обмен на долю в уставном капитале образующейся компании.

Финансовый резерв их слишком мал, чтобы существенно влиять на инновационные процессы в стране. И здесь, прежде всего, стоит упомянуть Фонд содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере, который на протяжении всей своей деятельности способствует формированию и развитию малых предприятий путем предоставления средств на проведение исследований и разработок, а также коммерциализации продукции малых предприятий [4, с.39].

Четвертую группу участников российского рынка инноваций представляют агентства по трансферу технологий.

Таблица 3. Необходимые условия успешной работы венчурного фонда России

Условие Комментарий
Тесная связь с источниками, генерирующими новые инновационные проекты Должна быть выстроена надежная система взаимодействия крупных корпораций с научными центрами. Создание корпоративных технопарков и представительств
Высококачественная технологическая экспертиза Необходимо иметь возможность получать заключения наиболее известных и авторитетных ученых и исследователей
Доступ к дешевым деньгам для финансирования НИОКР Дешевый источник финансирования
Доступ к рынкам продукции Гарантированный заказ
Маркетинговая и производственно-технологическая экспертиза Привлечение экспертов по сбыту и технологиям
Менеджмент фонда Знание рынка перспективных технологий
Выход на международные рынки Речь идет о крупных промышленных корпорациях, занимающихся скупкой перспективных проектов, инвестиционных фондах

Эти субъекты инновационного рынка в своем большинстве пока концентрируют свою деятельность исключительно на приобретении технологий для их последующей перепродажи за рубеж при минимальном развитии этих технологий. Примерами могут служить такие агентства по трансферу технологий, как Spirit, «Техноконсалт».

В сегодняшней ситуации, когда Россия достигла определенной степени политической и финансовой стабильности, можно наблюдать ряд благоприятных предпосылок для углубления инновационной кооперации, консолидации национальной инновационной системы. Положительный вектор образуется тем, что:

  • необходимость инновационного системообразования признана ведущим политическим, экономическим и социальным институтами;
  • сохранился фронтальный академический сектор науки, способный при благоприятных условиях выступать фундаментом и координатором системы инновации;
  • происходит рост сети организаций инновационно-технологической инфраструктуры и трансфера технологий;
  • существует интерес крупного капитала, в частности топливно-энергетических компаний;
  • функционируют научно-инновационные программы и конкурсы;
  • возникли общественные институты горизонтальной интеграции инновационных усилий (например, ассоциация «Технопарк»);
  • идут обсуждения и реализация различных концепций и законодательных актов, развернута подготовка специалистов по инновационному менеджменту.

Ключевыми проблемами формирования инновационного бизнеса в стране являются отсутствие массового спроса на нововведения; слабо развита одна из стержневых составляющих эффективного инновационного комплекса крупные высокотехнологические компании, генерирующие партнерские инновационные отношения в экономике и обществе; отсутствуют или не получили достаточного развития многие элементы научно-инновационной инфраструктуры; не конституирован в качестве полноценного сектора научно-инновационной сферы малый и средний наукоемкий бизнес, продуцирующий широкий спектр инновационных взаимосвязей.

Существуют различные законодательные и бюрократические препятствия; специфика инновационных отношений не полностью учитывается при проведении административных реформ; важнейшие государственные решения принимаются, как правило, без детальной и всесторонней научной экспертизы в ходе инвестиционных взаимодействий.

Не запущены механизмы оборота интеллектуальной собственности, отсутствует социально - общественное понимание инновационной деятельности.

Для решения данных проблем развития инновационной экономки, нами предложено, предпринять следующие меры на государственном уровне (табл.4).Данный вопрос показывает, что России необходимо формировать свою инновационную политику на всех уровнях экономики, которая позволяет снизить издержки и удешевить национальную экономику.

Таблица 4. Оптимальная модель взаимодействия

Результаты частно-государственного партнерства: выигрывают все
Государство Частный сектор
Снижение затрат Снижение рисков
Корректировка приоритетов Диалог с учеными
Дух предпринимательства Отработка инновационных механизмов
Гибкость управления Новые идеи, решения, кадры
Инновационная культура Доступ к уникальному оборудованию

В международном масштабе позволит сократить отставание от Европы и Азии, главным выходом из которого является формирование добавочной стоимости, и определить мировые рынки сбыта. Инновации позволяют реанимировать машиностроительную отрасль (авиастроение) и усовершенствовать электроэнергетику. Это позволит изменить отношение мировых институтов по ведению сырьевой политики к России в настоящее время. Это же приведет к привлечению инвестиций в Россию и в научно- технологическую сферу.

Литература

1. Венчурный капитал и инновации. Материалы отчёта Комитета по научной и технологической политике ОЭСР за 1996 г. в сборнике «Венчурное финансирование: теория и практика». АНХ при Правительстве РФ, М., 1998.

2. Mansfield E., Rapport A. and others. Social and private rates of return from industrial innovation. The quarterly Journal of economics. № 91.

3. O'Shea and Stevens. «Government and venturecapitalists». The OECD Observer, № 213.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Пер. с нем. В.С. Автономова, М.С.Лобского, А.Ю. Чегуренко. - М.: Прогресс, 1982.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ