Маренков А.С. - студент
Попов В.В. научный руководитель,
доктор юридических наук, профессор,
кафедра финансового, банковского и таможенного права,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
2018 / Достижения науки и образования
Земельный налог входит в систему местных налогов и сборов, составляя тем самым основу муниципального бюджета. Размер местного бюджета и его способность решать вопросы местного значения напрямую обусловливают эффективность муниципального образования [7, с.35]. Именно поэтому важно создавать необходимые условия для правильного исчисления земельного налога. К сожалению, на практике зачастую не обходится без проблем, связанных с определением налоговой базы по налогу.
Земельный налог регламентируется главой 31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [2]. Его налоговой базой согласно ст. 398 НК РФ выступает кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (это земли в границах муниципального образования). Таким образом, налоговая база приравнивается к величине кадастровой стоимости. Правовое регулирование кадастровой стоимости земельных участков находится в ведении земельного законодательства, которое понятие «кадастровая стоимость» помещает наряду с понятием «рыночная стоимость» в институт оценки земли (ст. 66 Земельного кодекса РФ [1]).
Процедура проведения государственной кадастровой оценки земли, являющаяся предпосылкой исчисления земельного налога, определяется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» [3]. Однако Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 310-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [4] действие статей 24.12-24.17, регулирующих порядок действий при проведении оценки земель, приостановлено, соответственно, эти определяющие процедурные нормы перестали быть рабочими. Фактически наложен мораторий на проведение оценки. С чем же это связано?
Как уже было сказано, кадастровая стоимость земельных участков существует в тесной связи с рыночной. Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден в условиях конкуренции. Рыночная стоимость, в отличие от кадастровой, учитывает все необходимые характеристики земельного участка, такие, как: целевое назначение и разрешённое использование, местоположение участка, перспективы развития района и многое другое. В связи с этим рыночная стоимость имеет право претендовать на точность и справедливость. Этого не скажешь о кадастровой стоимости, что производится массово, без учёта индивидуальных особенностей конкретных земельных участков, из-за чего является чрезвычайно завышенной. Методология массовой оценки основана на построении статистических моделей и используется для расчёта кадастровой стоимости тысяч объектов. Случаев, при которых на основании ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ две величины - рыночная и кадастровая - приравнивались, крайне мало.
Поэтому неизбежно возникают ситуации, когда кадастровая стоимость земельных участков в разы превышает рыночную. А поскольку земельный налог исчисляется именно по итогам кадастровой оценки, владельцы земельных участков вынуждены выплачивать порою огромные суммы. Например, в Башкортостане рассматривалось дело, в котором истец требовал у компетентных исполнительных органов власти приравнять кадастровую стоимость к рыночной, так как разница была колоссальной - в 9,2 раза [6]. Исследователи выделяют несколько причин сложившейся тенденции:
Усугубляется это положение тем, что оценщик не проводит ценового зонирования, весьма произвольно определяя стоимость земли, что еще больше отдаляет рыночную стоимость от кадастровой [8, стр.420]. Негативная правоприменительная практика, массовые случаи судебных дел, связанных с оспариваниием величины кадастровой стоимости, участившиеся случаи уклонения от уплаты земельного налога - всё это не могло не повлечь реакции государства.
В 2016 году был принят новый Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» [5], который внёс существенные изменения в порядок проведения государственной кадастровой оценки земли: в частности, законодатель предлагает учитывать индивидуальные характеристики земельного участка. Однако законом установлен переходный период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года, а на это время будет применяться старая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 года. То есть законодательные новеллы, введённые с целью обеспечить справедливость и более чётко определить порядок определения кадастровой стоимости, и, следовательно, налоговой базы по земельному налогу, начнут своё действие только через полтора года. К тому же, этот Федеральный закон обязывает учитывать прежнюю кадастровую стоимость земельных участков, что уже является подтверждением того, что и новая кадастровая стоимость не будет приравнена к рыночной.
Для земельных участков, которые появились после 1 января 2014 года, действует правило ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ - в случае отсутствия кадастровой стоимости применяется рыночная. Но чтобы исчислять и взимать земельный налог, налогоплательщик должен сначала определить его рыночную стоимость, подать сведения о ней в налоговый орган, и только после этого у него появится возможность уплаты. С целью избежания этого, а также возможной новой, завышенной кадастровой стоимости целесообразно внести изменения в ст. 398 НК РФ: определить налоговой базой по земельному налогу рыночную стоимость, поскольку именно такое положение обеспечит точность и справедливость уплаты данного налога.
Список литературы
1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // РГ. 2001. № 211-212. 30 окт.; Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 31.12.2017 г. (дата обращения: 20.05.2018).
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст.3340; [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 23.04.2018 г. (дата обращения: 20.05.2018).
3. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об оценочной деятельности» // РГ. 1998. №148-149. 6 авг.; [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 30.07.2017г. (дата обращения: 20.05.2018).
4. Федеральный закон от 3.07.2016 г. № 310-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // РГ. 2016. № 151. 12 июля; [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 30.11.2016 г. (дата обращения: 20.05.2018).
5. Федеральный закон от 03.06.2016 № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» // РГ. 2016. № 146. 6 июля; [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 30.07.2017 г. (дата обращения: 20.05.2018).
6. Решение Верховного Суда Республики Башкортостан по делу № 3га-621/2015 ~ М-544/2015 // Сайт «РосПравосудие» [Электронный ресурс] // URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-bashkortostan-respublika-bashkortostan-s/act-499233927/ (дата обращения: 15.05. 2018).
7. Попов В.В., Тришина Е.Г. К вопросу об участии представительных органов местного самоуправления в налоговом правотворчестве // Налоги-журнал. 2014. № 1.С. 34-37.
8. Якупова Н.М., Налимова Л.И. Проблемы оценки кадастровой стоимости земельных участков // Фундаментальные исследования. 2016. № 7.С. 418-421.