Влияние внутреннего государственного долга на экономический рост

Волкова Анна Владимировна,
студентка, 2 курс финансово-экономического факультета
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Шарова Варвара Андреевна,
студентка, 2 курс финансово-экономический факультета
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2019 / Инновации и инвестиции

Аннотация: В статье рассмотрено влияние внутреннего государственного долга на экономический рост Российской Федерации. Проведен анализ макроэкономических показателей, сделаны выводы о степени их взаимозависимости.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса [1].

Государственный долг играет важную роль в макроэкономической системе любой страны. Это связано тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают существенное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества. Особое внимание следует уделить внутреннему государственному долгу, поскольку он является основным источником покрытия бюджетного дефицита, а также государственных заимствований на внутреннем финансовом рынке.

Актуальность заключается в том, что государственный долг является важным показателем экономики страны (особенно в отношении к ВВП), так как идет извлечение средств из бюджета для обслуживания государственного долга. В связи с этим появляется необходимость в сокращении расходов, в основном, на социальные нужды, а это прямым образом отражается на жизненном уровне населения. Поэтому важной социально-экономической задачей является правильное управление размерами и структурой государственного долга.

Под внутренним государственным долгом, в соответствии с Бюджетным кодексом, понимаются обязательства, выраженные в национальной валюте, при этом, иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, но оплачиваться они должны в российской валюте [2].

По мнению Фролова Т.А., внутренний государственный долг в некоторых случаях приводит к перераспределению доходов населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что деньги из бюджетов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они приобретают государственные облигации [3].

Решение проблемы государственного долга - один из путей достижения макроэкономической стабилизации. От этого решения зависит состояние федерального бюджета, уровень процентных ставок, инфляции, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты.

Величина государственного долга в 2016 г. составила 12,49 трлн рублей небольшая в отличие от других развитых стран. Однако это не означает, что Россия может решать свои проблемы за счет наращивания государственного долга. Безусловно правильно использовать государственные заимствования в качестве финансовых поступлений в сложные для страны времена. Но этот механизм не может всегда служить цели выхода из кризиса и не может являться постоянным источником пополнения бюджета. А в противном случае возникает долговая пирамида, когда для финансирования текущих выплат по долгам происходят дополнительные заимствования. Вспомним пирамиду ГКО, которая была обрушена в 1998 году. Изначально государство пустилось в долги для финансирования бюджетного дефицита, но вскоре пирамида ГКО превратилась в выгодный бизнес по выведению средств налогоплательщиков из бюджета в прибыль немногочисленных частных лиц. Доходность по гособлигациям была искусственно завышена и достигала в реальном выражении 30-40%. В результате, к 1997 году расходы на погашение и обслуживание госдолга России вдвое превышали ежемесячные налоговые поступления [4]. В то же время, с другой стороны, снижалась средняя заработная плата, что вело к снижению расходов домашних хозяйств на потребление.

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2017г. составил 11563,8 млрд. и увеличился за год, с 1 января 2016 г. на 926,39 млрд. руб. Однако если рассматривать с 1 января 2009 г., то прирост составляет 8903,07 млрд. руб. [5]. Иными словами, с 2009 по 2017гг. государственный долг возрос в 4 раза. Необходимо брать во внимание, что в экономическом плане, для Российской Федерации 2009 г. оказался большим испытанием в связи с длительным мировым финансовым кризиса. Анализ данных показывает, что объем государственного внутреннего долга на 1 января 2017 г. составил 8514,3 млрд. руб., то есть внутренний государственный долг увеличился с 2009 г. на 7014,48 млрд. руб. [6]. Основной причиной быстрого роста внутреннего долга является покрытие дефицита федерального бюджета. При этом, основным источником являлся внутренний, а не внешний долг.

Таблица 1. Динамика государственного долга Российской Федерации в 2009-2017 гг. млрд. руб.

Показатели 01.01.09 01.01.10 01.01.11 01.01.12 01.01.13 01.01.14 01.01.15 01.01.16 01.01.17
Всего государственный долг 2660, 73 3230, 70 4152, 87 5342, 95 6519, 77 7543, 78 1029 9,12 1063 7,41 11563, 8
К ВВП, % 6,65 6,42 6,58 7,5 8,29 8,45 11,9 13,8 12,8
Государственный внутренний долг 1499, 82 2094, 73 2940, 39 4190, 55 4977, 89 5722, 24 7241, 17 7307, 61 8514,3
К ВВП, % 3,7 3,97 4,4 5,65 5,98 5,99 9,2 10,9 9,5
Государственный внешний долг 1160, 91 1135, 97 1212, 48 1152, 88 1541, 88 1821, 54 3057, 95 3329, 8 3049,5
К ВВП, % 2,95 2,45 2,28 1,85 2,31 2,46 2,7 2,9 3,4

Источник: официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru.

Как свидетельствуют данные таблицы 1, в структуре государственного долга в настоящее время отмечается превалирование его внутренней составляющей. Это связано с тем, что в последние годы в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним. В свою очередь, внешний долг с 2009 г. по 2017 г. увеличился на 1888,59 млрд. руб., и тенденция была разнонаправленной. Увеличение внешнего долга в последние годы обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Тот факт, что превалирующей частью государственного долга является внутренний долг, несомненно, наталкивает на размышления о возможном влиянии на население и его потребление. Внутренний долг имеет пропорциональное влияние на располагаемый доход домашних хозяйств и организаций, так как это и есть основные кредиторы. Наличие располагаемого дохода прямо пропорционально потреблению. В свою очередь, сокращение доходов, сокращение потребления ведет и к сокращению внутреннего долга, но ведет к увеличению внешнего долга, так как в современных условиях для поддержания стабильной экономической ситуации необходимы вливания денежных средств в экономику. Следовательно, высокий внутренний долг и неумолимо увеличивающийся внешний долг могут привести к наихудшим последствиям для экономики нашей страны.

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2015-2017 годы, государственная политика в области государственного долга направлена на обеспечение исполнения бюджетных обязательств, развитие выпуска государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, выступающих основным источником финансирования дефицита бюджета. При этом основная часть дефицита бюджета должна покрываться за счет внутренних заимствований.

Таблица 2. Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2009-2017 гг. млрд. руб.

Показатели Государственный внутренний долг, всего Государственные долговые ценные бумаги Доля в гос. внутреннем долге, % Государственные гарантии Доля в государственном внутреннем долге, %
01.01.09 1499,82 1421,47 94,8 72,49 4,8
01.01.10 2094,73 1837,17 87,7 251,36 12
01.01.11 2940,39 2461,59 83,7 472,25 16
01.01.12 4190,55 3546,43 84,6 637,33 15,2
01.01.13 4977,55 4064,28 81,6 906,64 18,2
01.01.14 5722,24 4432,38 77,5 1289,85 22,5
01.01.15 7241,17 5475,71 82,4 1765,46 17,6
01.01.16 7307,61 5573,09 83,9 1734,52 20
01.01.17 8514,3 5943,4 69,8% 2570,9 30,2

Источник: заключение Счетной палаты РФ от 10.10.2014 N ЗСП-367/16-10 "На проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"[Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req =doc; base=PRJ;n=131225#0.

Внутренний рынок государственный ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, стал одним из ключевых сегментов финансового сектора страны, так как по отношению к общему внутреннему государственному долгу он составлял в 2015 г. 82,4%. С 2009 по 2015 гг. объем внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, увеличился на 4054,24 млрд. руб., и на начало 2015 года составил 5475,71 млрд. руб.

Объем внутреннего долга в виде государственных ценных бумагах в 2010г. составил 1837,17 млрд. руб., что на 29,2% больше чем в 2009 г. и на 76,1% больше чем в 2017. Однако стоит заметить, что в процентном соотношении к общему объему внутреннего государственного долга, данный показатель снижается, что связано это с увеличением задолженности по государственным гарантиям в общем объеме внутреннего долга. Начиная с 2009г. происходило совокупное привлечение средств на внутреннем рынке капитала, о чем свидетельствует ежегодное увеличение показателей долговых ценных бумаг.

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на структуру федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации. Таким образом, увеличение объема обязательств непосредственно влияет на государственный долг, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита. За последние 6 лет обязательства по долговым ценным бумагам росли интенсивнее, чем обязательства по государственным гарантиям, однако если рассматривать данный показатель по отношению к общему объему государственного долга, то здесь наблюдается противоположная ситуация. Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, существенно превышающими темпы роста государственного долга.

По государственным гарантиям Российской Федерации государственный внутренний долг увеличился на 475,61 млрд. руб. и на 1 января 2017 г. составил 2570,9 млрд. руб. Это значение весьма сильно превышает верхний предел государственного внутреннего долга по государственным гарантиям, установленный статьей 15 Федерального закона от 3 декабря 2013 года № 216-ФЗ. Если в 2009 г. на долю государственных гарантий приходилось порядка 4,8 % долговых обязательств Российской Федерации, то в 2017 г. этот показатель увеличился до 30,2%, имея устойчивую тенденцию к росту во все предыдущие годы. Стоит отметить, что в 2010 г. показатель составил 251,36 млрд. руб., что в 3,5 раза больше чем в 2009 г. [7].

Подводя итоги вышесказанному, из анализа внутреннего государственного долга мы можем сделать вывод, что на данный момент величина внутреннего долга находится на приемлемом уровне, однако наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, что негативно сказывается на экономическом росте страны.

Библиографический список:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/06aa1455e8d48f2799fb9e3 e4f5b0060913db5a0/.

2. Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://processes.open-mechanics.com/articles/437.pdf.

3. Фролова Т.А. Рынок ценных бумаг: Конспект лекций. Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2011г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m202/17_3.htm.

4. Сулакшин С.С. Кравченко Л.И. Дёгтев А.С. Социально-экономическое развитие России в 2015гг.// Центр научной политической мысли и идеологии. 2015г. URL: http://rusrand.ru/.

5. Официальный сайт Федеральной службы российской статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru.

6. Официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru.

7. Заключение Счетной палаты РФ от 10.10.2014 N ЗСП-367/16-10 "На проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=131225#0.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ