Земельный налог: проблемные аспекты определения налоговой базы

Маренков А.С. - студент
Попов В.В. научный руководитель,
доктор юридических наук, профессор,
кафедра финансового, банковского и таможенного права,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
2018 / Достижения науки и образования

Земельный налог входит в систему местных налогов и сборов, составляя тем самым основу муниципального бюджета. Размер местного бюджета и его способность решать вопросы местного значения напрямую обусловливают эффективность муниципального образования [7, с.35]. Именно поэтому важно создавать необходимые условия для правильного исчисления земельного налога. К сожалению, на практике зачастую не обходится без проблем, связанных с определением налоговой базы по налогу.

Земельный налог регламентируется главой 31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [2]. Его налоговой базой согласно ст. 398 НК РФ выступает кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (это земли в границах муниципального образования). Таким образом, налоговая база приравнивается к величине кадастровой стоимости. Правовое регулирование кадастровой стоимости земельных участков находится в ведении земельного законодательства, которое понятие «кадастровая стоимость» помещает наряду с понятием «рыночная стоимость» в институт оценки земли (ст. 66 Земельного кодекса РФ [1]).

Процедура проведения государственной кадастровой оценки земли, являющаяся предпосылкой исчисления земельного налога, определяется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» [3]. Однако Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 310-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [4] действие статей 24.12-24.17, регулирующих порядок действий при проведении оценки земель, приостановлено, соответственно, эти определяющие процедурные нормы перестали быть рабочими. Фактически наложен мораторий на проведение оценки. С чем же это связано?

Как уже было сказано, кадастровая стоимость земельных участков существует в тесной связи с рыночной. Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден в условиях конкуренции. Рыночная стоимость, в отличие от кадастровой, учитывает все необходимые характеристики земельного участка, такие, как: целевое назначение и разрешённое использование, местоположение участка, перспективы развития района и многое другое. В связи с этим рыночная стоимость имеет право претендовать на точность и справедливость. Этого не скажешь о кадастровой стоимости, что производится массово, без учёта индивидуальных особенностей конкретных земельных участков, из-за чего является чрезвычайно завышенной. Методология массовой оценки основана на построении статистических моделей и используется для расчёта кадастровой стоимости тысяч объектов. Случаев, при которых на основании ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ две величины - рыночная и кадастровая - приравнивались, крайне мало.

Поэтому неизбежно возникают ситуации, когда кадастровая стоимость земельных участков в разы превышает рыночную. А поскольку земельный налог исчисляется именно по итогам кадастровой оценки, владельцы земельных участков вынуждены выплачивать порою огромные суммы. Например, в Башкортостане рассматривалось дело, в котором истец требовал у компетентных исполнительных органов власти приравнять кадастровую стоимость к рыночной, так как разница была колоссальной - в 9,2 раза [6]. Исследователи выделяют несколько причин сложившейся тенденции:

  • некачественная исходная информация об объектах оценки;
  • часто она неполная или не соответствующая фактическим реальным характеристикам;
  • дефицит рыночных данных;
  • поверхностная и некачественная работа с ними.

Усугубляется это положение тем, что оценщик не проводит ценового зонирования, весьма произвольно определяя стоимость земли, что еще больше отдаляет рыночную стоимость от кадастровой [8, стр.420]. Негативная правоприменительная практика, массовые случаи судебных дел, связанных с оспариваниием величины кадастровой стоимости, участившиеся случаи уклонения от уплаты земельного налога - всё это не могло не повлечь реакции государства.

В 2016 году был принят новый Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» [5], который внёс существенные изменения в порядок проведения государственной кадастровой оценки земли: в частности, законодатель предлагает учитывать индивидуальные характеристики земельного участка. Однако законом установлен переходный период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года, а на это время будет применяться старая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 года. То есть законодательные новеллы, введённые с целью обеспечить справедливость и более чётко определить порядок определения кадастровой стоимости, и, следовательно, налоговой базы по земельному налогу, начнут своё действие только через полтора года. К тому же, этот Федеральный закон обязывает учитывать прежнюю кадастровую стоимость земельных участков, что уже является подтверждением того, что и новая кадастровая стоимость не будет приравнена к рыночной.

Для земельных участков, которые появились после 1 января 2014 года, действует правило ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ - в случае отсутствия кадастровой стоимости применяется рыночная. Но чтобы исчислять и взимать земельный налог, налогоплательщик должен сначала определить его рыночную стоимость, подать сведения о ней в налоговый орган, и только после этого у него появится возможность уплаты. С целью избежания этого, а также возможной новой, завышенной кадастровой стоимости целесообразно внести изменения в ст. 398 НК РФ: определить налоговой базой по земельному налогу рыночную стоимость, поскольку именно такое положение обеспечит точность и справедливость уплаты данного налога.

Список литературы

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // РГ. 2001. № 211-212. 30 окт.; Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 31.12.2017 г. (дата обращения: 20.05.2018).

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст.3340; [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 23.04.2018 г. (дата обращения: 20.05.2018).

3. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об оценочной деятельности» // РГ. 1998. №148-149. 6 авг.; [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 30.07.2017г. (дата обращения: 20.05.2018).

4. Федеральный закон от 3.07.2016 г. № 310-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // РГ. 2016. № 151. 12 июля; [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 30.11.2016 г. (дата обращения: 20.05.2018).

5. Федеральный закон от 03.06.2016 № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» // РГ. 2016. № 146. 6 июля; [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru - 30.07.2017 г. (дата обращения: 20.05.2018).

6. Решение Верховного Суда Республики Башкортостан по делу № 3га-621/2015 ~ М-544/2015 // Сайт «РосПравосудие» [Электронный ресурс] // URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-bashkortostan-respublika-bashkortostan-s/act-499233927/ (дата обращения: 15.05. 2018).

7. Попов В.В., Тришина Е.Г. К вопросу об участии представительных органов местного самоуправления в налоговом правотворчестве // Налоги-журнал. 2014. № 1.С. 34-37.

8. Якупова Н.М., Налимова Л.И. Проблемы оценки кадастровой стоимости земельных участков // Фундаментальные исследования. 2016. № 7.С. 418-421.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ